27 октября в Евпаторийском краеведческом музее состоялось торжественное открытие фотовыставки «Древнерусское лицевое шитье XVI — XVII веков».
Выставка проводится в Крыму впервые, она является частью совместного проекта творческого объединения «Образ» (Москва) и ООО «Крымские межмузейные коммуникации». В экспозиции представлены произведения русского искусства — образцы строгановского лицевого шитья из собрания Сольвычегодского историко-художественного музея.
Древнерусское лицевое (от слова — «лик») шитье, «живопись иглой», сформировалось под непосредственным влиянием Византии. В основном это предметы церковного назначения: судáри (покровцы — небольшие платы) на дискос и потир, плащаницы («воздýхи», «воздýхи большие» — платы большого размера с рисованными или вышитыми изображениями «Положения во гроб», «Оплакивания» или «Снятия со креста»), шитые пелены под иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачения духовенства.
В Древней Руси центрами лицевого шитья были Киев и Новгород. В XI веке в киевском Андреевском (Янчином) женском монастыре существовала мастерская шитья и тканья, где первые монахини из русских княжон занимались рукоделием.
На рубеже XV века центром лицевого шитья становится Москва и подмосковные монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Мастерские существовали не только в кремлевских соборах и крупных монастырях, но и практически во всех храмах Руси. В домах имелись особые комнаты, отведенные для женского рукоделия, — «светлицы», где под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц.
По словам организаторов фотовыставки «Древнерусское лицевое шитье XVI — XVII веков», все запечатленные на фотографиях работы были переданы богатыми купцами и солепромышленниками Строгановыми в домовый храм рода — Благовещенский собор в Сольвычегодске.
Представленные на снимках шитые пелены создавались вышивальщицами Строгановских мастерских для украшения особо почитаемых икон. Непосредственное участие в изготовлении полотен принимали жены и матери купцов Строгановых, руководившие работой мастериц.
— Экспозиция фотовыставки «Древнерусское лицевое шитье XVI — XVII веков» включает в себя фотографии как самых ранних произведений, выполненных в конце XVI века, так и работ, созданных во второй половине XVII века. Именно это даёт возможность зрителю проследить развитие искусства лицевого шитья в Строгановских мастерских на протяжении столетия, — подчеркнул автор представленных на выставке фотографий Владимир Чистяков.
И в самом деле, увеличенные посредством фотографии в несколько раз фрагменты шитья позволяют более детально разглядеть изумительное искусство древнерусских вышивальщиц.
Новыми экспонатами была дополнена и экспозиция музея истории Крымской войны. Теперь его гости смогут увидеть после реконструкции предметы военного обмундирования Российской императорской армии периода Крымской войны 1853—1856 годов.
В музее представлены реконструированные экземпляры офицерской походной шинели российской армии образца 1855 года, а также военной формы обер-офицера (прапорщика) Балаклавского греческого пехотного батальона образца 1854—1855 годов.
Предметы для экспонирования музею предоставил заместитель главного редактора военно-исторического журнала «Militari Крым» Андрей Сакович — автор ряда статей о событиях Крымской войны, участник военно-исторических реконструкций.
Как подчеркивают работники учреждения, новые экспонаты представляют интерес не только для специалистов в области российской военной униформы, но и для всех евпаторийцев и гостей курорта, неравнодушных к истории Крыма.
По материалам статьи газеты «Евпаторийская здравница» №65