Сегодня «Евпаторийский морской торговый порт» — это крупнейшее Государственное предприятие в нашем городе.
В XIX веке порт Евпатории считался крупнейшим портом на западном побережье Черного моря. В 1828 году было открыто пассажирское сообщение между Евпаторией и Одессой.
С 1914 по 1920 годы евпаторийский порт неоднократно закрывался, прекратились всякие грузоперевозки и перевозки пассажиров. В 1930 году морской порт был восстановлен, появились новые причалы и морской вокзал, но во время Великой Отечественной войны они были взорваны. Работа порта Евпатория была восстановлена к 1950 году.
В 60 годах прошлого века значительно выросли объемы грузоперевозок Евпаторийского морского торгового порта, увеличился и пассажиропоток. Вскоре был выстроен современный морской вокзал, в котором располагались просторный и светлый зал ожидания, кассовый зал, камеры хранения и кафе.
Более тридцати лет он проработал в Евпаторийском морском торговом порту (ЕМТП), сначала инженером, заместителем начальника Евпаторийского порта, а с 1971-2000 г. Николай Васильевич Дымченко, возглавлял предприятие Евпаторийский морской торговый порт.
Николая Дымченко (1928 — 2021) называют великим руководителем и созидателем полномасштабной инфраструктуры нашего морского торгового порта, крупнейшего государственного предприятия Евпатории, он стал вдохновителем и создателем музея порта.
Начальник Евпаторийского морского торгового порта Николай Васильевич Дымченко сделал всё, чтобы наш порт развивался, расширялся, и давал работу нескольким сотням евпаторийцев, крымчанам, иностранным гражданам, работающим на паромах, автотранспорте, а также предпринимателям занятых в торговле. На тех причалах, что построены под руководством Николая Васильевича Дымченко, разгружались торговые паромы, в порт заходили солидные пассажирские лайнеры.
Николай Дымченко видел перспективу развития нашего порта, которая стала явью.
Слава о Евпатории была на всю страну. В нашем порту грузились суда разных пароходств от Сахалина до Балтики, от Мурманска до Новороссийска. Перевалка грузов в Евпаторийском морском торговом порту доходила до двух миллионов тонн в год. Более миллиона пассажиров в год пользовались транспортными услугами Евпаторийского морского порта.
Евпаторийский морской порт стал принимать круизные рейсы из Одессы, Батуми. В Ялту, Севастополь, Судак ходили быстроходные суда на подводных крыльях.
Евпатория в те времена была очень привлекательным курортом, для всех жителей Союза, и морские круизы пользовались особой популярностью, как круизы выходного дня из Москвы, для жителей подмосковья.
Летом от центрального причала, на набережной имени Валентины Терешковой, отправлялись экскурсионные катера на часовую и двухчасовую прогулку, работали и морские трамвайчики, перевозившие пассажиров на загородные пляжи Евпатории.
В порту Евпатории есть прекрасный Яхт-Клуб, насчитывающий более 30 прогулочных яхт, которые можно арендовать на несколько дней для морского путешествия вдоль берега Крыма. Яхтенный спорт очень популярен во всех приморских городах и Евпатория не исключение.
В 1978 году в Евпаторийском морском торговом порту построили глубоководный причал длиной 200 метров, способный принять суда с большим водоизмещением.
С 1980 года основным видом деятельности морского торгового порта стала добыча строительного песка в районе озера Донузлав, его транспортировка и продажа. К сожалению, спрос на добываемый песок в последние годы сильно упал и евпаторийский порт ищет новые рынки сбыта.
С января 1997 года Евпаторийский морской торговый порт открыл морское сообщение с Турцией, стали возможны морские круизы в Стамбул. Сейчас морской порт оснащён двумя буксирами и двумя прогулочными пассажирскими судами, работающими во время, курортного сезона — с мая по октябрь.
На новой линии торговых грузоперевозок с Турцией до порта Зонгулдак из Евпатории стал курсировать паром «Мариан» под мальтийским флагом и с украинским экипажем на борту. Еженедельно отправляясь из Евпаторию в Турцию, паром «Мариан» перевозит до 38 многотонных грузовиков, следующих из Сирии и Турции с товарами в Украину или транзитом в Беларусь и Россию.
За один 2000 год паромная линия «Евпатория — Зонгулдак» перевезла 3247 автомобилей. С мая по сентябрь объём грузоперевозок значительно снижается и увеличивается, начиная с осени, для большегрузных машин организован TIR-паркинг.
Стоит отметить, что путь перевозки грузов через порт Евпатории для сирийских и турецких грузоперевозчиков, более удобен, чем путь через Новороссийск. На трассе Новороссийск-Москва, происходят задержки на таможенных постах, а из Евпатории идёт прямой выход через Симферополь на московское шоссе.
Руководство Евпаторийского морского торгового порта возлагает большие надежды на паромное сообщение с Турцией. Одна швартовка турецкого парома у причала Евпатории приносит доход в размере 60 тысяч гривен.
С ноября 2008 года на линиии Евпатория — Зонгулдак турецкой судоходной компанией «Birlik Ro-Ro Isletmeleri A.S.» был запущен грузопассажирский паром «Бирлик-1». Сейчас между Крымом и Турцией курсирует паром турецкой судоходной компании «Cenk Group», которая работает на направлениях: Евпатория — Зонгулдак; Дериндже — Ильичевск; Новороссийск — Самсун.
В феврале и марте 2011 года паром «Евпатория — Зонгулдак» курсировал через 3-5 дней. В апреле и мае паром из Турции в Крым отправлялся в 6:00 по четвергам и воскресеньям. Летом 2011 г. стоимость паромной перевозки автомобиля «джип» с одним водителем составляла 400 USD. В стоимость перевозки входило трёхразовое питание, питьевая вода и чай без ограничений. Паром выходил из Евпатории утром и прибывал в Зонгулдак через сутки.
Диспетчер порта: +736569 3-10-36.