Крымский полуостров, уникален своим расположением сразу в трёх климатических зонах. Тем, кто собирается посетить наш Крым, стоит ознакомиться с интересными фактами из истории древней Тавриды, чтобы проникнуться духом этих мест, и почувствовать тесную родственную связь с его историей.
Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох.
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох.
— писал о Крыме поэт Илья Сельвинский.
Первое упоминание о Крыме мы находим в античных литературных трудах Геродота, совершившего путешествие по Великой Скифии в V веке до н.э. Геродот выделил особо «царских скифов», — пахарей-земледельцев, живших на Борисфене — Днепре, и называл их «борисфенитами» (днепровцами), их самоназвание сколоты (skolt, kelt). Историк-славист Любора Hидерле утверждал, что «…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры».
Столицей Скифского царства в античные времена был — Неаполь Скифский — II веке до нашей эры, расположенный на территории современного Симферополя.
В 1827 году в окрестностях Симферополя были найдены рельефы 108 года до н. э. с изображением царских скифов — царь Скилур (Skiluros, др. греч. Σκιλουρος) и его сын Палак (греч. Παλακος — «воин«; Афина Паллада = »воинственная», Палакион (Παλακιον) = Балаклава), правившие Крымской Скифией со столицей в городе Неаполе Скифском. На одном из каменных рельефов были восстановлены утраченные буквы и целые слова, и удалось прочитать:
«…Царь Скилур, великий царь, в тридцатый год царствования…»
Первое описание Крыма мы находим у греческого историка Геродота в V веке до н.э., он поведал о бушующих здесь суровых зимах, и снежных метелях, «невиданных в Элладе», и о том, что зимой местное население преодолевает Боспор Киммерийский (Керченский пролив), прямо по льду, что свидетельствует о том, что пролив замерзал.
Описание Крыма мы находим и у Гомера в «Одиссее» примерно в IX-VII веках до н.э. Поэт, живший в тёплом климате Средиземноморья, воспринимал Крым, как холодную северную страну Киммерию: «печальная область, покрытая вечно влажным туманом и мглой облаков». Киммерийцев описывают как крупных людей со светлой кожей и льняными или рыжими волосами.
В книге «Antiquities of Kertch», 1857 г. англичанин Мак Ферсон, проводивший раскопки в Крыму во время Крымской войны 1854-56 года, пишет: «Впоследствии, продвигаясь на запад, киммерийцы появились под названием кельтов и галлов и основали колонию в Ютландии — Херсонес Кимбрийский. Оттуда они распространились в большом количестве по Франции и Великобритании и сформировали мощную нацию, которая в древние времена занимала большую часть Европы. Таким образом, Крым является первоначальным местом обитания наших британских предков».
Самая древняя Легенда Крыма об Ифигении, дочери царя Агамемнона, связана с античной Тавридой. Когда греки на кораблях отправились походом на Трою, их судам мешала выйти в море сильнейшая буря. Обратились за помощью к оракулу, и он сказал, что таким образом на царя гневается Артемида, требуя принести в жертву дочь царя Агамемнона Ифигению. Ради отца и своего народа девушка была готова отправиться на жертвенный костер, но богиня плодородия и охоты вдруг сжалилась, и отправила царскую дочь в Тавриду.
Ифигения стал жрицей Храма огня в Тариде. Через некоторое время в Тавриду прибыли Орест, брат жрицы Ифигении, с приятелем по имени Пилад. Чудом друзья избежали быть принесенными в жертву, все трое благополучно бежали на родину – в древнюю Элладу..
По греческой легенды об Ифигении написано более полусотни трагедий, около семи десятков опер и создано свыше сотни художественных полотен. В селе Береговое в окрестностях посёлка Симеиз есть скала легендарной Ифигении.

Самая дорогая монета — Золотой статер Пантикапея с изображением на аверсе головы бородатого божества, а на реверсе — грифона и пшеничного колоса. IV век до н. э.
В Крыму найдена самая дорогая монета из Пантикапея (350-300 до н.э.). Боспорского царства — золотой статер — 9.12 гр., проданная на аукционе за $ 3,25 млн.
На аверсе золотой монеты изображена глава бородатого сатира (ПАНа) с длинными растрепанными волосами и лошадиными ушами. Сатир (Σάτυρος) в античной мифологии лесное божество плодородия, жизнерадостное козлоногое существо, живущее в дикой природе. По гипотезе А. А. Молчанова, «Satur»- древне-минойское имя бога, происходящее от корня «tur» — «владыка» и приставки «Sа-», то есть «Со-владыка» природы.
На реверсе золотой монеты изображены буквы ПАN вокруг крылатого грифона, покровителя Пантикапея (Керчи). Подняв правую переднюю лапу, рогатый и крылатый грифон, держит в пасти копьё. Под ногами грифона изображён полный пшеничный колос, как символ финансового благополучия Пантикапея.
Четвёртый Папа Римский Климент, возглавлял Римскую христианскую церковь с 88 г. по 97 г. или 99 г. и был сослан в Крым. Римский император Траян (98 — 117 г.г.), обвинил святителя Климента, отказавшегося приносить жертвоприношения Зевсу, в неуважении к римским богам, сослал его в холодную Тариду, в Инкерманские каменоломни, где Святой Климент принял мученическую смерть в 99 году в подводном гроте близ античного Херсонеса.
Академик Трубачёв Олег Николаевич считал, что в античной Таврии существовал этнос с именем ‘Рос’. Название тавров и Таврики, пришло из античной Греции, ср. греч. Ταυρος «бык», русск. тур, слав. *turь, литовское taũras «тур», др.-прусск. tauris -«зубр», латинское taurus «бык», ирландское tarb — бык. Двусложное слово Ταυρος состоит из ξαν и θός с лексическим значением корня *ros/*rus– «белый», в в составе сложения *tur-rus– «Тур светлый», Таврос — ξανθός — «светлый», «светловолосый».
Связь этнонима *tur-rus– и «русскими письменами» была понятна создателю старославянской азбуки Константину по прозвищу Философ (827—869 г.г.), побывавшего в Корсуни (Херсонесе) в 860 году, и видевшего там Евангелие и Псалтырь, написанные «русскими письменами»: «обрѣте же тоу evarrelïe и ψáлтирь русьскыми писмены писано, и чловѣка обрѣтъ глаголюща тою бесѣдою…» («Житие Константина Философа», гл. VIII)
Почему византийцы считали Крым — родиной русских?
Крым называют колыбелью православия, где равноапостольный князь Владимир в 988 году принял в Херсонесе святое крещение «по закону греческому», что послужило основой российского государства с самобытной культурой, традициями, верой, нравственными ценностями. Мать князя Владимира княгиня Ольга приняла Святое Крещение в 955 году от рук Святейшего Патриарха Константинопольского Феофилакта. Во время принятия христианского обряда крещения княгини Ольги и князя Владимира христианская церковь была единой, а церковный раскол — разделение христиан на католиков и православных, произошёл на Никейском соборе в 1054 году.
Крымская земля причастна не только к Крещению князя Владимира и христианизации всей Руси, но и к дарованию православной церкви официальной возможности вести христианское богослужение на славянском языке. Просветители Кирилл и Мифодий принесли Папе Римскому Адриану II чудом обретённые в Херсонесе мощи святого апостола Климента — четвёртого Папы Римского, и папа Адриан II возрадовался и освятил Славянские богослужебные книги, и в Риме на богослужении впервые зазвучала славянская молитва наряду с латынью.
Христианское княжество Феодоро в Тавриде получило своё название от имени святого Феодора Гавраса, который правил византийским Трапезундом во второй половине XI века. Князь Феодор Гаврас не жалел денег на поддержку христианских монастырей в Трапезунде. После падения Константинополя 29 мая 1453 года Феодор Гаврас возглавил борьбу христианских жителей Трапезунда против турок-сельджуков. Турки преследовали Феодора Гавраса и он был вынужден скрываться в крымских горах, вскоре турки выследили его и пленили. Феодор Гаврас отказался принять магометанство, и был казнён турками.
Христиане чтят память Феодора Гавраса, канонизированного под именем святого Феодора Стратилата («стратилат» — военачальник). Племянник Феодора Гавраса, Константин Гаврас в XII веке попал в опалу при византийском императоре Иоанне II Комнине (1087-1143), правителе Константинополя, и в 1118 году был сослан в Крым.

Драхма- 403 г.до-н.э. ; бог Арес и бык с надписью -ΘΕΟΔΟ.jpg
Потомки Константина Гавраса обосновались в горах Мангупа, объединили христиан Крыма вокруг своего княжества Феодоро. В состав земель средневекового княжества Феодоро входили обширные территории гор и Южного побережья Чёрного моря от Алушты до Балаклавы. Основателем династии князей княжества Феодоро был князь Алексей I (Старший), правивший около 1411—1446 года.
О почётном титуле «Таврический» и «Крымский».
Генерал-фельдмаршал граф Григорий Александрович Потёмкин (1739—1791) по Высочайшему указу 8 июля 1787 был удостоен именоваться впредь Светлейшим князем Потёмкиным-Таврическим за присоединение к России Тавриды в 1783 году. Таврида представляла собой часть нашей общей европейской колыбели.
Манифестом Екатерины II от 8 апреля (по старому стилю) 1783 года «полуостров Крымский, остров Таман и всея Кубанская сторона» были приняты под Российскую державу.
После вхождения Крыма в состав России Крым нашёл своё воплощение в императорском титуле Екатерины II Великой — Царица Херсониса Таврического. Крым получил статус «царства» — «Царство Херсониса Таврического», так Императрица Екатерина подчеркивала особое значение, которое она придавала присоединению Крыма и его положению в составе Российской империи. Присоединение Крыма к России оказывалось столь же значимым, как и включение в состав России Казанского, Астраханского и Сибирского ханств – иными словами, одним из самых важных в российской истории.
8 марта 1784 года Екатерина II утвердила доклад Сената «О гербе Таврической Области»: «В золотом поле двуглавый орёл, в груди онаго в голубом поле золотый осьмиконечный крест, означающий, что крещение во всей России чрез Херсонес произошло; крест же поставлен в Государственном гербе для того, что и оный прислан от Греческих Императоров в Россию тогда, когда восприято Великими Князьями крещение».
За всю историю всего два выдающихся деятеля России были удостоены права носить фамилию с приставкой «Крымский».
Генерал-аншеф князь Василий Долгорукий-Крымский-1, командовавший в 1771 году 2-й армией, занявшей Крым, был удостоен 10 июля 1775 титула «Крымский» за покорение Крыма летом 1771 года в ходе Русско-турецкой войны 1768—1774 годов.
Генерал-лейтенант Яков Александрович Слащёв (1885—1929) получил 6 (19) августа 1920 года приказом № 3505 генерала Врангеля право именоваться Слащёвым-Крымским-2 «в воздаяние его заслуг по спасению Крыма» в зимних сражениях конца 1919 года и начале 1920 года в боях за Перекоп, что позволило Белой армии Крыму продержаться ещё какое-то время.