Один из самых любимых и массовых в Армении, который празднуют 14 февраля — древний армянский праздник Терендез или Трндез. История возникновения праздника Терендез в Армении восходит к языческим временам — он символизировал проводы зимы и радостное ожидание весны. Своими народными гуляньями Терендез очень напоминает русскую Масленицу.
Изначально Терендез был языческим праздником в ритуале огнепоклонников и назывался «Трндез», что, в буквальном переводе с армянского, означает: «сноп сена перед вашим домом» . После того, как Армения приняла христианство, название праздника претерпело изменение, и он стал называться «Трндез», от слова «тер» — хозяин, творец. Главными участниками христианского варианта «Трндеза» стали юноши и девушки — молодожены или те, кто в текущем году собираются пожениться.
Праздник в древней Армении был связан с поклонением богу Огня – громовержцу Ваагну. По легенде, Ваагн, рожденный из божественного огня утреннего Солнца, убил дракона, охраняющего источник воды, который в обмен на человеческие жертвы давал людям воду. Огонь утреннего Солнца победил холодную зиму, растопил замёрзшие воды земли, и с приходом вешних вод земля зацвела.
В дохристианские времена праздник в Армении отмечали как фестиваль пробуждения природы, поскольку люди считали, что сломать холод зимы и сделать поля плодородными может сила огня, поэтому на праздник Терендез зажигали костры, чтобы помочь Солнцу и ускорить приход весны.
Люди верили, что после праздника Терендез зима отступает и погода становилась теплее.
Традиции праздника
После принятия христианства Терендез привязали к одному из главных церковных праздников – Сретению Господня.
Армянская апостольская церковь ежегодно празднует Сретение Господне или Тъярнэндарач (встреча с Творцом) 14 февраля — на 40 день после Богоявления. Армянская церковь отмечает единый праздник Рождества и Крещения Господня 6 января.
По ветхозаветному закону, женщине, родившей мальчика, в течение 40 дней было запрещено входить в Божий храм. По истечении этого времени она приходила в храм с младенцем, чтобы принести благодарственную жертву Господу.
Навстречу Богоматери, переступившей с младенцем на руках порог храма, вышел древний старец — Симеон, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя.
По церковному уставу, накануне праздника Терендез, после завершения вечернего богослужения, совершается обряд освящения четырех сторон света — Андастан, а затем — обряд благословения свечи.
По древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи на улицах, и во дворах домов в городах и селах Армении, разжигают костер, символизирующий спасительный свет Христа, а молодожены и влюбленные, взявшись за руки, прыгают через огонь. Особую радость это традиция доставляет детям и молодым.Считается, что во время обряда пламя костра обретает особую энергию обновления, новой жизни.
В народе верят, если пары смогут трижды перепрыгнуть через костер, не разнимая рук, их семья будет крепкой, а любовь — вечной. В качестве залога счастья и благополучия молодоженов, по традиции, осыпают семенами пшеницы и конопли.
По традиции через огонь костра прыгают бездетные женщины в надежде обзавестись потомством, а также другие участники Терендеза, чтобы привлечь удачу и благосостояние. Затем все берутся за руки и водят вокруг костра хороводы.
Девушки на выданье в этот день обязательно гадают. На Терендез в Армении можно увидеть необыкновенно романтическое зрелище – поздно вечером, девушки и юноши гуляют, держа в руках стаканчики с маленькими свечками, зажженными от плодоносного огня костров. Так происходит каждый год, и таким образом бережно хранятся армянские традиции и обычаи.
В сельских местностях собирают пепел, оставшийся от костров, и развеивают по полям, чтобы год был удачным, а урожай хороший.
Праздник Сретения Господня Католикос Всех Армян Гарегин Второй объявил Днем благословения молодоженов. Во всех армянских церквях, по традиции, 14 февраля после праздничной литургии Тъярнэндарача проводится обряд благословения молодых.