В коллекции Эрмитажа представлены самые разнообразные виды украшений эллинистического времени. Благодаря завоеваниям Александра Македонского на Востоке античный мир получил доступ к новым источникам драгоценных металлов, драгоценных и поделочных камней. Художественный вкус древних греков варваризируется: на смену лаконичному стилю одноцветных украшений пришла радостная пестрота востока. Произведения ювелирного искусства эллинизма отличает сочетание ярких цветов и высокого мастерства торевтов и камнерезов. Полудрагоценные камни использовались мастерами в самых разных видах украшений: серьгах, ожерельях, подвесках, кольцах.
Прежде всего обращает на себя внимание большой браслет в виде змеи. Это ещё один пример влияния восточных ювелирных традиций на искусство греческих ювелиров. Подобные роскошные украшения найден в в разных частях античного мира: в Греции, северной Африке, Италии, Малой Азии и Северном Причерноморье. Змеевые браслеты обычно изготовляли и посили парами. Очень популярными были перстни в виде свернувшихся змей или драконов. Интерес к этому виду ювелирных изделий не утрачен и сегодня.
Декоративные булавки из золота и серебра красавицы эпохи эллинизма использовали для закрепления высокой причёски. Наряду с простыми по форме булавками, встречаются мастерски выполненные булавки с навершием в виде миниатюрных фигурок Афродиты, Эрота, Психеи или с многоцветными золотыми кистями, собранными из каменных и стеклянных бусин, заключённых в филигранное оправы.
В это время существовали различные типы серёг: кольцевидные с подвесками. Со II века до н.э. а моду входят серги с амфоровидными подвесками. Этот тип украшения, несколько видоизменив, ювелиры продолжают изготавливать и в римское время.
Подвески лунницы также были очень популярны, их носили по одной и по нескольку на шнурке или на цепочке. Эта простая и изящная форма продолжала существовать и в римское время.
Ювелирные украшения IV — III вв. до н.э.
В конце IV — III вв. до н.э. ювелирное искусство ещё испытывало сильное влияние классического времени. Ювелирные находки, относящиеся к этому времени, подтверждают большую популярность изображения быков, львов, крылатых грифонов. Этот тип украшений берёт начало на Востоке и прочно закрепляется во всём Средиземноморье.
Самые ранние золотые серьги найденные в Причерноморье, украшены львиными головами, искусно декорированными филигранью и зернью. Львиная голова прикреплена к дужке серьги, закрывающейся втулкой.
Отголоском классической эпохи античной Греции можно назвать нарядные серьги с дисками, украшенные филигранным растительным орнаментом и подвесками в виде женских голов.
Одним из важных новаторских ювелирных приёмов эллинистического времени было использование полудрагоценных камней и цветных эмалей.
Завоевания греков на востоке оказали сильнейшее культурное влияние их художественный вкус. Многоцветие и чрезвычайная пышность восточных изделий подтолкнули древнегреческих мастеров-ювелиров к созданию полихромных украшений. Кольцевые серьги с головами быков греческие мастера начали инкрустировать грантом и цветной пастой.
Прекрасным образцом переходного периода является ожерелье. Подобная золотая тесьма с подвесками была популярным украшением в классическое время, однако он изменился и к нему добавлены украшения с застёжками в виде голов быков с цветными бусинами. Скоро такой тип ювелирных украшений сменят цепочки с разнообразными цветными окончаниями.
Отдельного внимания заслуживают фибулы (застёжки на одежде) На протяжении очень долгого времени на севере Греции были очень популярны фракийские фибулы, выполненные из самых разнообразных материалов — железа, медь, бронзы, серебра. золота. Благодаря этому покупатель мог выбрать модную в то время фибулу сообразно своему достатку.
В конце классического периода перстни ещё остаются преимущественно мужскими украшениями, необходимыми каждому гражданину для ведения дел — печати ставили на товарах и документах.
На смену изящным кольцам с тонкими дужками приходят необычно массивные перстни, украшенные как врезанными изображениями, которые использовались для печати, так и выпуклыми изображениями, которые использовались ка украшения.
Ювелирные изделия III-II вв. до н.э.
III-II вв. до н.э. — период расцвета эллинистической эпохи.Сильное влияние завоёванного Востока сказалось на ювелирных украшениях в это время.Прекрасным примером влияния культуры Востока на Грецию можно считать очень богато украшенные серьги с двойным рогом изобилия и с перьями древнеегипетской богини Исиды, культ которой распространился в Греции. Рог изобилия считается оним из атрибутов богини Исиды, и ювелир использовал его, как подвеску. Золотые серьги искусно украшены мельчайшей эмалью и филигранью, а разноцветная эмаль и полудрагоценные камни делают их очень нарядными.
Другим распространённым мотивом в ювелирном искусстве эллинистической эпохи можно назвать сердоликовые и гранатовые головы негров, использованные в качестве подвесок, завершения кольцеобразных серёг, окончания ожерелья. Сами ожерелья этого времени изготавливают в виде шнуров, сплетённых из множества золотых нитей или цепочек. Застёжки объёмных шнуров часто выполняли в виде голов льва или изящных женских головок, а между ними, как центральный элемент, красовался «гераклов узел, или резной камень в филигранной оправе.
Гераклов узел в эллинистическое время был одним из самых популярных узоров. Его помещали в центре диадемы, как будто две ленты завязаны этим узлом. Гераклов узел использовали в качестве звеньев ожерелья, или щитков перстня.
Образы крылатых персонажей — Эрота и Ники — ювелиры охотно использовали в качестве подвесок к серьгам. Изящные золотые фигурки богинь как будто парят в воздухе, обрамляя лицо античной модницы.
Литые подвески в виде жизнерадостных Эротов также входят в состав ожерелий. В руках Эротов музыкальные инструменты, ленты или горящие факелы.
Массивные перстни трёх- и двухступенчатыми кастами, представляющие собой личные печати граждан II века до н.э., очень характерны для период расцвета эллинистической эпохи.
Эллинистические золотые венки
Золотые венки служили особым знаком отличия гражданина. Такие награды вручали полководцам, победителям разного рода спортивных состязаний, правителям дружественных государств. О праве носить золотой венок, как знак доблести, сообщалось в особом декрете, а церемония вручения золотого венка проходила во время важнейших древнегреческих праздников, таких как Великих Панафиней и Дионисий.
Иногда золотой венок посвящали храму в знак благодарности, почтения богам, в списках храмовых сокровищ можно встретить упоминание об этом. Случалось, что золотой венок сопровождал хозяина после смерти или изготавливался специально для погребальной церемонии.
В эллинистическое время существовали лавровые, миртовые, оливковые, дубовые, виноградные венки иногда венки плели из плюща. Ювелирные мастера искусно имитировали не только ветки растения, но и форму листа и даже рисунок прожилок. Как правило венки из растений составляли из двух веток , соединённых с одной стороны геракловым узлом.
В эллинистический период истории Греции появляются ювелирные украшения с фигурками Эрота или богини победы Ники в центре композиции, иногда ювелиры изготавливали диск с теснённым изображением богини или вырезали её профиль из полудрагоценного камня.
Золотые венки, предназначенные для прижизненного ношения отличались особой пышностью, и высоким уровнем мастерства ювелира.Каждый лист венка прикреплялся отдельно при помощи тонких золотых проволочек, имитирующих черешок листа. Для придания золотому венку большую нарядность и многоцветность, использовали золотые ягоды и или цветы с покрытыми эмалью лепестками.
Особенно нарядным выглядит миртовый венок с золотыми ягодами. Его ветки сделаны из толстых трубочек и с одной стороны завязаны «геракловым узлом». Каждая ягодка спаяна из двух половинок, закреплённых на тонкой проволоке.
Погребальные золотые венки отличались небрежностью исполнения, ненадёжными креплениями, отсутствием листьев на затылке и более скромными размерами. Задача ювелирного мастера, изготавливающего погребальный венок, заключалась в том, чтобы произвести максимальный эффект при минимальных затратах материала, сил и времени. Венки, представленные в экспозиции Эрмитажа, скорее всего предназначались для погребения.
Очень торжественно смотрится венок, украшенный крупными лавровыми листьями. В нижней части венка лавровые листья отсутствуют, так как венок не предназначался для ношения при жизни.
На протяжении эллинистического периода погребальные золотые венки становились всё более и более скромными, к концу эллинистической эпохи для изготовления погребального венка начинают использовать бронзовую основу, обтянутую тонкой золотой фольгой и маленькие листья.
К концу 1 века до н.э. золотые в погребальные венки заменяют золотыми чеканными лентами.