«Скифы живут лучше греков,- говорил выдающийся скифский философ-энциклопедист Анахарсис (ок. 610—545 гг. до н.э.), — потому что у них всё общее, ничего нет лишнего, каждый довольствуется малым, никто никому не завидует. А у вас, греков, — продолжал он, — даже боги начали с того, что поделили весь мир: одному небо, другому море, третьему подземное царство. Но землю даже они не стали делить: ее поделили вы сами и вечно из-за нее ссоритесь»…
Греки смеялись: «У вас нет даже домов, одни кибитки; как же можешь ты судить о порядке в доме, а тем более — в государстве?» Анахарсис отвечал: «Разве дом — это стены? Дом — это люди; а где они живут лучше, можно и поспорить». Об истинных и мнимых ценностях и уровнях экономического развития стран и народов можно поспорить. На скифской царской пекторали представлен весь скифский мир, существующий в гармонии с природой, умеющий оградить свою жизнь от опасностей извне, от диких животных и врагов.
«Первые три чаши на пиру — это чаша наслаждения, чаша опьянения и чаша омерзения».
В греческой жизни Анахарсис больше всего отмечал риски мореходства и чрезмерного пьянства.
На вопрос, как не стать пьяницей, он сказал: «Иметь перед глазами пьяницу во всем безобразии». «Почаще смотреть на пьяниц».
«Удивительно и то, как эллины при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками – из больших». «Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения».
Мальчику, который напившись вина, оскорблял его, он сказал: «Если ты, мальчик, смолоду не можешь вынести вина, то в старости придётся тебе носить воду».
На вопрос, есть ли у скифов флейты, он ответил: «Нет даже винограда».
«Удивительно как это эллины издают законы против дерзости, а борцов награждают за то, что они бьют друг друга.» «Эллины осуждают драки, а сами рукоплещут борцам на состязаниях»
«Масло — зелье безумия, потому что, намаслив тела, борцы нападают друг на друга как безумные».
«Удивительно как это в Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные».
«Удивительно, что в народных собраниях у них вносят предложения люди умные, а обсуждают и утверждают люди глупые».
Узнав, что корабельные доски толщиной в четыре пальца, он сказал: «Корабельщики плывут на четыре пальца от смерти.»
«Как можно запрещать ложь, а в лавках лгать всем в глаза?»
«Рынок — говорил он, – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга».
На вопрос, какие корабли безопаснее — длинные военные или широкие торговые, он ответил: «Вытащенные на берег». На вопрос, кого больше, живых или мертвых, он переспросил: «А кем считать плывущих?»
Самое же удивительное, по его словам, что он видел у эллинов, – это что дым они оставляют в горах, а дрова тащат в город.
Афинянин попрекал Анахарсиса, что он скиф, на что он ответил: «если Мне позор моя родина, а ты позор твоей родине». Когда греки смеялись, называя Анахарсиса варваром, вздумавшим учить мудрости греков; Мудрый скиф сказал: «Привозным скифским хлебом вы довольны; чем же хуже скифская мудрость?» Если Скифия приносит грекам экономические блага, чем хуже греческой наша скифская экономическая мысль ?!
Его спрашивали: «Правду ли говорят, что вы, скифы, умеете ходить по морозу голыми?» Анахарсис отвечал: «Ты ведь ходишь по морозу с открытым лицом? Ну вот, а у меня все тело — как лицо».
На вопрос, что в человеке хорошо и дурно сразу, он ответил: «Язык».
На статуе Анахарсиса написано: «Обуздывай язык и чрево уздой».
«Лучше иметь одного друга стоящего, чем много нестоящих».
Историк античной философии Диоген Лаэрций (ок. 404 — 323 гг. до н. э.) в «История Древнегреческой философии» допускал, что скиф Анахарсис встречался с древнегреческим мудрецом Мисоном (др.-греч. Μύσων ὁ Χηνεύς), в списке Платона стоявшим за скифским философом Анахарсисом, одним из семи мудрецов «снаряженным пронзительной мыслью».
Понятно стремление скифа встретиться с мудрецом Мисоном из Итии (Ситии) на Крите, где он вёл беседы с эллинами. По свидетельству Геродота Анахарсис застал Мисона у края поля, когда философ-пахарь уже не косил сено, а посреди лета готовил свой плуг к весенней пахоте, прилаживая рукоятку.
— А ведь время нынче не пахотное, Мисон!
— Тем более надобно готовиться к пахоте, — прозвучал вполне житейский ответ, в соответствие с народной мудростью «Готовь сани летом, а телегу зимой».