Известно, что первая Оборона Севастополя во время Крымской войны 1854—1855 годов длилась 349 дней. Севастополь смог сопротивляться осаде англо-франко-турецких войск 349 дней не только благодаря героизму русских солдат, но и умело построенным оборонительным сооружениям. Построил фортификационные сооружения в Севастополе русский инженер Эдуард Иванович Тотлебен. Его «прямой конкурент», известный бельгийский инженер-строитель обороны Анри Бриальмон, называл Тотлебена лучшим военным инженером XIX века.
Потомок захудалого дворянского рода Эдуард Тотлебен поступил в военное Инженерное училище Петербурга. Тотлебен проявил недюжинные инженерные таланты, но оказался катастрофически слаб здоровьем. Из-за болезни сердца на военную службу его не брали.
Только личное прошение на высочайшее имя Николая I позволило Тотлебену остаться в армии. Где его очень скоро заметил инженерный генерал Карл Шильдер, передавший молодому дарованию свой опыт.
«Боевое крещение» Эдуард Тотлебен получил во время Кавказской войны, закладывая «остроумные» брешь-батареи и летучие сапы, позволявшие успешно осаждать труднодоступные аулы. По возвращении Карл Шильдер сделал его своим адъютантом и траншей-майором. В Дунайской армии Тотлебен выполнял задания Шильдера, а когда генерал был тяжело ранен, взял на себя командование всеми работами.
Инспекция Севастополя
Во время Крымской войны Тотлебену поручили проверить, насколько Севастополь готов противостоять осаде, которая ожидалась по данным разведки. Историк пишет:
Севастопольский главнокомандующий Меншиков считал, что все в порядке, поэтому сразу предложил Тотлебену уехать. Но тот всё равно обследовал укрепления и доложил о недостатках фортификации. Властный Меншиков был впечатлён его настойчивостью и официально назначил его руководить оборонными работами. Высадись десант чуть раньше, Севастополь был бы мгновенно взят. Большая удача, что у Тотлебена была хотя бы капля времени на подготовку.
Инженерные работы под огнём
Ни о каком «правильном» возведении укреплений уже не было речи – десант стоял практически у ворот. Поэтому новые пятиугольные бастионы возводились из чего угодно: корзин и мешков с камнями и песком, жердей, корабельных обломков. Максимально использовался выгодный рельеф местности. Рыли траншеи, соединяющие бастионы. Пространство между бастионами заполняли редутами и системой окопов для пехоты (ложементы).
Приблизившись к Севастополю, противник к своему удивлению, неожиданно увидел грозную оборонительную систему, ему пришлось менять планы и отказаться от ранее намеченной атаки в лоб. Англо-французская армия начала вести плотный артиллерийский огонь по Севастополю.
Работы по строительству оборонительных сооружений не прекращались ни днём ни ночью. Строительство обороны шло настолько быстро, что вражеская разведка все время запаздывала со своими сообщениями. Когда войска десанта противника начинали наступления на разведанный «слабый участок» нашей обороны, он уже был достаточно укреплён, чтобы дать достойный отпор врагу. Адмирал Нахимов прямо говорил:
Мы бы пропали без Тотлебена. За день он делал столько, сколько не делалось и за год.
Первым делом Тотлебен решил создать сплошную оборонительную линию, объединив разрозненные укрепления в северной и южной части Севастополя. На некоторых участках фортификацию приходилось воздвигать фактически заново. Время поджимало, так как наступление ожидалось со дня на день. Здесь-то и пригодилось умение немецкого инженера расставлять хитрые минные ловушки, чтобы притормозить движение противника. Английская разведка докладывала, что русским удалось создать глубокую оборону, которую невозможно сходу преодолеть. Но это было не совсем так – всё делалось в последнюю минуту. Но пока осаждавшие готовились к затяжному штурму со всеми вытекавшими отсюда последствиями, Севастополь получил драгоценные дни и недели отсрочки.
Замысел Тотлебена состоял в том, чтобы расположить на всех укреплениях артиллерийские батареи и соединить их траншеями в общую оборонительную систему. Захватить ту или иную высоту при таком раскладе становилось затруднительно, потому что при всякой попытке окружения нападавших останавливал оружейный огонь. Таким образом, Севастополь получил фронтальную и фланговую защиту на подступах. И, действительно, после этого город превратился в крепкий орешек.
Инженерные изобретения Тотлебена
Последним словом в инженерном искусстве стали минные подкопы под позиции противника, или, как их еще называли, «минные галереи». Дело было в том, что наши инженеры знали геологию местности лучшие неприятеля и понимали, что делать подкопы в Севастополе можно и на большей глубине.
Тотлебен велел рыть минные подкопы под позиции врага на глубине 12 метров. В то время, как неприятель рыл под наши позиции подкопы на глубине не более 4-6 метров. Получалось так, что мины, закладываемые нашими саперами, подрывали не только минные галереи врага, расположенные выше наших, но и уничтожали позиции врага на поверхности.
Гениальные достижения русского инженера настолько поражали французских и британских офицеров, что во время переговоров те просили позволить им взглянуть на этого человека. Противник планировал взять Севастополь за неделю, однако город сопротивлялся почти год. Создание «Каменной летописи Севастопольской обороны»
Верность студенческому братству.
Однажды к Тотлебену обратился каторжанин Фёдор Достоевский, некогда знакомый с ним по Инженерному училищу. Достоевский просил похлопотать о том, чтобы ему позволили заняться литературой. Тотлебен исполнил просьбу, передав письмо Достоевского в штаб великого князя Николая Николаевича. В архивах письмо Достоевского сохранилось с резолюцией:
Произвести в прапорщики, либо уволить с чином 14-класса. В обоих случаях дозволить заниматься литературой и печататься на законных основаниях
После Крымской войны Тотлебен ещё много сделал для российской армии. Благодаря ему во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. была взята крепость Плевна. Это событие предрешило исход всей русско-турецкой войны.
Эдуард Иванович Тотлебен (1818 — 1884 г.г.) был назначен директором инженерного департамента, в 1863 — товарищем генерального инспектора по инженерной части, он руководил строительством и реконструкцией множества крепостей по всей империи. В 1863 году под наблюдением и руководством Тотлебена были усилены оборонительные укрепления наших крепостей — Свеаборг, Динабург и Николаев, укреплены Выборг и устья Невы и Западной Двины; Кронштадт обеспечен от атаки флота. В 1869 году Тотлебен составил проект укрепления Киева, в частности, составил проект Лысогорского форта.
С 1871 по 1875 годы был занят разработкой новой системы оборонительных линий, и их главными крепостными опорными пунктами. Для этой цели он произвёл ряд изысканий у Брест-Литовска, Ковны, Белостока, Гониондза, Гродны, Дубно и Проскурова.
В 1873 году, в особом совещании о стратегическом положении России, под председательством Государя, был принят план Тотлебена по строительству линии оборонительных укреплений:
— усилить Новогеоргиевск, Ивангород и Варшаву передовыми укреплениями;
— построить передовые укрепления вокруг Бреста, для прикрытия железных дорог;
— укрепить Гродну, Ковну и позицию под Вильной, возвести
— укрепления у местечка Осовец и обеспечить переправу через реку Западную Двину у Риги;
— построить укрепления впереди Дубно и Проскурова;
— усилить передовыми укреплениями Бендеры и устроить укрепления у Очакова и Ямполя.
5 апреля 1879 года Тотлебен был назначен временным генерал-губернатором Одессы, а 1 сентября того же года — командующим войсками Одесского военного округа.
18 мая 1880 года назначен генерал-губернатором в Северо-Западный край (виленским, ковенским и гродненским генерал-губернатором), но прослужил недолго. Уже в 1882 году был вынужден выехать для лечения за границу.
Эдуард Тотлебен скончался 19 июня 1884 года в Бад-Зодене (Гессен-Нассау, Германия), 5 октября 1884 года по повелению императора Александра III перезахоронен на Братском кладбище в Севастополе.