Еврейский праздник Пурим начнётся вечером 14 адара по иудейскому календарю. В 2024 году большинство евреев будут вспоминать своё спасение из персидского рабства с вечера 23 марта до вечера 24 марта по григорианскому календарю. Само празднование начинается в сумерках и продолжится до захода солнца следующего дня. Ежегодно дата Пурима сдвигается – это происходит из-за того, что иудейский календарь зависит от фаз Луны
Пурим евреи отмечают спасение еврейского народа от истребления, которое планировал осуществить злодей Аман во время правления персидского царя Ахашвероша, пришедшего к власти в 367 г. до н. э. В то время царство Ахашвероша простиралось от Индии до Эфиопии и включало в себя 127 больших и малых государств.
Рассказываем об истории и традициях праздника Пурим.
Как появился праздник?
Царь Персидской империи Ахашверош запретил вернувшимся в Иерусалим евреям восстанавливать Иерусалимский Храм, и устроил грандиозный пир, на котором облачался в одежды первосвященника и пользовался храмовой утварью, как простой посудой. С царём на пиру добровольно пировали и евреи, не видя в этом ничего предосудительного. Через несколько лет для еврейского народа за это наступила расплата : царь Ахашверош приблизил к себе ненавистника евреев Амана, из рода Амалека, который подготовил план уничтожения всего еврейского народа. По преданию всё нечистое и недоброе, что поселилось в мире после преступления, совершенного в Раю первым Змеем, было сконцентрировано в роду Амалека и его потомков.
На седьмой день пира в Иерусалиме царь Ахашверош приказал жене — царице Вашти — показать свою красоту, станцевав перед гостями без одежды, а когда она отказалась, её казнили.
Царь Ахашверош повелел собрать тысячи красивых девушек и женщин, чтобы выбрать из них новую царицу. Среди прочих во дворец была взята и сирота Эстер, воспитывавшаяся в доме своего дяди Мордехая, который наказал ей не говорить во дворце царя, что она из еврейского царского рода, как и сам Мордехай, происходивший из рода царя Шауля (Саула), который был первым еврейским царём. В 361 г. до н. э. прекрасная Эстер стала избранницей Ахашвероша и царицей.
Вскоре Мордехай узнал о том, что два дворцовых стражника замыслили заговор против царя, и он через Эстер сообщил об этом Ахашверошу, так евреи спасли жизнь царю и это было записано в летописи. (Мегилат Эстер 2:21-23).
Через несколько лет при дворе царя Ахашвероша верховным визирем стал Аман, и перед ним кланялись до земли все царские сановники, кроме Мордехая, так как на одежде Амана было вышито изображение идола (Эстер Раба 7:5).
Аман решил расправиться с Мордехаем, его семьёй и всей еврейской общиной Персидской империи, и получил на это разрешение царя Ахашвероша. В месяце Нисан 3404 года (356 г. до н. э.) Аман бросил жребий и определил благоприятный день для массового истребления евреев — тринадцатый день месяца Адар.
Тринадцатого Нисана, за день до праздника Песах, по всем ста двадцати семи странам, находившихся во владениях Персидской империи, был разослан царский указ, скрепленный печатью царя Ахашвероша: «Истребить, уничтожить и погубить всех иудеев — от отрока до старца, и детей, и женщин — в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, а имущество их разграбить» (Мегилат Эстер 3:12-15).
Мордехай через посланца потребовал от Эстер, чтобы она пошла к царю и умолила его о милости для евреев. По просьбе Эстер все евреи столицы три дня постились и поддерживали её своей молитвой. Этот пост был также призван искупить вину евреев, участвовавших в пире Ахашвероша в Иерусалиме.
Шестнадцатого Нисана Эстер призналась царю Ахашверошу, что она — еврейка и её народу угрожает гибель от руки Амана. Когда царь в гневе вышел из комнаты, Аман бросился на ложе царицы, умоляя её о пощаде, но царь быстро вернулся, и увидев эту сцену, подумал, что Аман пытался овладеть царицей прямо в его дворце. За эту дерзость царь Ахашверош тут же приказал повесить Амана, а Мордехая назначил своим верховным визирем.
Напрасно Эстер умоляла царя Ахашвероша отменить свой указ, ведь цари не меняют своих решений, тогда хитроумная Эстер попросила царя издать новый указ, в котором царь разрешил бы евреям защищаться с оружием в руках от любого нападения.
В день 13 Адара 3405 года (355 г. до н. э.) по всей Персидской империи по царскому указу было совершено нападение на все еврейские общины, и по царскому же указу евреям было позволено защищаться, и они перебили около семидесяти тысяч своих врагов. На следующий день 14 Адара после победы еврейских общин по всей Персидской империи и 15 Адара в Шушане — евреи праздновали свою победу и веселились.
Что означает название праздника?
В память о днях спасения евреев от неминуемой гибели Мордехай и Эстер установили праздник Пурим, название которого происходит от древнеперсидского слова «пур» — «жребий». Этот праздник установлен в память о спасении евреев от рук врагов во время правления персидского царя Ахашвероша в середине VI века до н.э.
Что принято делать в праздник Пурим?
В Пурим недостаточно одной вечерней трапезы при наступлении праздника. Пурим — это «дни пира и радости», поэтому евреи должны устроить не только вечером, но и днём в Пурим традиционную пышную трапезу.
Так как Пурим не упоминается в Торе, работать в этот день не запрещается. Накануне Пурима иудеи держат «пост Эстер», в синагогах в праздничные дни читают Свиток Эстер — часть Танаха (еврейской Библии), рассказывающую историю о спасении евреев. При упоминании во время чтения имени Амана в синагоге свистят, топают ногами и трещат специальными трещотками, выражая так ненависть к злодею. Читают Свиток Эстер дважды: вечером 13 и утром 14 адара.
После утреннего чтения заповеди предписывают евреям посылать друг другу угощения, а также делать подарки бедным. Считается, что каждый еврей должен помочь как минимум двум нуждающимся. Около полудня 14 адара начинается торжественный пир.
Пурим — единственный день в году, когда евреям разрешается крепко выпить. Еврейские мудрецы говорили: «Должен человек напиться в Пурим до того, чтобы не отличать слова «проклят Аман» от слов «благословен Мордехай». В эти дни пекут сладкие треугольные пирожки, их называют «ушами Амана».
В Пурим устраивают карнавальные шествия, которые должны напоминать о том, что под маской случайных стечений обстоятельств скрывается божественный замысел.