В наши дни фрукты любят все и едят в самых разных уголках земного шара. Они не только очень вкусные, но и содержат большое количество полезных веществ, улучшающих здоровье человека. Но всегда ли люди их ели? Какие фрукты претендуют на звание самых древних? И какие из них упоминаются в Библии и Коране?
Историки так и не смогли до сих пор прийти к однозначному выводу о том, какой фрукт является самым древним. По всей видимости, фрукты сопровождают человеческую цивилизацию на всем протяжении ее развития. На звание древнейших обычно претендуют инжир и яблоко, но и бананы вполне могут конкурировать с ними. Попробуем разобраться, какой же из этих фруктов может считаться наиболее древним.
Фиговое дерево
Плоды инжира растут на дереве, которое называется фиговым. Другое название этого растения – смоковница. Ученые полагают, что это одно из первых плодовых деревьев, которые человек научился культивировать. Его родиной считается Малая Азия. Оттуда инжир распространился по всему средиземноморскому региону.
Как вы думаете, листком какого дерева прикрывали свою наготу изгнанные из Рая Адам и Ева? Да, это было именно фиговое дерево. Его листы немного напоминают кленовые, но их лопасти более округлые, а не резные.
Инжир неоднократно упоминается в Библии – как в Ветхом, так и в Новом Завете. Христос рассказывал ученикам притчу о бесплодной смоковнице, которую хотел срубить хозяин виноградника.
В Коране 95-я сура называется «Ат-Тин», что переводится как «смоковница». В ней Аллах клянется двумя благословенными плодами – инжиром и маслиной – в том, что человек был сотворен в самом прекрасном виде.
Яблоко раздора
Яблоки люди едят с незапамятных времен. Их предполагаемой родиной называют Центральную Азию – просторы между Казахстаном и Киргизией. По количеству упоминаний в мировой культуре яблоко, пожалуй, стоит на первом месте. С ним связано огромное количество мифов и преданий.
Именно золотое яблоко, согласно античной легенде, стало причиной Троянской войны. Его подбросила богиня раздора Эрида во время свадебного пира. Зная, как рассорить богинь, она написала на нем слово «Прекраснейшей». И действительно, тут же Афродита, Афина и Гера стали ссориться из-за него.
Их спор должен был разрешить троянский царевич Парис. Он присудил яблоко и титул красивейшей богини Афродите, а та в благодарность за это помогла ему выкрасть Елену. Разгневанный муж Елены Менелай отправился вызволять свою жену и с этого началась легендарная Троянская война.
Миф о библейском яблоке
Существует широко распространенное заблуждение, якобы Змий искушал Еву и Адама в Райском саду яблоком. Но в Библии нет прямого указания на то, какой именно фрукт ели Адам и Ева, ослушавшись запрета Бога. В книге «Бытие» говорится только о том, что это был плод с дерева, которое дает знание.
Откуда же взялся миф про яблоко искушения? Скорее всего, это заблуждение возникло в эпоху Раннего Средневековья. При переводе Библии на латынь Иероним Стридонский в сцене грехопадения первых людей использовал слово «mālum», то есть «яблоко». Это слово созвучно с термином «malum», что означает «грех». Очевидно, этими соображениями руководствовался составитель «Вульгаты».
Какой же именно плод вкушали Адам и Ева в Эдеме? Существует множество версий на эту тему, но одной из самых популярных является гипотеза о том, что всё-таки это был тот самый инжир, который так часто встречается на страницах Библии.
Райский фрукт
Казалось бы, бананы стали популярны на Западе не так давно – еще пару столетий назад они считались экзотикой. Но именно бананы претендуют на пальму первенства в звании древнейших фруктов.
Упоминания о бананах встречаются уже в Ригведе – это древнеиндийская священная книга, написанная на санскрите. Ригведа начала создаваться в 17 веке до нашей эры, то есть она на несколько столетий старше Ветхого Завета.
Предположительно родиной бананов являются острова Малайского архипелага. А оттуда они распространились по другим регионам Юго-Восточной Азии. Местные жители не только ели бананы в натуральном виде, но и готовили из них муку. А банановые листья они использовали для изготовления одежды и в хозяйственных нуждах.
У многих людей бананы ассоциируются с Африкой. Но на этот жаркий материк они проникли только в 7 веке вместе с кочующими арабами. Местный климат оказался для бананов благоприятным и поэтому они распространились по Африканскому континенту.
В качестве «райского фрукта» бананы упоминаются в 56-й суре Корана. В ней говорится о том, что праведники будут пребывать в Раю, где будет много фруктов, в том числе висящие рядами плоды бананов.
Какие фрукты ели древние люди?
Далекие предки человека ели не только мясо, но и растительную пищу. Для пополнения своего рациона они отыскивали съедобные коренья, травы и различные плоды — фрукты и овощи. Ученые считают, что первые фрукты были небольшого размера — «райские яблочки» скорее напоминали орехи. На вкус они были не столь приятными как современные фрукты. Они могли быть горьковатыми или кислыми. Только 10 тысяч лет назад люди стали предпринимать первые попытки окультурить дикие растения.
Виноград, одна из основных сельскохозяйственных культур в библейские времена, выращивался в виноградниках для производства вина, и земля с многочисленными виноградниками символизировала изобилие и процветание.
В большинстве библейских упоминаний о винограде имеется в виду преуспевающее сельское хозяйство, и самым ярким образом в этом плане служит огромная гроздь, которую двенадцать разведчиков принесли из обетованной земли в качестве доказательства ее плодородия.
В Библии богатый или бедный урожай часто связывается с послушанием или непослушанием, с наградой в виде Божьего благословения или с Его наказанием. В этой схеме присутствует и виноград. Не созревание винограда означает бедствие для земли.
Бог изображает своенравную Иудею в виде посаженного Им виноградника, который должен был приносить добрые ягоды, но принес дикие (Ис.5:2, 4; ср. Мф.7:16; Лк.6:44). В нескольких пророческих местах для изображения греха и его плачевных последствий используется образ «кислого винограда», набивающего на зубах оскомину (Иер.31:29–30; Иез.18:2), ангел с острым серпом обрезает грозди винограда на земле и бросает их в точило Божьего гнева.
Кроме образа виноградной грозди и собственно ягод, в Библии широко используются образы виноградной лозы и виноградника.
В том, что лоза приносит плохие плоды, виноват не виноградарь, который старательно посадил лозу и заботился о ней (Иез.17:5–6). Лоза виновата сама. Она принесла плохой виноград, несмотря на все свои преимущества. В результате плохая лоза должна быть уничтожена.
Суд: уничтожение виноградника. В притче Исаии Израиль отождествляется с виноградником, посаженным Богом. Однако, лоза виноградника приносит плохие плоды, поэтому Бог говорит:
Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим:
отниму у него ограду, и будет он опустошаем;
разрушу стены его, и будет попираем,
и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его,
– и заростёт он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
Иначе говоря, Бог придёт с судом и уничтожит виноградник. Образ обрываемой лозы явно говорит о полном разрушении города.
В Библии, во Второзаконии, не только подчеркивается идея суда, но прослеживается органическая связь между грехами Божьего народа и грехами печально известного города Содома:
Виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие. (Втор.32:32).
Плач по поводу грядущего суда описан как плач в винограднике. Согласно Ис.16:10, «исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют» (Ам.5:17). Ирония заключается в том, что место, которое обычно было местом ликования, превратится в место плача.