Пожалуй, до сих пор мало кому известно о том, что Анна Павлова имеет в роду караимские корни, происходящие из Евпатории. Отцом Анны Павловой был караим, прихожанин караимских кенасс в Евпатории Шаббетай Шамаш, в быту его называли Матвеем.
Вот выдержка из статьи «Анна Павлова: тайна великой русской балерины» историка члёна-корреспондента Российской академии естественных наук М.М. Казаса, опубликованной в сборнике «Караимы и Москва».
«Подобно тому, как самые могучие и полноводные реки начинаются с незаметного ручейка, так и судьбы людей, в том числе великих, начинаются с малоприметных событий, предшествующих их рождению. 31 января (12 февраля) 1881 года в Петербурге, в доме № 5 по Коломенской улице, родилась девочка Аня, прославившая впоследствии русский балет.
В Петербурге Матвей Шамаш открыл собственную прачечную, куда в 1880 поступила работать прачкой 22-летняя крестьянка из деревни Бор Тверской губернии Любовь Павлова — будущая мать Анны. Брак между родителями девочки заключен не был, но отношения у них были серьезные, при этом очень романтические. Матвею Шамашу вскоре пришлось вернуться в Евпаторию, однако он «продолжал помогать своей петербургской дочке и её матери».
Любовь Федоровна, проявив недюжинную энергию, смогла завести своё собственное прачечное заведение и даже расширить его в 1899 году.
Любовь Федоровна много времени уделяла нравственному воспитанию дочери. В воспоминаниях «Несколько страничек из моей жизни», опубликованных в журнале «Солнце России», №№ 122,123, Анна Павлова подробно рассказывает о чудесном случае, решившем ее судьбу. Однажды, когда девочке было восемь лет, мать, желая доставить ей удовольствие, взяла её в Мариинский театр на утренний спектакль балета «Спящая красавица». Поднялся занавес, и действие на сцене радостно захватило Аню. Во втором акте на сцене мальчики и девочки танцевали вальс. В антракте Любовь Федоровна спросила у дочери:
«Хотела бы ты так танцевать?». «Нет, не так, а по-своему. Когда-нибудь я буду Спящей Красавицей, на сцене этого самого театра. Мамочка, милая, ты позволишь мне учиться танцевать?».
Отказать потрясенной спектаклем девочке было невозможно. И уже в десять лет Анну Павлову зачислили на балетное отделение Императорского театрального училища при Мариинском театре. Мать сознавала, что её дочь меняет простую домашнюю жизнь на всепоглощающее служение искусству, сцене. Тот, кто попробовал этой опьяняющей жизни, никогда уже не уйдет от её чар и от её мук.
Учителя очень скоро поняли необыкновенную даровитость Анны Павловой. От отца ей достался гордый, решительный, честолюбивый и упрямый характер. Ученицы много упражнялись самостоятельно, иногда до четырех часов в день. Успех зависел от личной инициативы и настойчивости. В отсутствии этих качеств юную балерину грех было упрекнуть: она не позволяла себе лениться, стремилась безукоризненно владеть техникой, чтобы на сцене ни о чём не думать, кроме экспрессии. Результаты говорили сами за себя.
В выпускном спектакле «Мнимые дриады» 11 апреля 1899 года Анна выступала в роли дочери дворецкого. А на службу в Мариинский театр подступила намного раньше— 31 января 1897 года, в 16-летнем возрасте, т.е. будучи ещё ученицей балетной школы.
Свою карьеру Анна Павлова начала делать быстро. Она танцевала в балетах «Жизель», «Эсмерэльда», «Пахита», «Спящая красавица». Исключительный талант и скромность сделали её всеобщей любимицей. Балетоманы называли её «маленькая Павлова».
На втором году службы ей дали главную роль в балете «Пробуждение Флоры». В 1901 году она впервые танцевала в «Баядерке», «Корсаре», «Щелкунчике», «Волшебной флейте».
В следующем году у неё сразу две роли в «Дон-Кихоте»: продавщицы вееров и повелительницы дриад.
В сентябре 1902 года Анна Павлова получила звание второй танцовщицы. Молодая актриса поселилась отдельно от матери, при этом она стремилась избавиться и от назойливости многочисленных поклонников.
Среди балетоманов в те годы были большинство студентов, гвардейцев, знатных молодых людей. Увы, их предложения остаются без ответа.
Анна Матвеевна понимала, что несмотря на быстрый успех ей необходимо постоянно учиться. В течение двух лёт она ежедневно занималась у известной лирической балерины Е.П. Соколовой. С 1905 года учителем танцев стал Энрико Чекетти.
В 1903 году Анна Павлова впервые выехала за границу. В Милане в балетной школе знаменитой Беретта она занималась мая по сентябрь и в Петербург возвратилась уже подготовленной к разряду первых танцовщиц.
С 5 мая 1906 года она — балерина Императорского Мариинского театра. На этот титул официальное право до неё имели всего две танцовщицы — О.И. Преображенская и В.И. Трефилова.
Театральным отчеством Анны стало отчество Павловна, хотя сама она никогда не изменяла инициалов, данных ей при рождении. В течение Жизни, на театральных афишах иногда вновь появляется: Анна Матвеевна Павлова.
В октябре 1906 года ведущей танцовщице театре присвоено звание прима-балерины. И, как бы подтверждая свой высокий класс, Анна Павлова блестяще танцует роль Аннуциаты в «Аленьком цветочке», главную роль—Волшебницу— в «Павильоне Артемиды» и, наконец, концертный номер «Лебедь». Этот знаменитый танец-монолог на музыку К.Сен-Санса для неё поставил М.М. Фокин. 22 декабря 1907 года умирающего Лебедя Анна Матвеевна танцевала в костюме Одетты на сцене одного из благотворительных концертов. Экстаз смерти прекрасной птицы с всплесками рук-крыльев. Напряженный перебор ног, контрастные повороты головы. В конце номера белая птица опускается наземь и в смертельной агонии прячет голову под крыло. Нигде воздушная легкость балерины не получала более тонкого отражения, чем в «Лебеде». Впоследствии этот танец стал символом её творчества, своеобразной визитной карточкой.
Параллельно со сценической жизнью шла личная. Анна Павлова близко сошлась с заместителем обер-прокурора 1-го Департамента правительствующего Сената бароном Виктором Эмильевичем Дандре (1870 —1944), который впоследствии стал её антрепренёром и гражданским мужем. Он не женился на балерине, поскольку её происхождение было неприемлемо низким для барона. В 1909 году он познакомил Анну Павлову с Сергеем Дягилевым, затем она уехала с Русскими сезонами за границу.
Однако семейная жизнь была несовместима с истинным служением искусству. К тому же начались и заграничные гастроли, принесшие русской балерине мировую славу. Зрители западноевропейских стран были в восторге от её сценического мастерства. Толпы людей провожали её после спектаклей, долго стояли под окнами.
Вслед за турне по Германии, гастролями в Вене и Париже блестящая танцовщица участвовала в Первом русском сезоне Дягилева. Ей подвластны все элементы балета для выражения самых неуловимых чувств души. Небывалым успехом пользовалась созданная ею собственная труппа — с триумфом проходили выступления в Лондоне, а затем в Америке, в крупнейшем театре «Метрополитен-опера».
В 1911 году Лондон стал постоянным местом жительства Анны Павловой и Виктора Дандре. Они тайно венчались в церкви. «Подходящий муж для жены—это то же, что музыка для танца», — говорила Павлова.
В начале 1914 года Анна Павлова на короткое время посетила Петербург, Россию. Последний раз на Родине она танцевала на сцене Зеркального театра в московском саду «Эрмитаж».
Сохранилось много фотографий великой балерины, не они не в силах передать её чудесный, быстро меняющийся облик.
От отца Анне Матвеевне достались тонкие караимские черты лица и живость характера. Это была изящная, очень нервная, необыкновенно пропорционально сложенная женщина.
Ей часто задавали вопрос: «Как вы понимаете задачи вашего искусства?». Она отвечала: «Я стремлюсь танцами изобразить жизнь в её сокровенных глубинах. И мой танец — тоже жизнь, освобожденная от её случайных покровов».
Анна Павлова была самой трудолюбивой из всех танцовщиц мира. В 1925 году её турне по, США продолжалось 26 недель, в течение которых она посетила 77 городов и дала 238 спектаклей. Она танцевала и в крупнейших театрах, и в убогих залах, всюду неся своё высокое искусство людям, пожелавшим её увидеть. «Я хочу танцевать для всех», -говорила Павлова. И её талант балерины трогал до слез и привлекал тысячи людей во всем мире.
Скончалась Анна Павлова 23 января 1931 года в Гааге (Голландия) в 49 лет от плеврита левого легкого. В Германии имя русской балерины было включено в список «десяти величайших женщин нашего времени».
It is a fantasy to suggest that Anna Pavlova was the daughter of either a Karaite family or as elsewhere suggested the Polyakov family.
Anna Pavlova was born in the Infirmary of the Imperial Preobrazhensky Guard Sait Petersburg, where her father Matvey Pavlov was a lowly member of the regiment and servant to a senior officer.
Her birth certificate confirms this.
Pavlova was given a Christian baptish shortly after her birth and was brought up in a Christian household and was devoted to Saint Anna and Jesus.
It has been suggested that the supposed Jewishness of Anna Pavlova arose from a rival ballerina close to the Imperial Court which was in itself almost entirely ant-semitic.
To be called a Jew whilst in the service of the Imperial Ballet could have been damaging to any dancer.
Wikopedia says about Anna Pavlova’s early family:
«Anna Pavlova’s mother was a laundress named Lyubov Feodorovna (borned 1858),
The identity of her father has been open to debate. She later claimed her father had died when she was two years old. Some sources, including The Saint Petersburg Gazette, have claimed that her biological father was the Jewish Russian banker Lazar Solomonjvich Polyakov (1843 -1914). Lazar Polyakov, was not «polyak», he was Jewish!
Lazar Polyakov founded L. S. Polyakov Bank in Moscow, and by 1890s owned an influential financial group; he was informally named «Rothschild of Moscow»
Lazar Polyakov remained the leader of Moscow Jewish community for 35 years, till 1906,»
Is it possible to imagine the family-union of «a laundress» and «Rothschild of Moscow»?
Anna was born on January 31 (February 12), 1881 in St. Petersburg, Kolomna street, № 5.
Wikopedia says: «Anna Pavlova mother’s second husband, Matvey Pavlov, is believed to have adopted Anna at the age of three, by which she acquired his last name».
More plausible version of fatherhood, saw the famous theater historian Alexander Vassiliev, who has said: «Anna Pavlova’s father was Shabetay Shamash, Karaim from Evpatoria, who took the name Matthew and opened the laundry in 1880, where he became acquainted with the future mother of dancer, Lubov Feodorovna Pavlova a laundress, a farmer comming from the village of Bor, Tver region. In 1889 Lubov Pavlova became the owner of large laundry».
For sure, there was something to hide in Anna’s family roots, nevertheless, she was the greatest RUSSIAN classical ballet dancer.