Экспедиция Колумба в Америку на картинах Айвазовского

"Прибытие флотилии Колумба", И.К. Айвазовский, 1880. Частное собрание.

«Прибытие флотилии Колумба», И.К. Айвазовский, 1880. Частное собрание.

Известно, что во время своего путешествия в Италию, которое началось в 1878 году, Иван Константинович Айвазовский посещал приморские города, которые некогда были целыми государствами, торговыми республиками, как их часто называют сейчас, — Геную и Венецию. И именно там художник собирает исторически точные рисунки и чертежи испанских каравелл XIV-XV веков, а также рассматривает портреты Христофора Колумба, рожденного именно в Генуе и другие материалы о его путешествиях.

"Колумб в молодости спасается на мачте вследствие пожара на купеческом судне, сожженном венецианскими галерами, у берегов Португалии", И.К. Айвазовский, 1880. Национальная галерея Армении, Ереван.

«Колумб в молодости спасается на мачте вследствие пожара на купеческом судне, сожженном венецианскими галерами, у берегов Португалии», И.К. Айвазовский, 1880. Национальная галерея Армении, Ереван.

Это было не первое посещение Италии, Айвазовский много раз посещал Италию, но в этот раз он собирал данные для задуманной им серии полотен на тему путешествия Колумба и открытия им Америки. Вернувшись в родную Феодосию в следующем году, он приступил к реализации своих планов и в апреле 1879 года написал в Академию художеств :

В настоящее время приготовляюсь начать картину, изображающую Христофора Колумба во время открытия Америки, довольно значительной величины. Надеюсь, что к будущей зиме картина будет окончена.

"Высадка Христофора Колумба с экипажем на трех лодках в пятницу, 12 октября 1492 года, на рассвете, на американском острове, названном им Сан-Сальвадор в тот же день", И.К. Айвазовский, 1892. Частное собрание.

«Высадка Христофора Колумба с экипажем на трех лодках в пятницу, 12 октября 1492 года, на рассвете, на американском острове, названном им Сан-Сальвадор в тот же день», И.К. Айвазовский, 1892. Частное собрание.

Конечно, по такой краткой информации сложно понять о какой именно картине шла речь. На это проливает свет другое письмо художника, написанное уже в марте 1880 года, на сей раз министру народного просвещения Д.А. Толстому:

В течение лета и зимы я был занят двумя картинами больших размеров на тему открытия Америки. Одна из них изображает момент, когда Христофор Колумб со своей свитой спускается на берег Сан-Сальвадора; другая — корабль Колумба во время бури. Хотя эти картины и закончены, но будут показаны в Петербурге, в следующем году.

Отмечу, что в то время в Феодосии строился дополнительный корпус под выставочный зал, рядом с феодосийским особняком Айвазовского, весь этот комплекс станет Феодосийской картинной галереей, существующей и поныне.

"Прощание Колумба в порте Палосе (в Испании) перед отправлением своим в путь", И.К, Айвазовский, 1892. Частное собрание.

«Прощание Колумба в порту Палос в Испании перед отправлением в путь», И.К, Айвазовский, 1892. Частное собрание.

На этом история обращения художника к сюжету путешествия Колумба в Америку не заканчивается. В сентябре 1892 года Айвазовский сам отправляется посмотреть на открытую Колумбом землю, то есть в США. Сначала он хотел посетить Ниагарские водопады, а затем поселиться в Вашингтоне на целых четыре месяца, чтобы создать коллекцию полотен, в том числе и на тему открытия Америки Колумбом, ведь в 1892 году было 400-летие этого знаменательного для колониальной Европы события, но печального для коренного населения Америки.

"Прибытие флотилии Колумба к берегам Америки", И.К, Айвазовский, 1892. Частное собрание.

«Прибытие флотилии Колумба к берегам Америки», И.К, Айвазовский, 1892. Частное собрание.

Айвазовский планировал выставить эти полотна на Всемирной Колумбовой выставке, которая начиналась в мае 1893 года в Чикаго. Однако его планы изменились, причину можно найти в одном из его писем:

«Жена ужасно тоскует по родине, да и я тоже; пока был очень занят — не замечал, но теперь рад вернуться в Россию».

В итоге художник посетит только Вашингтон и Нью-Йорк, а его картины на Всемирную Колумбову выставку в Чикаго поедут уже без их автора. Картины Айвазовского имели большой успех у публики, в отчете о работе русского отдела на Всемирной выставке отметят:

«из художников, наиболее успешно продавших своих произведения, первое место занимает И.К. Айвазовский».

"Художественный отдел. Большая зала", фотография из издания "Всемирная выставка. Русский отдел (1893 год. Чикаго)"

«Художественный отдел. Большая зала», фотография из издания «Всемирная выставка. Русский отдел. 1893 год. Чикаго»

Сам же художник отправится по морю в Париж, чтобы оттуда продолжить путь в Санкт-Петербург. На пути из Америки корабль, на котором возвращалась в Европу чета Айвазовских, попал в сильный океанский шторм, о котором супруга художника Анна Бурназян-Саркисова, вспоминала, что во время шторма на палубе оставались только они вдвоем с мужем.

"Океан", И.К. Айвазовский, 1896. Архангельский областной музей изобразительных искусств.

«Океан», И.К. Айвазовский, 1896. Архангельский областной музей изобразительных искусств.

Возможно, именно это пережитое самим художником событие в бушующем океане, легло в основу картины «Океан» несколько лет спустя. Думаю, вполне объяснимо, что художник-маринист, столько раз изображавший шторма на своих полотнах, сам этой бурной стихии не боялся.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org