Эллинистические золотые украшения Причерноморья в коллекции Эрмитажа

DSC08487

В коллекции Эрмитажа представлены самые разнообразные виды украшений эллинистического времени. Благодаря завоеваниям Александра Македонского на Востоке античный мир получил доступ к новым источникам драгоценных металлов, драгоценных и поделочных камней. Художественный вкус древних греков варваризируется: на смену лаконичному стилю одноцветных украшений пришла радостная пестрота востока. Произведения ювелирного искусства эллинизма отличает сочетание ярких цветов и высокого мастерства торевтов и камнерезов. Полудрагоценные камни использовались мастерами в самых разных видах украшений: серьгах, ожерельях, подвесках, кольцах.

Браслет-змей
Прежде всего обращает на себя внимание большой браслет в виде змеи. Это ещё один пример влияния восточных ювелирных традиций на искусство греческих ювелиров. Подобные роскошные украшения найден в в разных частях античного мира: в Греции, северной Африке, Италии, Малой Азии и Северном Причерноморье. Змеевые браслеты обычно изготовляли и посили парами. Очень популярными были перстни в виде свернувшихся змей или драконов. Интерес к этому виду ювелирных изделий не утрачен и сегодня.

дракон-браслет

Декоративные булавки из золота и серебра красавицы эпохи эллинизма использовали для закрепления высокой причёски. Наряду с простыми по форме булавками, встречаются мастерски выполненные булавки с навершием в виде миниатюрных фигурок Афродиты, Эрота, Психеи или с многоцветными золотыми кистями, собранными из каменных и стеклянных бусин, заключённых в филигранное оправы.

В это время существовали различные типы серёг: кольцевидные с подвесками. Со II века до н.э. а моду входят серги с амфоровидными подвесками. Этот тип украшения, несколько видоизменив, ювелиры продолжают изготавливать и в римское время.

Подвески лунницы также были очень популярны, их носили по одной и по нескольку на шнурке или на цепочке. Эта простая и изящная форма продолжала существовать и в римское время.

DSC08474-

Ювелирные украшения IV — III вв. до н.э. 

В конце IV — III вв. до н.э. ювелирное искусство ещё испытывало сильное влияние классического времени. Ювелирные находки, относящиеся к этому времени, подтверждают большую популярность изображения быков, львов, крылатых грифонов. Этот тип украшений берёт начало на Востоке и прочно закрепляется во всём Средиземноморье.

зол-серьги-фракия-Мезек

Самые ранние золотые серьги найденные в Причерноморье, украшены львиными головами, искусно декорированными филигранью и зернью. Львиная голова прикреплена к дужке серьги, закрывающейся втулкой.

зол. серьга-керчь

Отголоском классической эпохи античной Греции можно назвать нарядные серьги с дисками, украшенные филигранным растительным орнаментом и подвесками в виде женских голов.

Одним из важных новаторских ювелирных приёмов эллинистического времени было использование полудрагоценных камней и цветных эмалей.

браслет-львы

браслет-львы

Завоевания греков на востоке оказали сильнейшее культурное влияние их художественный вкус. Многоцветие и чрезвычайная пышность восточных изделий подтолкнули древнегреческих мастеров-ювелиров к созданию полихромных украшений. Кольцевые серьги с головами быков греческие мастера начали инкрустировать грантом и цветной пастой.

DSC08475

Прекрасным образцом переходного периода является ожерелье. Подобная золотая тесьма с подвесками была популярным украшением в классическое время, однако он изменился и к нему добавлены украшения с застёжками в виде голов быков с цветными бусинами. Скоро такой тип ювелирных украшений сменят цепочки с разнообразными цветными окончаниями.

Отдельного внимания заслуживают фибулы (застёжки на одежде) На протяжении очень долгого времени на севере Греции были очень популярны фракийские фибулы, выполненные из самых разнообразных материалов — железа, медь, бронзы, серебра. золота. Благодаря этому покупатель мог выбрать модную в то время фибулу сообразно своему достатку.

DSC08468

В конце классического периода перстни ещё остаются преимущественно мужскими украшениями, необходимыми каждому гражданину для ведения дел — печати ставили на товарах и документах.
На смену изящным кольцам с тонкими дужками приходят необычно массивные перстни, украшенные как врезанными изображениями, которые использовались для печати, так и выпуклыми изображениями, которые использовались ка украшения.

DSC08465

Ювелирные изделия III-II вв. до н.э.

III-II вв. до н.э. — период расцвета эллинистической эпохи.Сильное влияние завоёванного Востока сказалось на ювелирных украшениях в это время.Прекрасным примером влияния культуры Востока на Грецию можно считать очень богато украшенные серьги с двойным рогом изобилия и с перьями древнеегипетской богини Исиды, культ которой распространился в Греции. Рог изобилия считается оним из атрибутов богини Исиды, и ювелир использовал его, как подвеску. Золотые серьги искусно украшены мельчайшей эмалью и филигранью, а разноцветная эмаль и полудрагоценные камни делают их очень нарядными.

DSC08469

Другим распространённым мотивом в ювелирном искусстве эллинистической эпохи можно назвать сердоликовые и гранатовые головы негров, использованные в качестве подвесок, завершения кольцеобразных серёг, окончания ожерелья. Сами ожерелья этого времени изготавливают в виде шнуров, сплетённых из множества золотых нитей или цепочек. Застёжки объёмных шнуров часто выполняли в виде голов льва или изящных женских головок, а между ними, как центральный элемент, красовался «гераклов узел, или резной камень в филигранной оправе.

Узел Геракла

Гераклов узел в эллинистическое время был одним из самых популярных узоров. Его помещали в центре диадемы, как будто две ленты завязаны этим узлом. Гераклов узел использовали в качестве звеньев ожерелья, или щитков перстня.

1-Боспорское царство, Пантикапей. Каменная гробница 1840 -серьги-350г.до.н.э.

Образы крылатых персонажей — Эрота и Ники — ювелиры охотно использовали в качестве подвесок к серьгам. Изящные золотые фигурки богинь как будто парят в воздухе, обрамляя лицо античной модницы.

Некрополь Нимфей -325-300 гг.до.н.э-серьги найдены в 1866 г.

Некрополь Нимфей -325-300 гг.до.н.э-серьги найдены в 1866 г.

Литые подвески в виде жизнерадостных Эротов также входят в состав ожерелий. В руках Эротов музыкальные инструменты, ленты или горящие факелы.

Массивные перстни трёх- и двухступенчатыми кастами, представляющие собой личные печати граждан II века до н.э., очень характерны для период расцвета эллинистической эпохи.

Венок из листьев сельдерея III-IV век до н.э.. Керчь, гробница с золотой маской, 1837 год, раскопки А.Б. Ашика

Венок из листьев сельдерея и всадником перед алтарём — III-IV век до н.э.. Керчь, гробница с золотой маской, 1837 год, раскопки А.Б. Ашика

Эллинистические золотые венки

Золотые венки служили особым знаком отличия гражданина. Такие награды вручали полководцам, победителям разного рода спортивных состязаний, правителям дружественных государств. О праве носить золотой венок, как знак доблести, сообщалось в особом декрете, а церемония вручения золотого венка проходила во время важнейших древнегреческих праздников, таких как Великих Панафиней и Дионисий.

Иногда золотой венок посвящали храму в знак благодарности, почтения богам, в списках храмовых сокровищ можно встретить упоминание об этом. Случалось, что золотой венок сопровождал хозяина после смерти или изготавливался специально для погребальной церемонии.
В эллинистическое время существовали лавровые, миртовые, оливковые, дубовые, виноградные венки иногда венки плели из плюща. Ювелирные мастера искусно имитировали не только ветки растения, но и форму листа и даже рисунок прожилок. Как правило венки из растений составляли из двух веток , соединённых с одной стороны геракловым узлом.

В эллинистический период истории Греции появляются ювелирные украшения с фигурками Эрота или богини победы Ники в центре композиции, иногда ювелиры изготавливали диск с теснённым изображением богини или вырезали её профиль из полудрагоценного камня.

DSC08478

Золотые венки, предназначенные для прижизненного ношения отличались особой пышностью, и высоким уровнем мастерства ювелира.Каждый лист венка прикреплялся отдельно при помощи тонких золотых проволочек, имитирующих черешок листа. Для придания золотому венку большую нарядность и многоцветность, использовали золотые ягоды и или цветы с покрытыми эмалью лепестками.

Особенно нарядным выглядит миртовый венок с золотыми ягодами. Его ветки сделаны из толстых трубочек и с одной стороны завязаны «геракловым узлом». Каждая ягодка спаяна из двух половинок, закреплённых на тонкой проволоке.

DSC08476

Погребальные золотые венки отличались небрежностью исполнения, ненадёжными креплениями, отсутствием листьев на затылке и более скромными размерами. Задача ювелирного мастера, изготавливающего погребальный венок, заключалась в том, чтобы произвести максимальный эффект при минимальных затратах материала, сил и времени. Венки, представленные в экспозиции Эрмитажа, скорее всего предназначались для погребения. 

Очень торжественно смотрится венок, украшенный крупными лавровыми листьями. В нижней части венка лавровые листья отсутствуют, так как венок не предназначался для ношения при жизни.

На протяжении эллинистического периода погребальные золотые венки становились всё более и более скромными, к концу эллинистической эпохи для изготовления погребального венка начинают использовать бронзовую основу, обтянутую тонкой золотой фольгой и маленькие листья.
К концу 1 века до н.э. золотые в погребальные венки заменяют золотыми чеканными лентами.

DSC08466

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org