Следы древнего человека на территории Крыма появились 300 тысячи лет назад – в эпоху палеолита, когда человек приручил огонь и научился делать сложные рубящие орудия труда из камня. Со времени появления человека на Земле и до наших дней сменилось всего 2 тысячи поколений. В конце ледникового периода (15-9 тыс. лет назад) на территории Крыма появились первые стоянки древнего человека. (Когда впервые появился человек на Крымском полуострове?) Ледник постепенно отступал, открывая для первобытных людей, новые земли.
Посмотрите на карту-схему – ледник и моря заштрихованы, белым отмечена земля, точками обозначены стоянки древнего человека. В те древние времена окрестности Евпатории мало походили на современные ковыльные степи. Здесь текли реки, журчали ручьи, по берегам рек зеленели заросли ольхи, вяза, граба, клена, можжевельника и земляничника, у самого моря, на песке росли сосновые рощи. В тени деревьев жили олени и косули, волки и лисицы, барсуки и зайцы, стада сайгаков и куланов. В теплых водах залива обитало множество всякой рыбы — осётр, ставрида, хамса.
В эпоху мезолита (10-6 тыс. лет назад) люди приручили собаку и научились делать микролиты – миниатюрные каменные инструменты для охоты и рыбалки, они научились строить лодки и стрелять из лука – это были охотники и собиратели.
7 тысяч лет назад – началась эпоха неолита, когда человек впервые начал обрабатывать землю, выращивать скот, развивать гончарное ремесло, строить печи для обжига глиняных изделий – в это время появились первые крупные поселения людей, появилась социальная иерархия и элита в сообществе людей.
В районе современного Прибрежного, на берегу озера Сасык-Сиваш в 1934 г. обнаружена стоянка людей медно-каменного века, 5 тыс. лет до н.э.
За шесть тысяч лет легендарной истории Черного моря известно несколько его названий. Море называли Понт Аксинский (др.-греч. Πόντος Ἄξενος -«Негостеприимное море»), Скифское море, Киммерийское море, Понт Эвксинский (др.-греч. Εὔξενος Πόντος, лат. Pontos Euxinus -«Гостеприимное море»), в период средневековья с IX-X веков — Русское море, Синее, Святое море….
Разнообразные природные условия привлекали в Крым народы самых разных культур и традиций. Древних кочевников на полуостров привлекали обширные пастбища, землепашцев — плодородные земли, охотников — леса с множеством дичи, мореходов — удобные морские бухты и мелководные заливы, где много рыбы.
Итак, народы, населявшие Крым на протяжении всей истории Крымского полуострова:
Тавры
Начиная с I тысячелетия до н. э., племена тавров жили в горной и предгорной части Крыма и на всём южное побережье Таврии (Крыма). Самоназвание этого племени дошло до нашего времени от античных греков, эллины называли их «Ταύροις» — звучать как *Ταυρο-ρως ,что-то вроде «тавро-росы» (греч. Ταυρος — «бык», русск. тур, слав. *turь), *tur-ros– или *tur-rus-, от корня *ros/*rus– «белый», в том числе в составе сложения *tur-rus– «Тур светлый», греческого ξανθός -«светлый», «светловолосый». Весь крымский полуостров «Χερσόνησος Ταύροις» — Херсонесом Таврическим, то есть «полуостровом тавров», возможно, таврорусы были коренными жителями Тавриды. Этнос с именем ‘Рос’ в античной Таврии.
Древнейшие памятники материальной культуры тавров на полуострове датируются около X века до нашей эры, хотя их культура прослеживалась и в более ранних археологических памятниках Крыма. Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников — каменных «таврских ящиков». Тавры занимались земледелием, скотоводством, охотой, иногда промышляли морским пиратством. С началом новой эры тавры постепенно растворились в среде скифов, в результате чего появился новый этноним — «тавроскифы», существовавший до II-III века н.э.
Первые упоминания о таврах мы находим в трудах греческих и римских историков и географов — VI века до н. э., последние — I века н.э. «Живут тавры грабежом и войной», рассказывает Геродот. Эллинов и мореходов, попавших к ним в плён, они приносят в жертву своей богине Деве. С таврами археологи связывают многочисленные памятники Кизил-кобинской археологической культуры, бронзового века, расположенные в горном и предгорном Крыму (в Красных пещерах) в IX—VI веках до н. э. Здесь найдена лепная керамика чёрного цвета, орудия труда из кости: шилья и наконечники стрел, зерновые ямы, загоны для скота.
Вот, что писал о таврах греческий географ 1 века до н.э. Скими Хиосский:
«Тавры – народ многочисленный и любят кочевую жизнь в горах; по своей жестокости они варвары и убийцы и умилостивляют своих богов нечестивыми деяниями»
По сведениям древних авторов, тавры занимали территорию от Керкинитиды до полуострова Скалистого (Керченского).
Киммерийцы Боспора Киммерийского
Киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. Киммерийцы произошли от племён Срубной культуры, которые населяли в конце 2 – начале 1 тысячелетия до н.э. степи Северного Причерноморья и земли на запад от Нижнего Днестра и равнинную часть Таврики в IХ-VII вв. до н. э. Равнины и степи западного Крыма всегда манила к себе своими природными богатствами.
В начале железного века киммерийцы перешли к кочевому образу жизни потому, что изменился климат, стал более сухим и жарким. С переходом к кочевому скотоводству у киммерийцев произошёл распад общинного строя, возникла частная собственность, знатная верхушка общества владела большими стадами скота. Социальное и имущественное разделение общества на богатых и бедных заметно по курганным погребениям. Выделяется конная воинская аристократия. Общественный строй железного века представлял собой, вероятнее всего, военную демократию.
Киммерийские племена не были целостным объединением, а состояли из временных союзов и разрозненных племён со своими вождями.
В VII веке до н. э. скифы вытеснили киммерийцев за пределы Северного Причерноморья. Память о киммерийцах надолго сохранилась только в легендах и географических названиях в Крыму: Киммерия, Керченский пролив назывался Боспор Киммерийский (греч. Βόσπορος -Боспорос) — «Коровий брод», Боспор или Босфор, селение Киммерик… О киммерийцах есть упоминания в ассирийских текстах 714 г. до н.э. К сожалению памятников их материальной культуры в Крыму очень мало.
Скифы сформировались из племён Срубной археологической культуры, исходящей из более ранней Ямной и Катакомбной археологической культуры эпохи медного и бронзового века, представители которой обитали в Нижнем Поволжье, которые передвигаясь на запад, в 800 г. до н.э. заняли территории киммерийцев. Племена кочевников — скифов появились в равнинном Крыму и Северном Причерноморье в VII веке до нашей эры. Со временем скифы перешли к оседлому образу жизни и вобрали в себя часть живших местных племён. Геродот оставил нам свидетельства и описание внешнего облика скифов, описывая их, как светловолосых людей с голубыми или зелёными глазами. Бородатые, русоволосые, в длинных кафтанах, в мягких кожаных сапогах и войлочных шапках — скифы для древних греков представлялись дикими варварами.
Слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье, где обитали скифы называли Скифией. В источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называют готов, а персы называли скифов саками, в более поздних византийских источниках скифами называли восточных славян — русь и тюркоязычных хазар, и печенегов.
По Геродоту самоназвание скифов Сколот (лат. Skolot, Skolt, Kelt)
В III веке до нашей эры держава скифов значительно сократилась под натиском родственных племён сарматов, скифы потеряли свои владения в Северном Причерноморье и Присивашье, и осели в равнинном Крыму.
Именно здесь сформировалось позднескифское государство, во главе с царём Скилуром (греч. Σκιλουρος) и его сыном царевичем Палаком (греч. Παλακος — Палакос -«воин») который правил Малой Скифией со столицей в городе Неаполе Скифском. Царь Палак воевал с Херсонесом в 107 г. до н. э., был убит в сражении с полководцем Митридата VI Диофантом. (С.А. Жебелев, Последний Перисад и скифское восстание на Боспоре, ВДИ, 1938, №3; О.Н. Трубачев, Лингвистическая периферия древнейшего славянства. Индоарийцы в северном Причерноморье, Вопросы языкознания, №6, 1977, с. 17.)
Палакион ( греч. Παλακιον) – так называлась военная крепость, построенная скифами в Крыму во II веке до н.э., (ныне Балаклава) очевидна связь названия этой крепости с именем скифского царя Палака.( А. Андреев, История Крыма, М.-2002.) Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости.
Столица царских скифов была перенесена в Таврию (Крым), и на реке Салгир (в черте современного Симферополя) возник Неаполь Скифский. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Царские скифы активно вели борьбу с греческими Боспором и Херсонесом за влияние на полуострове. Скифы остро нуждались в выходе к морю, для ведения торговли с греческими городами.
У скифов конница была основным видом войск. Скифы первыми в истории войн успешно применили стратегическое отступление – противник, смешивая свои ряды, бросался вдогонку, в надежде на лёгкую победу, но встречал неожиданный встречный удар из засады. Скиф и его конь были едины в бою. Быстро нападая, скифы так же быстро исчезали из поля зрения. Со скифами сложно было воевать – это отмечают многие античные авторы.
Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н. э., скифы стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Политическая активность скифов была временно ослаблена в результате их поражения в войне с Боспорским царством, пославшем против скифов войско полководца Диофанта, выступившего на стороне Херсонеса.
Однако во 2-й половине I века до н.э., при царях Фарзое и Инисмее скифы вновь усилились и неоднократно воевали с Боспорским государством. Война скифов с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. сплотила скифские племена в единое государство от Азовского моря до Дуная.
Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III века до н.э. и Неаполь Скифский пал под ударами сарматов, а затем на полуостров вторглись готы, предки прагерманских племён, которых позднее вытеснили кочевники гунны. Оставшиеся на полуострове скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие и постепенно смешались с таврами, сарматами и готами и аланами.
Геродот рассказал о богах скифов, сравнивая их со своими греческими или персидскими богами. Высшего бога скифов он сравнивал с персидским богом Ахурамазда, мудрым властителем, который обычно изображался на коне. Женское божество у Скифов — Великая Богиня или Мать Богов. Геродот перечисляет имена скифских божеств Табити (Гестия в греческой мифологии). Табити, божество семьи, домашнего очага, считалась покровителем скифов. Бог Папай (греч. Папайос, подобный Зевсу), Ойтосир (Аполлон бог искусств и ремёсел), Аргимпаса (Афродита Апатурская), Фагимасад (Посейдон –бог морей и океанов) и Аресе — боге войны, представлявшийся скифам в виде короткого меча Акинака, которому они поклонялись. Геродот упоминает о прародителе скифов герое Геракле и змееногой богине Борисфена (Днепра) от которых произошёл род царских скифов, живших в северном Причерноморье и в Таврии (Крым)
Западнее сарматов жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы. Чешский историк-славист, археолог Любор Нидерле, считает, что «Скифы-земледельцы, живущие между Бугом и Днепром (Herodot, IV. 17,18, 53, 54) над порогами и ведущие совершенно иной образ жизни по сравнению с подлинными скифами-кочевниками, не могли быть никем иным, кроме как предками восточных славян. В то время к Черному морю славяне проникали лишь, как торговцы, а древнеславянское слово «корабль», славяне-скифы заимствовали еще до нашей эры из греческого karabion. Хотя, можно заметить в нём славянский корень «короб».
Любор Нидерле утверждает, что «Подолье и Волынь должны были быть славянскими уже в эпоху Геродота, судя по его сообщениям о жителях этих областей, которых он называет неврами (Neupoi) (IV. 100-118) и славянское происхождение которых вполне очевидно.»
В разные исторические времена на Крымском полуострове оседали многие народы, выбирая себе место по душе, и становясь участниками всех исторических событий на полуострове. На территории древней Тавриды жили по соседству люди разных этносов, отличающиеся разным укладом жизни, традициями, обычаями, вероисповеданием. На такой небольшой территории сталкивались интересы многих племён, иногда им удавалось договориться мирным путём, но случались и кровопролитные столкновениям. Междоусобная вражда прекращались тогда, когда наступало понимание, что хорошо жить и процветать можно лишь в мире, согласии и взаимном уважении. В течении всей истории полуостров Крым не раз становился ареной кровопролитных войн и сражений, в которых участвовали западно-европейские государства. За свою долгую историю Крым входил в состав нескольких государств и империй.
Народы Крыма в разные времена истории