Фильму «Пираты ХХ века» исполнилось 40 лет.

Стармех Сергей (Николай Ерёменко) и боцман Матвеич (Тадеуш Касьянов),

Стармех Сергей (Николай Ерёменко) и боцман Матвеич (Тадеуш Касьянов),

40 лет назад в Крыму сняли самый успешный фильм советского кино, который мы разобрали с реальным механиком, оказавшимся в плену у пиратов.
По официальным данным, в первый год проката фильм Бориса Дурова по сценарию Станислава Говорухина «Пираты ХХ века» посмотрели 87,6 млн зрителей, а на стенде киностудии им. Горького висел лист с информацией дирекции — 103 млн зрителей! Этот рекорд будет вечным…

Успех первого советского боевика был ошеломляющим и спровоцировал в стране массовое увлечение восточными единоборствами. В полуподпольные секции карате валом валила молодежь, а во дворах мальчишки отрабатывали удары судомеханика Сереги и боцмана Матвеича, сопровождая движения выкриками пирата Салеха «Й-а-а»! Впервые на нашем экране советские герои жестко били негодяев не только по лицу…
Для советских артистов Николая Еременко, Тадеуша Касьянова и Талгата Нигматулина эти роли стали по-настоящему звездными. Зрители увидели впечатляющий пример того, как простой советский парень, отслуживший в советской армии, может справиться с целой бандой жестоких и циничных грабителей — пиратов ХХ века…

Боевик_Пираты_XX_века

Крымская экзотика

В фильме Бориса Дурова советский сухогруз «Нежин» из порта некой страны Юго-Восточной Азии, предположительно Индонезии или Филиппин, с грузом опия для фармацевтов, изготавливающих лекарства, направляется в советский порт Владивосток. «Этот опий нужен заводу как воздух! — поясняет представителю иностранной фирмы после приёмки 10-тонного контейнера капитан «Нежина». — Большой стране нужно много лекарств». Собеседник Ивана Ильича является агентом под кодовым именем Лотос, он связан с международной бандой морских грабителей и передаёт им сведения о советском корабле. В водах Тихого океана «Нежин» попадает в пиратскую западню…
По словам Станислава Говорухина, идею этой истории он почерпнул из газетной заметки. Наш корреспондент-международник в «Известиях» сообщал в 1977 году о вопиющем факте пиратства, произошедшем в Южно-Китайском море. На итальянский сухогруз напали морские пираты, расстреляли команду и захватили вместе с судном 200 тонн урановой руды.

Сухогруз НежинСухогруз класса река-море «Фатеж» Азовского морского пароходства в фильме переименован в «Нежин», который снимали в акватории Мариуполя (тогда ещё город Жданов), кадр из фильма.

За съёмками экзотических тихоокеанских злоключений советских моряков режиссер Борис Дуров и его команда отправились на Чёрное море в Крым, к скалистым берегам Тарханкута. Фильм снимали на базе Ялтинского филиала киностудии им. Горького с апреля по август 1979 года. Два судна: сухогруз класса река-море «Фатеж» и теплоход «Адмирал Лунин», кинематографистам в помощь выделило Азовское морское пароходство. Сухогруз «Фатеж» сценаристы переименовали в «Нежин», а «Адмирал Лунин» стал пиратским кораблем «Меркурий». Первые кадры фильма- эпизод с погрузкой опиума на борт «Нежина» были сняты в порту Мариуполя, а не в Ялте. Перегонять такой мощный корабль к берегам Крыма смысла не было, поэтому эффектную панораму с теплоходом «Нежиным» в открытом океане снимали в водах Азовского моря, так же как и сцены, где боцман-каратист Матвеич (актёр Тадеуш Касьянов) на палубе разбивает ногой доску, а потом и взятие пиратами сухогруза на абордаж. Смуглолицых полицейских в «зарубежном порту» сыграли ученики Тадеуша Касьянова, среди которых были и индийские студенты, и наши спортсмены — казахи и узбеки.

К берегам Крыма из Жданова пришёл уже только пиратский теплоход. Остров туземцев с бухтой, где укрывался «Меркурий», снимали на восточном побережье Крыма. Декорации деревни ловцов жемчуга — с бутафорскими пальмами и тростниковыми крышами — замечательный художник-постановщик Ялтинской киностудии Борис Комяков выстроил на берегу Тихой бухты, недалеко от поселка Орджоникидзе.

Деревня аборигеновДеревня аборигенов, которую придумал художник Ялтинской киностудии Борис Комяков, кадр из фильма.

Тогда там был военный городок с режимной зоной, и поэтому съемочный объект легко ограждался от туристов-зевак. А первое знакомство советских моряков с «островом» происходит в 15 км от «деревни» — на Карадаге, в районе хребта Карагач, как раз там, где проходит экологическая тропа от биостанции в Коктебель. Пиратский же теплоход киношники прятали в Голубой бухте возле Нового Света, это уже за Судаком.

Пираты 20-го века.

Поклонники отдыха в этих местах легко узнают не раз мелькающий в фильме профиль горного массива Караул-Оба. Дозор пиратов, с которым лихо разобрались боцман Матвеич и матрос Стеценко (Виктор Жиганов), располагался в этой же бухте на мысе Капчик. Здесь же в скальных расщелинах прятались буфетчица Маша (Наталья Хорохорина) и библиотекарь Айна (Майя Эглите).

На пляже Тихой бухтыНа пляже Тихой бухты, рядом с посёлком Орджоникидзе, кадр из фильма.
Кораблекрушение в бассейне

К природе экзотического острова добавлены и черты западного побережья Крыма. Эпизод с выходом «Меркурия» из бухты и всплытием мин снимали уже на самом западном скалистом мысе Крыма — Тарханкут.

Матрос Стеценко (Виктор Жиганов) и Сергей Сергеевич (Николай ЕременкоМатрос Стеценко (Виктор Жиганов) и Сергей Сергеевич (Николай Еременко) в тоннеле Малого Атлеша на Тарханкуте, кадр из фильма.

В тот год наша Ялтинская киностудия была загружена как никогда, — рассказывал мне о съемках Валерий Павлотос.На нас свалилось сразу три суперпроекта. Кроме «Пиратов ХХ века», мы уже работали над «Акванавтами» (1979) и готовились к съемкам картины «Через тернии к звездам» (1980). Мы договорились, что подводную натуру со всплывающими рогатыми минами снимем в конце их экспедиции у нас на мысе Тарханкут, где находился базовый лагерь «Акванавтов». И в середине лета съемочная группа на игровом судне отправилась из Нового Света к атлешскому побережью Тарханкута.

Валерий Павлович Павлотос

Переход мимо Севастополя и Евпатории занял почти сутки. Ночью теплоход попал в шторм, а наутро выяснилось, что волной с палубы смыло одну из бутафорских мин. Мина-то бутафорская, но для тех, кто об этом не знает, — она выглядела как настоящая! И съемочной группе пришлось давать курьезную радиограмму, извещать Черноморский флот, что потеряна мина, но она не представляет опасности!

Рабочий момент съёмок на Малом Атлеше, фото из архива В. Павлотоса.Рабочий момент съёмок на Малом Атлеше, фото из архива В. Павлотоса.

Там же, на западе Крыма, сняты красивая картинка со сквозным 98-метровым тоннелем Малого Атлеша, по которому проходит пиратский катер, и эффектные прыжки с «Меркурия» Николая Еременко и Тадеуша Касьянова.

Пираты ХХ века«Пираты ХХ века» бороздят морские просторы у Тарханкута, кадр из фильма.

Захватывающий подводный эпизод на тонущем сухогрузе «Нежин» снимали в обычном плавательном бассейне гостиницы «Ялта-Интурист». Старший механик Сергей (Николай Еременко), рискуя жизнью, проплывал по затопленным коридорам, чтобы спасти девушек — буфетчицу и библиотекаршу, которых пираты заперли в судовой библиотеке. И как раз декорацию интерьера судовых помещений «Нежина» создавали под руководством Валерия Павлотоса.

Актриса Наталья ХорохоринаВалерий Павлович Павлотос конструировал подводные декорации в бассейне гостиницы «Ялта-Интурист». Актриса Наталья Хорохорина в декорациях затонувшего теплохода, фото из архива Н. Хорохориной.

— Все наши конструкции мы выстроили в той части бассейна, где находится глубокая прыжковая чаша, — вспоминал Валерий Павлович. — Не обошлось без курьеза. Когда мы заполнили её подогретой морской водой, сразу же всплыли все двери. Постановщики закрепили надежно все предметы, а вот о том, что надо прикрутить дверные петли наоборот — просто забыли. И поэтому из обычного положения петель двери под давлением воды выскочили. После устранения этой проблемы за дело взялся наш оператор-подводник — профессиональный водолаз Владимир Карпичев, неизменно руководивший с 1977 года подводными работами всех без исключения кинопроектов с участием Ялтинской киностудии. Благодаря его мастерству, а также отличной работе под водой Николая Еременко, эти кадры спасения в фильме получились очень выразительными.

Николай ЕременкоНиколай Еременко в декорациях в бассейне «Ялта-Интуриста», кадр из фильма.
Вердикт Брежнева

Премьера фильма «Пираты ХХ века» планировалась на конец 1979 года. Но после контрольного показа ответственным лицам из ЦК ВЛКСМ картину с ярлыком «идеологически вредной» отложили на полку. Комсомольцы были в шоке от обилия опиума и зубодробительных драк, хотя в Госкино СССР к режиссеру особых претензий не нашлось.

Пираты 20-го века.=

Но как уже не раз бывало до этого (например, в случае с «Джентльменами удачи»), картину для народа спас главный киноман страны — генеральный секретарь КПСС Леонид Ильич Брежнев. Ему на дачу отвозили все копии, в том числе и «отложенных» отечественных новинок. От фильма «Пираты ХХ века» Леонид Ильич был в восторге, и картина вошла в число его избранных лент, которые он пересматривал во время отпуска на правительственной даче в Крыму. Как рассказывали сотрудники госдачи в Нижней Ореанде, генсек частенько засыпал перед экраном и терял нить сюжета, а просыпаясь в момент какой-нибудь драки, переспрашивал: «Это наш его пнул?» А те, кто был с ним рядом, подтверждали: «Наш, наш, Леонид Ильич». И генсек удовлетворенно бурчал: «Молодец, Коля».

пираты 20 векаКиноафиша фильма «Пираты ХХ века» 40-летней давности. Автор плаката — художник Михаил Нахманович Хазановский.

Идеологи компартии СССР вынуждены были запустить первый советский боевик в прокат… До распада СССР, пока велась такая статистика, число зрителей, посмотревших этот фильм, превысило 250 млн человек, то есть практически всё население Советского Союза. При скромном по тем временам бюджете на съёмку фильма — всего 470 тыс. рублей — картина принесла государству почти 150 млн долларов. Но никому из творческой группы от «пиратского золота» ничего не перепало. Как не раз в интервью рассказывал Николай Ерёменко, на полученный гонорар от фильма он купил себе — ковёр и цветной телевизор, но зато снискал любовь зрителей. Голосованием читателей журнала «Советский экран» Николай Ерёменко был признан лучшим актером СССР за 1980 год в придачу к премии Ленинского комсомола!

«За роль Сореля в фильме «Красное и чёрное» лучшим не признали, а сыграл судомеханика Серегу — называют лучшим», — сокрушался Еременко. Он, кстати, мечтал снять продолжение этой истории. Но его планам не суждено было сбыться — сначала в 1985 г. трагически погиб его друг Талгат Нигматулин, а потом от инсульта в 2001 году возрасте 52 лет умер и Николай

пираты-20в.

Пираты ХХI века

40 лет назад история, рассказанная создателями фильма, о захвате советского судна морскими головорезами для зрителей казалось фантастичной, хотя и была основана на реальном случае — единичном, но вопиющем и диком происшествии. Сегодня же сообщения о захвате судов «пиратами ХХI века» общественностью уже воспринимаются как обычное ЧП — если это не касается их родных и близких. За последние несколько лет в плену у вооруженных корсаров побывали десятки российских моряков, которые могут на своём опыте сравнить киноисторию с реальностью. Старший механик — как и герой в исполнении Николая Еременко — севастополец Валерий Драпов пробыл 63 дня в плену на западе Африки — у нигерийских боевиков «Движения за освобождение дельты Нигера». Его история в 2008 году закончилась счастливо, и уже в Севастополе он рассказывал с улыбкой о своих приключениях.

9 сентября 2008 года в личном календаре Валерия Драпова отмечен как «черный вторник». Вместе с командой британского судна «H/T Blue Ocean» он оказался в заложниках у боевиков MENDа (Movement Emancipation Niger`s Delta) — «Движения за освобождение дельты Нигера». В новостях официальные источники сообщали, что причина захвата остается неизвестной. Мотив нападения не совсем ясным был и для самих боевиков.

Фильм «Пираты ХХ века» раньше много раз видел и сейчас, если в программе будет — пересмотрю с интересом, — говорит Валерий. — Но то, что в кино и на самом деле — две большие разницы. В моем случае сопротивление оказать было сложно, потому что кроме меня на «пароходе» из европейцев был только старый капитан, а остальная команда — вся из темнокожих, еще 11 нигерийцев. Договориться по-русски, чтобы не поняли пираты, — не с кем, а английский они хорошо знают. А так, конечно же, был порыв что-то сделать — но шансов на хороший исход при этом немного. И потом в таких случаях останавливает то, что заложников берут не для того, чтобы потом их расстрелять. Я даже потом общался с теми, кто захватил наш «пароход», и они говорили, что ещё ни разу не убивали своих пленников.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org