Фонд «Археология» и руководство Восточно-Боспорской Археологической Экспедиции объявляют о наборе добровольцев, желающих принять участие в раскопках античного некрополя и поселения Кыз-Аул, боспорского города Китей, исследовании русской крепости «Керчь». Полевые археологические лагеря находятся на Керченском полуострове в районе поселка Яковенково и на территории крепости «Керчь».
Это пятый год нашей работы на Кыз-Ауле и третий — на крепости «Керчь». В прошлые сезоны мы провели масштабные разведки близлежащих территорий, исследовали более 2000 кв. м. некрополя, вскрыли несколько десятков погребений и расчистили 6 античных монументальных склепов. Так же наши волонтеры приняли участие в раскопках античного города Китей и скифских курганов в районе мыса Казантип, античного некрополя под Керчью, раскопках на кургане Куль-Оба, античных укреплений на Узунларском валу и аланского некрополя. Теперь мы хорошо знаем, что нам предстоит изучать.
Некрополь Кыз-Аул представляет собой интереснейший античный памятник археологии, на котором в период с I века до н.э. по I век н.э. были захоронены представители высшего класса боспорского общества. По мнению некоторых ученых некрополь принадлежал городу Китей. С этим конечно еще стоит разобраться, но уже сейчас понятно, что погребенные на нем люди были очень близки по своей культуре к сарматам.
В настоящее время южное побережье Керченского полуострова остается малоизученным археологами районом. Между тем, известно, что именно на этой территории находились несколько античных городов и множество поселений. Среди них такие известные древние города как Китей, Акра и Киммерик. Город Китей упоминается в сочинениях Псевдо-Скилака, Плиния, Клавдия Птолемея, Стефана Византийского. Рядом с ним в 257 году даже произошло крупное морское сражение.
Город Киммерик, основанный милетскими колонистами на землях легендарных киммерийцев, так же остается до сих пор загадкой, которую ещё предстоит решить. Располагается Киммерик на горе Опук — удивительном и загадочном месте Восточного Крыма. Именно тут была обнаружена плита с руническими надписями, изготовленная мастером, крымским готом, предположительно относившемся к племени герулов, считавшихся в древности магами и чародеями.
Руководитель Восточно-Боспорской Археологической Экспедиции кандидат исторических наук Николай Сударев в 90-х годах прошлого века уже проводил раскопки Кыз-Аульского некрополя. Тогда его экспедицией были обнаружены уникальные монументальные склепы. К сожалению, экспедиции пришлось свернуть свою деятельность и перебазироваться на Таманский полуостров, не закончив исследования. По результатам археологических работ лета 2015 года было принято решение продолжить изучение этого интересного памятника, чем мы и занимаемся до сих пор.
В 2018 году мы продолжаем оказывать помощь в изучении крепости «Керчь». Это уникальный памятник русской фортификации XIX века создававшийся под руководством легендарного инженера, героя севастопольской обороны Эдуарда Ивановича Тотлебена. Крепость «Керчь» имела общую площадь более 400 гектаров и десятки километров подземных сооружений и тоннелей. В своё время это была самая крупная крепость на территории Российской Империи, сравниться с которой могла только крепость «Кронштадт». Большая часть её укреплений до сих пор не изучена. До 2003 года крепость «Керчь» находились в ведении военных. Этот объект будет наиболее интересен тем, кто интересуется военной историей России XIX — XX веков. Работы в крепости «Керчь» в прошлом году дали отличные результаты. Нашими волонтерами были расчищены несколько фортификационных помещений, таких как «Голубые» ворота и редюит прикрытого пути.
Полевые лагеря Восточно-Боспорской Археологической Экспедиции в Крыму будут существовать на принципах самоорганизации. Возможно, часть хозяйственных забот ляжет на волонтеров, приехавших в экспедицию. Создавая такой лагерь, мы не изобретаем велосипед. По такому принципу живут очень многие археологические экспедиции. Сами выбирают завхоза, и сами же ведут хозяйственную деятельность. Дежурные и помощники по лагерю и кухне из числа волонтеров всегда существовали и у нас в лагере на Тамани.