За две недели до православной Пасхи на всей европейской территории России, а также в Украине и Беларуси наступает похолодание. Этот удивительное природное явление происходит из года в год, и в народе повелось называть это внезапное похолодание перед православной пасхой «Еврейскими Кучками».
В 2018 году после весеннего равноденствия — 21 марта, в первое полнолуние — 31 марта — начало празднования еврейской пасхи, или Иудейского Песаха — освобождение из египетского рабства.
Дата начала Песаха плавающая, зависит от полнолуния после весеннего равноденствия, то есть дата связана с лунным календарем. Песах начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан.
В 2018 году празднование Песаха начнётся с
Песах считается одним из самых важных праздников иудаизма. Название «Песах» образовано от ивритского слова «пасах», что означает «прошёл мимо», «миновал»: во время десятой казни Египетской Всевышний, наказывая египтян, как бы «обошел стороной» еврейские дома.
В Песах евреи едят мацу — опресноки, пресный хлеб, Тора строжайше запретила в течение всех дней Песаха употреблять «хамец» (квасное) — продукты из теста или на основе зерновых, получившиеся в результате закваски или брожения. Центральным событием праздника Песах является первый вечер, когда устраивают особую праздничную трапезу — Пасхальный Седер— и рассказывают историю праздника, читая Пасхальную Агаду.
Для Пасхального Седера необходимо подготовить ещё до исхода 14-го Нисана: вино для всех четырех бокалов, мацу, пасхальное блюдо и все то, что должно быть на нем разложено (зроа, яйцо, марор, харосет, карпас и хазерет), солёную воду, свечи, бокал для каждого, кто участвует в Пасхальном Седере, включая маленьких детей, и большой бокал для пророка Элиягу.
Вино. Заповедь обязывает евреев выпить четыре бокала вина, которое должно быть самым лучшим. Однако оно не должно быть настолько крепким, чтобы усыпить пьющего прежде, чем закончится Пасхальный Седер. Следует предпочесть красное вино белому, — если только белое вино не является явно и намного лучшим.
Маца. Необходимо запастись «оберегаемой» мацой самого высокого качества. Те, кто исполняют эту заповедь особенно ревностно, едят в ночь Пасхального Седера три мацы, испеченные в послеполуденные часы в канун Песаха.
Блюдо. Оно должно быть достаточно большим, чтобы на нём разместилимсь все шесть установленных законом и обычаем предметов, и не прикасаться друг к другу.
Зроа — кусок мяса с костью внутри и пожаренный на огне ещё до захода солнца 30 марта, до наступления праздника. Дело в том, что в пасхальную ночь 31 марта запрещено есть жареное мясо, похожее на мясо пасхальной жертвы. Из этого запрета следует другой: в эту праздничную ночь запрещено жарить мясо, если оно с самого начала не предназначено для утренней трапезы.Кусок мяса с костью — зроа, размещается в правой части блюда.
Яйцо. Варёное или печёное яйцо размещается в левой части блюда, напротив зроа. И зроа, и яйцо — призваны напоминать о жертвоприношениях: зроа — о пасхальной жертве, яйцо — о Хагиге.
Марор. В качестве марора берутся листья или стебли салата-латук (хасы), цикория или иного горького овоща, при употреблении которого в пищу произносится благословение «Сотворивший плоды земли».
Харосет — готовится из протертых яблок или фиников с добавками толченого миндаля, грецких орехов, корицы и имбиря, смешанных с вином.
Карпас — сельдерей, картофель, свежая редька или другой съедобный негорький овощ.
Хазерет. Это листья салата-латука или любого другого овоща, который может быть марором.
Закончив приготовления к Пасхальному Седеру, евреи отправляются в синагогу, где читаются две молитвы — Минха и Маарив.
Тот, кто возглавляет праздничный стол Пасхального Седера, надевает простую и гладкую белую одежду. Считается, что белый цвет — это цвет савана, в который заворачивают мертвых, и, надевая ее в пасхальную ночь, евреи вспоминают о траурных обычаях и избегают греха излишней гордости. В воспоминании траурных обычаев евреи едят в эту ночь крутые яйца — пищу людей, находящихся в трауре. Эти признаки траура призваны напомнить нам о разрушении Храма, происшедшем 9-го Ава, выпадающем всегда на тот же день недели, что и первый день Песаха.
Почему дни перед Песахом называют «Еврейские Кучки»?
После традиционных еврейских религиозных праздников — дней Суда, Раскаяния и Искупления наступает финал — праздник Сукот — пора веселья, время прославления Всевышнего. Символом праздника Сукот являются слова: «У чистосердечных – радость». Это значит, что верующие, очистившие своё сердце раскаянием в Рош Гашана и Йом Кипур, достойны провести праздник Сукот в радости.
Праздник Сукот упоминается в Торе и в Библии и относился к числу так называемых «трёх паломничеств», на иврите «шалОш регалИм». Это три праздника на празднование которых евреи собирались в Храм, остальные два праздника — ПЕсах и ШавуОт.
Празднества «шалОш регалИм» длятся 7 дней, в Израиле 8 дней, а в странах диаспоры — 9 дней. Первые семь дней этого праздника названы «СуккОт», на иврите — «суккА» (ударение на «а) означает «шалаш», а «СуккОт» — «шалаши», потому что в эти дни Торой заповедано жить в шалашах.
На церковнославянском языке шалаши называются «кущи» , соответственно название праздника переводилось как «Кущи», видимо, отсюда и происходит название таинственного праздника «еврейские Кучки».
Резкое похолодание перед иудейской Пасхой называют «еврейские Кучки» и связывают с предстоящими 7 дневными еврейскими праздниками. Погода на Песах скакала от жары к холоду и обратно, как телега на кочках, потому и называли эту пору «Еврейские кучки или еврейские кочки».
Еврейские Кучки всегда выпадают на первое полнолуние после весеннего равноденствия. Синоптики объясняют резкое похолодание тем, что в полнолуние атмосферное давление растёт, и в наши широты неожиданно приходит похолодание с сильным ветром, дождями и даже заморозками.
После весеннего равноденствия 20 марта, первого полнолуния — 31 марта — День иудейского Песаха (пасха), почти совпадает с католической Пасхой, которая наступит в первое воскресенье, после весеннего равноденствия — 1 апреля, и закончится накануне православной Пасхи — 8 апреля. Даты православных праздников расчитаны по Юлианскому календарю, даты католических праздников — по Григорианскому календарю.