Эхо веков.

Следы древнего человека на территории Крыма появились 300 тыс. лет назад – в эпоху палеолита, когда человек приручил огонь и научился делать сложные рубящие орудия труда из камня. Со времени появления человека и до наших дней сменилось всего 2 тысячи поколений. В конце ледникового периода (15-9 тыс. лет назад) на территории Крыма появились первые стоянки древнего человека. (Когда впервые появился человек на Крымском полуострове?) Ледник постепенно отступал, открывая для первобытных людей, новые земли. Посмотрите на карту-схему – ледник и моря заштрихованы, белым отмечена земля, точками обозначены стоянки древнего человека. В те древние времена окрестности Евпатории мало походили на современные ковыльные степи. Здесь текли реки, журчали ручьи, по берегам рек зеленели заросли ольхи, вяза, граба, клена, можжевельника и земляничника, у самого моря, на песке росли сосновые рощи. В тени деревьев жили олени и косули, волки и лисицы, барсуки и зайцы, стада сайгаков и куланов. В теплых водах залива обитало множество всякой рыбы — осётр, ставрида, хамса. В эпоху мезолита (10-6 тыс. лет назад) люди приручили собаку и научились делать микролиты – миниатюрные каменные инструменты для охоты и рыбалки, они научились строить лодки и стрелять из лука – это были охотники и собиратели.

7 тысяч лет назад – началась эпоха неолита, когда человек впервые начал обрабатывать землю, выращивать скот, развивать гончарное ремесло, строить печи для обжига глиняных изделий – в это время появились первые крупные поселения людей, появилась социальная иерархия и элита в сообществе людей. В районе современного Прибрежного, на берегу озера Сасык-Сиваш в 1934 г. обнаружена стоянка людей медно-каменного века, 5 тыс. лет до н.э. В 1880 году русский археолог и историк профессор Д.Я. Самоквасов обследовал в районе озера Мойнаки большой курган, в котором нашёл погребение эпохи бронзы – 3500 лет до н.э. У озера Донузлав найдены стоянки эпохи энеолита и бронзы (3-2 тысячелетие до н.э.) На территории Крыма жили племена Ямной, Катакомбной и Срубной археологической культуры эпохи меди и бронзы, для которых характерны захоронения в курганах и установка антропоморфных каменных надгробий. В Северном Причерноморьи в I тыс. до н. э жили КИММЕРИЙЦЫ. В 714 г. до н.э. о киммерийцах упоминают в ассирийских текстах. Киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. Киммерийцы произошли от племён срубной культуры, которые населяли южные степи современной Украины и земли на запад от Нижнего Днестра в конце 2 – начале 1 тысячелетия до н.э. Этническое корни племён срубной культуры исходят из ямной и катакомбной культуры эпохи меди-бронзы. Скифы сформировались тоже из племён срубной культуры, обитавшей в Нижнем Поволжье, которые передвигались на запад и в 800 г. до н.э. заняли территории киммерийцев. В начале железного века они перешли к кочевому образу жизни потому, что изменился климат, стал более сухим и жарким. С переходом к кочевому скотоводству у киммерийцев идёт распад общинного строя, возникает частная собственность, богатства концентрируются в руках у знатной верхушки. Социальное и имущественное разделение общества заметно по курганным погребениям. Выделяется конная воинская аристократия. Общественный строй представлял собой, вероятнее всего, военную демократию. Киммерийские племена не были целостным объединением, а состояли из временных союзов и разрозненных племён со своими вождями. Память о них сохранилась только в легендах и географических названиях в Крыму: Киммерия, Боспор Киммерийский, селение Киммерик… Киммерийцы были полностью разбиты и вытеснены из Северного Причерноморья к VII веку до н. э. скифами. Равнины и степи западного Крыма всегда манила к себе своими природными богатствами. Сюда наведывались ТАВРЫ – охотники и воины древнейшего из всех известных народов Тавриды. Они приходили сюда ненадолго и возвращались снова в горы, не решаясь поселиться на непривычной для них песчаном побережье. Тавры — горцы, народ, населявший в древности горные и предгорные районы Таврики (нынешний Крым). Не известно, на каком языке говорили тавры. Первые упоминания о таврах мы находим в трудах греческих и римских историков и географов — VI в. до н. э., последние — I в. «Живут тавры грабежом и войной», рассказывает Геродот. Эллинов и мореходов, попавших к ним в плен, они приносят в жертву своей богине Деве. С таврами археологи связывают многочисленные памятники Кизил-кобинской культуры, бронзового века, расположенные в горном и предгорном Крыму (в Красных пещерах) в IX—VI веках до н. э. Здесь найдена лепная керамика черного цвета, орудия труда из кости: шилья и наконечники стрел, зерновые ямы, загоны для скота. Тавры – представители Кеми-Обинской археологической культуры. Вот, что писал о таврах греческий географ 1 в. до н.э. Скими Хиосский: «Тавры – народ многочисленный и любят кочевую жизнь в горах; по своей жестокости они варвары и убийцы и умилостивляют своих богов нечестивыми деяниями» По сведениям древних авторов, тавры занимали территорию от Керкинитиды до полуострова Скалистого (Керченского). Скифы оттеснили тавров в Таврику – горную часть Крыма. От корня «тавр» – гора, произошёл и этноним «тавры», т.е. горцы.

СКИФЫ — более сильные и воинственные племена в 14 в. до н. э. вышли с территории Поволжья на запад, а в 7 веке до н.э. скифы появились в северном Причерноморье, вытеснив не только киммерийцев, но и тавров в горный Крым. Слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называют  готов, в более поздних византийских источниках скифами называли восточных славян — русь и тюркоязычных хазар, и печенегов.

Сколоты — самоназвание скифов по Геродоту, а персы называли их саками. В слове «сколот» ясно слышится корень «коло» -по-скифски это «колесо Солнца», возможно, «сколоит» означало «с солнцем иду» или «за солнцем идущие» — именно так, с востока на запад, за солнцем, происходило расселение скифских племён.

Историк IV века до н. э. Эфор пишет, что скифы одержали победу над египтянами.  Легендарного древнегреческого героя Геракла, обучал стрельбе из лука скиф Тевтар.

распространение антропоморфных надгробий

«Геродотова Скифия» (Борис Рыбаков) — одна из самых известных книг знаменитого российского историка. В ней анализируются данные греческого географа и историка Геродота (V в. до н.э.) о племенах, живших в Восточной Европе в I тысячелетии до н.э. На основе новейших археологических данных академик Б.А. Рыбаков подтверждает достоверность сообщений Геродота или их пересматривает, устанавливает маршрут путешествия греческого географа, раскрывает содержание легенд, записанных Геродотом, восстанавливает маршрут похода Дария Гистаспа в Скифию.

антропоморфное надгробье

На основе новейших археологических открытий составлена этногеографическая карта Скифии Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, а также в степном Крыму и в районах Северного. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщениям Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён, соседствующие по Дону с  племенами савроматами (сарматы). Определяя язык сарматов, Геродот, писал, что они говорят на «неправильном скифском».

Западнее сарматов жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы. Чешский историк-славист, археолог Любор Нидерле, считает, что «Скифы-земледельцы, живущие между Бугом и Днепром (Herodot, IV. 17,18, 53, 54) над порогами и ведущие совершенно иной образ жизни по сравнению с подлинными скифами-кочевниками, не могли быть никем иным, кроме как предками восточных славян. В то время к Черному морю славяне проникали лишь, как торговцы, а древнеславянское слово «корабль», славяне-скифы заимствовали еще до нашей эры из греческого karabion.» Хотя, можно заметить в нём славянский корень «короб».

Любор Нидерле утверждает, что «Подолье и Волынь должны были быть славянскими уже в эпоху Геродота, судя по его сообщениям о жителях этих областей, которых он называет неврами (Neupoi) (IV. 100-118) и славянское происхождение которых вполне очевидно.»

Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.  Слово «скифы» часто использовалось по отношению ко многим другим народам евразийских степей. К концу III века до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском  сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на р. Салгир (в черте современного Симферополя) возник Неаполь Скифский, основанный, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Скифы остро нуждались в выходе к морю, для ведения торговли с греческими городами.

У скифов конница была основным видом войск. Скифы первыми в истории войн успешно применили стратегическое отступление – противник, смешивая свои ряды, бросался вдогонку, в надежде на лёгкую победу, но встречал неожиданный встречный удар из засады. Скиф и его конь были едины в бою. Быстро нападая, скифы так же быстро исчезали из поля зрения. Со скифами сложно было воевать – это отмечают многие античные авторы. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н. э., когда скифы стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса. Политическая активность скифов была временно ослаблена в результате их поражения в войне против Диофанта, выступившего на стороне Херсонеса. Однако во 2-й половине I в., при царях Фарзое и Инисмее скифы вновь усилились и неоднократно воевали с Боспорским государством. Война скифов с персидским царём Дарием I в 512 до н. э. сплотила скифские племена в единое государство от Азовского моря до Дуная. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие. В 1 тыс. до н. э. скифы мигрировали в Восточную Европу, где ассимилировались с родственными племенами готами и сарматами.  Саки исчезли из Крыма в раннем средневековье под натиском тохаров и гуннов с одной стороны и сарматов — с другой.

Геродот рассказал о богах скифов, сравнивая их со своими греческими или персидскими богами. Высшего бога скифов он сравнивал с персидским богом Ахурамазда, мудрым властителем, который обычно изображался на коне. Женское божество у Скифов — Великая Богиня или Мать Богов. Геродот перечисляе имена скифских божеств Табити (Гестия в греческой мифологии). Табити, божество семьи, домашнего очага, считалась покровителем скифов. Папайос (подобный Зевсу), Ойтосир (Аполлон бог искусств и ремёсел), Аргимпаса (Афродита), Фагимасад (Посейдон –бог морей и океанов); кроме того, он упоминает о герое Геракле и Аресе — боге войны.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org