Древние корни греческого гостеприимства

xenios-zeus

Греческое слово Филоксения — φιλοξενια (лат. Philoxenia), буквально переводится, как «друг незнакомца», широко воспринимается, как синоним слова  гостеприимства….

Для греков понятие Филоксения — φιλοξενια намного глубже, чем просто гостеприимство. Это неписанный закон культуры общества, призванный показывать вежливость и щедрость по отношению к незнакомцам.

Греки чрезвычайно щедры, когда приглашают гостей в свой дом или когда сами приходят в гости. В греческих деревнях нет ничего необычного в том, чтобы жители деревни вдруг появлялись у двери иностранца, или даже временного жильца, арендующего комнату, с полным пакетом свежих помидоров, или даже с бутылкой местного оливкового масла.

Филоксения, или гостеприимство в современном греческом обществе может быть такой же простой и обыденной традицией, как доброе слово, улыбка, помощь застрявшему автомобилисту, покупка еды для бездомного или открытие дверей своего дома друзьям, соседям и путешественникам.

Ваджра-vadzhra-6

Зевс Гостеприимный — Zeus Xenios (греч. Ο Δίας ξένιος) 

Гостеприимство древнегреческой культурное берёт своё начало в Древней Элладе. Один из эпитетов древнегреческого бога Зевса — Ксенос (греч. Ξένιος — гостеприимный) — поскольку Zeus Xenios (греч. Ο Δίας ξένιος) был защитником всех путешественников. Таким образом, Зевс воплотил в жизнь простых греков религиозное обязательство быть гостеприимным ко всем путникам, нуждающимся в еде и ночлеге.

Римский поэт Овидий в 8 веке н.э. написал прекрасную историю, описывающую священные отношения гостеприимства между хозяином и гостем, воплощённые в древнегреческую традицию.

Однажды древнегреческие боги Зевс и Гермес, одетые, как бедные путешественники, пришли в деревню в поисках убежища на ночь. Бедная пожилая пара — Бауцис (греч.Μπάουκς) и Филимона (греч. Φιλήμονα) впустили их в свой дом и приветствовали, как гостей, они щедро подавали им еду и вино.

После многократного наполнения чаш вином для своих гостей хозяин Бауцис вдруг заметил, что винный кувшин по-прежнему полон. Филимона тоже поняла, что гости, пришедшие в их дом, на самом деле были богами, спустившимися с небес. Она предложила мужу убить их единственного гуся, чтобы накормить гостей. Тронутый этим жестом гостеприимства, Зевс вознаградил их щедрость, превратив скромный деревенский дом в красивый каменный храм. Супруги, принявшие Зевса в своём доме, стали хранителями храма Зевса, а после смерти они превратились деревья, охраняя двери храма с каждой стороны.

За шесть тысяч лет в легендарной истории Чёрного моря известно несколько его названий. Наше море называли Понт Аксинский — Негостеприимное море, Понт Эвксинский — море Гостеприимное,  Скифское море, Киммерийское море, Понт Эвксинским, море Русское, Синее, Святое море, а теперь оно известно, как Чёрное море. 

терпандер - муз. Греции

Троянская война

Согласно легенде, даже событие, столь же важное, как Троянская война, началось из-за нарушения гостя правил гостеприимства (Xenios — ксении). Троянский принц Парис был гостем царя Спарты Менелая, но он похитил жену Менелая, Елену Прекрасную.

И Одиссея, и Илиада заполнены эпизодами, в которых правила гостеприимства либо почитаются, либо игнорируются, и за нарушение этих правил следует неизбежное наказание. Например, когда Одиссей попадает на остров циклопов, обращение циклопа с Одиссеем и его командой является нарушением обычаев гостеприимства. Циклоп наказан за свою агрессию. Хитроумный Одиссей ослепил жестокого «хозяина» пещеры и спасся бегством.

Одиссей под брюхом барана бежит из пещеры Циклопа - 500 г. до н.э.Пелика

Одиссей под брюхом барана бежит из пещеры Циклопа — 500 г. до н.э.Пелика

В другой истории жена Одиссея Пенелопа вынуждена была, согласно правилам и древним обычаям гостеприимства кормить, поить и развлекать целую компанию гостей, претендующих на её руку женихов. Гости не только ведут себя неподобающим образом, но их поведение и требования становятся грубыми, назойливыми и обременительными для хозяйки дома. Гости-женихи вели себя, как неблагодарные и невежливые гости, в полной уверенности, что сам хозяин дома Одиссей погиб в дальних краях, и не может защитить свою жену Пенелопу. Заключительная сцена описывает, как тайно вернувшийся в свой дом Одиссей, жестоко расправляется с обнаглевшими женихами и изгоняет их из своего дома. Эту сцену возмездия над непрошеными гостям за их неподобающее поведение, можно рассматривать как наказание за вопиющее злоупотребление традициями гостеприимством, и его важнейших правил и предписаний.

Афина и Геракл-athena_herakles_этрус. гор. Вульчи-

Основные причины возникновения традиции гостеприимства. 

Есть много причин, почему гостеприимство было более распространенным обычаем в те давние времена.

Путешествия во времена Гомера были гораздо более длительными и лишёнными всякого комфорта, чем в наше время. Из-за того что путешественник проводил многие дни и ночи вдали от дом,  в незнакомых местах, где не было ночлега, не было отелей и гостиниц, в которых путешественник мог заплатить и остаться на ночь.

Путешественникам приходилось полагаться на гостеприимство добрых людей, которые дадут им кров для защиты от непогоды и воров, поделятся с гостями едой и питьём. Однако была и плата за это гостеприимство в виде преподнесения подарков хозяевам дома.

Другой возможной причиной античного гостеприимства был тот факт, что не было стран достаточно безопасных для путешествия, поэтому без такой доброй традиции гостеприимства со стороны местных жителей, было бы просто невозможно путешествовать по чужеземным территориям. На дорогах путешественников и купцов поджидало много опасностей, в безлюдных местах очень часто они могли быть захвачены и даже убиты разбойниками.

Ещё одно возможное объяснение обычая гостеприимства состоит в том, что греки считали, что сами боги хотели, чтобы простые люди проявляли гостеприимство по отношению к незнакомцам, стучащим в дверь, и просящим крова и еды. Считалось также, что отказ путнику в еде и ночлеге, то есть не предоставление услуг гостеприимства, приведёт к наказанию хозяев дома от богов.

Наконец, гостеприимство в античные времена могло быть проводником известия о доброте и гостеприимстве жителей деревни или города, послужит доказательством состоятельности горожан и принесёт им славу и почёт.

Этимология слов: гость, гостиница и господин

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org