Фёдор Пироцкий изобретатель электрического трамвая

трамвай пироукого

3 сентября 1880 года благодаря талантливому изобретателю Фёдору Пироцкому в Санкт-Петербурге был продемонстрирован первый в России трамвай на электрической тяге. Уроженец Полтавской губернии, молодой артиллерист Фёдор Пироцкий задумался о необходимости создания электрического транспорта ещё в пору службы в Киеве. Там он познакомился с Павлом Яблочковым, изобретателем электрической лампочки, и понял, насколько ценной электроэнергия может быть в жизни человека.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Пироцкий изложил свои идеи в научном труде, после чего получил патент на электровагон. Специально для испытаний была построена миниатюрная электростанция рядом с линией будущего трамвая. В качестве основы был использован вагон конки, к которому крепился электродвигатель. О демонстрации электрического трамвая вскоре узнал не только столица, но и вся Россия. В газетах это событие описывалось как прорыв в развитии транспорта. Увы, средств на развитие своего проекта Пироцкий так и не сумел найти. Он ограничился лишь катанием петербуржцев на трамвае, несмотря на бурные протесты владельцев конок.

фёдор пироцкий

Русский инженер-артиллерист и изобретатель, штабс-капитан Фёдор Аполлонович Пироцкий (1845 — 1898) изобрёл первый в мире электрический трамвай, в качестве эксперимента запущенный по рельсам 3 сентября (22 августа) 1880 года в Санкт-Петербурге.

Инженеру Федору Пироцкому потребовалось почти двадцать лет, чтобы воплотить в жизнь свою идею — создать электромобиль, который двигался по рельсам.

Фёдор Пироцкий родился 25 февраля 1845 года в семье помещика, штабс-лекаря Лохвицкого уезда Полтавской губернии. Родители отправили Фёдора учиться в Санкт-Петербург, где он закончил Константиновский кадетский корпус и Михайловскую артиллерийскую академию в 1866 году. После окончания училища он проходил службу в Киевской крепостной артиллерии, где Фёдор Пироцкий подружился со знаменитым электротехником, военным инженером Павлом Яблочковым (1847-1894), изобретателем «свечи Яблочкова» (лампочки Яблочкова), создателем системы электрического освещения.

Инкерман. монастырь
Весной 1874 года Павлу Яблочкову представилась возможность практически применить электрическую дугу для освещения. Из Москвы в Крым должен был следовать правительственный поезд. Администрация Московско-Курской дороги в целях безопасности движения задумала осветить железнодорожный путь ночью этому поезду и обратилась к Яблочкову как инженеру, интересующемуся электрическим освещением. Он охотно дал согласие. Впервые в истории железнодорожного транспорта на паровозе установили прожектор с дуговой лампой — регулятором Фуко. Совместно с опытным электротехником Н. Г. Глуховым Яблочков занимался в мастерской усовершенствованием аккумуляторов и динамо-машины, проводил опыты по освещению большой площади огромным прожектором. В мастерской Яблочкову удалось создать электромагнит с обмоткой из медной ленты, поставив её на ребро по отношению к сердечнику.

павел яблочков
15 апреля 1876 года в Лондоне открылась выставка физических приборов. Яблочков на выставке впервые продемонстрировал свои электрические светильники, работавшими от динамо-машины, стоящей в соседнем помещении. Поворотом рукоятки был включён электрический ток в сети, и тотчас обширное помещение залил очень яркий, чуть голубоватый электрический свет. Многочисленная публика пришла в восторг. Так Лондон стал местом первого публичного показа нового источника освещения — электрического света.
Успех свечи Яблочкова превзошёл все ожидания. Мировая печать, особенно французская, английская, немецкая, пестрела заголовками:

«Вы должны видеть свечу Яблочкова»;
«Изобретение русского отставного военного инженера Яблочкова — новая эра в технике»;
«Свет приходит к нам с Севера — из России»;
«Северный свет, русский свет, — чудо нашего времени»;
«Россия — родина электричества!»

Конно-железная дорога Конка
Фёдор Пироцкий большим поклонником всего, что работало на электричестве. Фёдор Пироцкий и Павел Яблочков часто прогуливались вместе по Владимирскому спуску Киева. Во время одной из прогулок изобретатели обратили внимание на плотное движение по Владимирскому спуску Конки (конно-железной городской дороги, конный трамвай), который был одним из старейших в мире видов общественного городского транспорта наряду с омнибусом (конным автобусом).

«Если цивилизация будет развиваться по теперешнему пути, в городах невозможно будет жить. Посмотрите, телег и карет нужно всё больше и больше. За лошадьми и сейчас не успевают убирать. С мостовыми проблема — даже гранитное покрытие истирается подковами и железными ободьями…
К этой мрачной картине могу ещё добавить темноту… Полагаю, спасение в электричестве, точнее, в электрической тяге…»

Примерно в 1860-х годах у Фёдора Пироцкого возникла идея о вагоне-карете, движимой по рельсам при помощи электричества.

В  1871 году Фёдор Аполлонович переехал в Санкт-Петербург и, по роду своей службы, занимался совершенно другими изобретениями, предложил новый тип доменных печей, разработал специальную систему металлургических печей.

первый трамвай

В 1874 году Фёдор Пироцкий начал проводить эксперименты с движением трамвайного вагона на электрической тяге на Волковском поле в Санкт-Петербурге и в 1875 году на участке сестрорецкой железной дороги он запустил несколько вагонов на электрической тяге на электрифицированном пути длинной около одной версты. В его конструкции рельсы были подключены электрической энергии, передававшейся от небольшого генератора Грамма к электродвигателю, удалённому на расстояние около одного километра. Оба рельса были изолированы от земли, один из них был прямым проводником, а другой обратным. Опыты с передачей электроэнергии продолжались и в следующие годы.

В начале 1880 года Пироцкий написал доклад «Передача силы на любое расстояние с помощью гальванического тока (проводники — рельсы и провод), в том числе и для движения поездов».

первый трам

Всё лето 1880 года Пироцкий переделывал один из вагонов конной железной дороги, подвесив к раме электродвигатель и редуктор, вращение от которых передавалось колёсам.

В 1880 году Пироцкий модернизировал городские двухэтажные трамваи на конной тяге, переведя их на электрическую тягу и 22 августа (3 сентября) 1880 года необычный общественный транспорт был продемонстрирован жителям Санкт-Петербурга.

16 мая 1881 трамвай в берлине

Рядом с линией конки была построена небольшая электростанция и 22 августа (3 сентября по новому стилю) впервые не только в России, а во всём мире «был двинут» настоящий вагон конки с империалом.

Электрический трамвай стал первым в мире моторным трамвайным вагоном. Испытания электрической трамвайной линии и одновременно демонстрация вагона, движущегося без упряжки, продолжались почти весь сентябрь, привлекая внимание специалистов и простой публики, вызывая отклики газет и протесты владельцев конок. Вот как описывался опыт Пироцкого в одной из газет:

«22 августа 1880 г. (3 сентября нов. ст.) в 12 часов дня на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России двинут вагон электрическою силою тока, идущего по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамо-электрическая машина подвешена к вагону снизу.

В присутствии Управления 2-го Общества конножелезных дорог пробное движение вагона электрическим способом назначено на 1 сентября в 11 час утра».

Эксперименты Пироцкого продолжались вплоть до конца сентября 1880 года, несмотря на открытые протесты владельцев трамваев на конной тяге, боявшихся конкуренции.  К сожалению, у Пироцкого не было средств для дальнейшего совершенствования конструкции трамвая и для продолжения своих экспериментов. Однако его электрическим трамваем заинтересовались во всём мире, его идеи были подхвачены за рубежом и в России достаточно мощными фирмами и состоятельными предпринимателями.

Среди людей, заинтересованных изобретением русского инженера был Карл Сименс, при встрече с изобретателем он задавал множество вопросов Пироцкому. Карл Сименс тщательно изучил работы Пироцкого, перечертил схемы электрического устройства трамвайной линии.
Через полгода в Берлине его старший брат Вернер Сименс выступил с докладом «Динамо-электрическая машина и применение её на железных дорогах».

В 1881 году фирма Сименс начала изготавливать вагоны, движущиеся на электрифицированных линиях, конструкция которых копировала проект Пироцкого.

 16 мая 1881 года братья фон Сименс открыли в Берлине первую постоянную электрическую трамвайную линию.

В Российской империи постоянно действующая трамвайная электрическая линия появилась только в 1892 году в Киеве  .

Лазоревская-трамвай-гранд-отель

8 мая 1914 г. в Евпатории на несколько месяцев раньше, чем в губернском Симферополе, пустили электрический трамвай, трамвайные линии в нашем городе проложила бельгийская компания «Вестингауз».

Пироцкий возвратился на службу артиллерийским офицером, был автором проекта централизованной подземной городской электросети. В 1888 году Пироцкий был досрочно отправлен в отставку в чине полковника. Это произошло примерно за несколько месяцев до окончания 25-летней военной выслуги, которая позволила бы ему получить максимальную пенсию. Дальнейшая судьба Фёдора Аполлоновича сложилась печально. Отставной полковник был вынужден жить на небольшую пенсию, которой хватало только на пропитание и оплату жилья.

карта-тмутаракань-Белая Вежа - Олешье

Фёдор Аполлонович Пироцкий скончался 28 февраля [12 марта] 1898 году, Алёшки, Днепровский уезд, в северо-западной части Таврической губернии. Олешье (др.-рус. «ольховое»), Алешки — крепость-порт и земли вокруг неё, центр одной из трёх эксклавных территорий Древнерусского государства XI — XIII веков.

В 2020 году в честь Пироцкого был назван Невский завод электротранспорта.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org