Древнерусская новогодняя трапеза.

  В древнерусской традиции  главным обрядовым животным в праздновании Нового года, Рождества и Крещения была свинья. 1 января на Руси праздновали день Василия Кесаретского, поэтому и жертвенное животное называли Кесаретский поросенок. Поросёнок в языческой Руси был символом плодородия, богатства, благополучия в жизни человека, поэтому христианская церковь называла его воплощением бесовской силы. Старые языческие божества истолковывались, как враждебные христианству.  

Народные традиции оказались сильнее запретов и  жертвенная новогодняя свинья — или кесаретский поросенок осталась в памяти народа, как достояние крестьянского мира и отдельной семьи. Съезжаясь  утром 1 января на погост, односельчане в старину вскладчину готовили жареного кесаретского поросенка или целую свинью, варили в общем котле и съедали “всем миром”.

Общинный характер ритуальной еды односельчан свидетельствовал о сохранении в быту русской деревни древних обрядов, характерных для родового строя.

Наряду с этим существовал и ритуал семейного съедания свиньи. К 1 января в каждой семье готовили полугодовалого поросёнка, которого зажаривали целиком.

В новогодний вечер собираются все домашние, ставят свечу перед иконой Василия Великого. Перед новогодним ужином на стол насыпают семена ржи, пшеницы, гречи или овса в форме креста, вокруг которого насыпают семена в виде круга, получается “хрест у кругу”. Стол покрывали белой скатертью, и семья садится вечерять. Поевши борща, все встают, старший в семье берёт блюдо с поросенком или свининой и 3 раза поднимает его вверх к иконе, потом ставит блюдо на то самое место на столе, где под скатертью насыпаны семена, и все произносят молитву Василию Великому о том, чтобы “свиньи водились и усякая скотина”.  Эту молитву произносят трижды, каждый раз трижды поднимают блюдо с поросёнком к иконам. После этого семья продолжить прерванный ужин, глава семьи  не разрезывает, а разламывает жаркое и раздает всем по частям — это называется “кесаретского ломать”.  Пока едят “кесаретского” поросёнка младший из детей сидит под столом и хрюкает, после его кормят отдельно (обряд деревни Саламыкова, Обоянского уезда).

Празднование Нового года всегда мыслилось, как ритуальная трапеза, во время которого приобщались божеству, вкусив от него, то есть главное блюдо олицетворяло «животный образ божества». На святки это был жареный поросенок или кабан, солнечное божество. Главный атрибут праздника – ритуальная еда, во время которой умирающее божество поедалось, и возрождалось в человеке, принося радость и счастье.

Обрядовый новогодний ужин, на котором семья съедала «кесаретского поросенка» имел  магическое значение, он должен был вызвать плодородие (зёрна в круге), обильный урожай, плодовитость живности, урожай, благополучие в семье. Под покровом трапезы христианского праздника в ритуальной еде сохранился древний языческий смысл. От православия в этом обряде, нет ничего, кроме зажигания свечи Василю Кесарийскому, обращения к нему. Рассыпание на столе зерен в виде креста, окружённого кругом – это древний символ солнца из дохристианской религии славян.

Кроме ритуального съедания поросёнка в новогодних трапезах  были приняты блюда приготовленные из зерен злаков, муки, плодов, ягод. У русских как у всех древних славян, ритуальные трапезы приходили накануне трёх главных дней зимних праздников: Рождества, Нового года, Крещения.

Кутья — одно из главных новогодних ритуальных блюд в Рождество, Новый год и Крещение. Малорусы варят особую кутью. В одном горшке варят пшеницу, а в другом -варят в меду яблоки, груши и сливы.

Обязательной частью трапезы  в Сочельник  был взвар, узвар или “сочиво”, (компот) из сухих фруктов и ягод, с медом или сахаром.

Широко распространённым блюдом в Сочельник были блины, их начинали печь с утра в сочельник, блинами одаривали колядующих. В новогодние дни пекут шанежки — маленькие круглые открытые пирожки, вроде ватрушек и расстегаев, то есть «расстёгнутых» пирожков. Начинка для них грибы, картошка, каша, мясной фарш, ягоды, капуста и др.

Поросёнок, кутья, взвар, блины, толокно, кисель – вот ритуальные блюда, которые готовят для встречи новолетия и других обрядовых трапезах древней Руси.

Недвижимость в Литве

Сейчас на русских новогодних столах соблюдаются основные ритуальные традиции древности — обилие мясных блюд, разнообразных закусок,  из муки готовят множество печёных изделий (пирогов, тортов, пряников, пирожных и пр.),  готовят обильное питьё, компоты и соки.  Конечно, зажигают свечи, открывают шампанское, загадывают желания и просят для себя и своей семьи всех благ — здоровья, счастья, благоденствия и благополучия.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org