В V века римляне считали, что единственный вход в мрачные подземелья царства Аида (Плутона или Гадеса) находился у озера Аверн, современное название Аверно, в Кампании (Италия).
Греки полагали, что был и второй вход на мысе Тенар в Лаконии, где была пещера, считавшаяся входом в ад, из-за зловонных испарений.
Согласно Павсанию (VI 25, 2), в эпоху классической олимпийской греческой мифологии Аид нигде не почитали, кроме Элиды (греч. Ήλις или Ήλεία, Elis), находящейся северо-западной части Пелопоннеса, где раз в год открывался храм подателя благ земных бога Аида, куда разрешалось входить только священнослужителям.
Ах, ужасен мрак Аида, многотруден спуск подземный;
А кто раз туда спустился — на возврат оставь надежды!
Места почитания бога подземного царства Плутона (греч. Πλούτων), сына Хроноса и Реи, находились обычно близ глубоких пещер, расселин в земле, в которых суеверные люди видели вход в подземное царство мёртвых.
В жертву загробному миру Плутону (Аиду, Гадесу) приносили обычно чёрный скот. В римский период Плутона сменил бог смерти и подземного царства Орк. Плутона изображали подобно Зевсу, но с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия.
Входные ворота в царство мёртвых назывались воротами Плутона (или Полидегмон – «получатель множества даров»). В древнегреческих мифах Ворота Плутона охранял трехглавый пёс Цербер или Кербер (др.-греч. Κέρβερος, от протоиндоевропейского корня *ger- «рычать»), не позволявший никому вернуться из подземного царства мертвых в мир живых. Цербера изображали чудовищем с тремя головами, и змеиным хвостом, его туловище усеяно головами змей.
Люди утверждали, что если какой-нибудь смельчак решится войти в Гадес, то никогда не выйдет обратно.
И у входа туда страшный Цербер сидит,
Он о трех головах и ужасно сердит, —
Чтоб никто из Аида не вышел, следит.
(Сакс)
Итальянские археологи обнаружили на юго-западе Турции пещеру, источающую ядовитые газы — пары диоксида углерода. Перед входом в пещеру скапливаются множество погибших птиц, падающих замертво от соприкосновения с газом пещеры.
Согласно историческим источникам греко-римской мифологии, это место находилось в древнем фригийском городе Гиераполь, основанном около 190 года до н. э. царём Пергама Эвменом II, (197—159 гг. до н. э.).
Эллинистический город Гиераполь был передан Риму в 133 году до н. э., город стал процветающим римским курортом, с горячими лечебными источниками. Сейчас это турецкий туристический центр Памуккале — курорт с горячими источниками.
В мифах Древней Греции есть описание входа в подземное царство Аида, ворота которого охраняют трёхглавые псы Церберы. В ходе археологических раскопок античного города Гиераполя, возле пещеры, итальянские археологи нашли те самые «врата ада» и полуметровую мраморную статую трехглавого мифического пса Цербера.
Об этом открытии сообщил Франческо д’Андрия профессор классической археологии университета Саленто на конференции итальянских археологов в Стамбуле (Турция). Ассоциация средиземноморских университетов (итал. Unione delle Università del Mediterraneo, UNIMED) объединяет все университеты стран Средиземноморского бассейна. Главный офис Ассоциации средиземноморских университетов (UNIMED) находится в Риме. Русский фотограф в Риме, прекрасно знающий город, поможет вам выбрать для съемки самые яркие местах «вечного города».
«Мы нашли врата Плутона, пройдя по руслу горячего источника. Действительно, горячие ручьи Памуккале, создавшие знаменитые белые травертиновые террасы, текут из этой пещеры, которую мы назвали Врата Плутона», — рассказал Франческо д’Андрия. Археологи нашли ионические колонны, а над ними — надпись с посвящением богам подземного мира, Плутону и Коре.
Рядом с воротами и Цербером было обнаружено каменное изваяние свернувшейся змеи — символа загробного мира Аида. Археологические находки позволили специалистам подтвердить гипотезу о том, что пещера, найденная ещё весной 2013 года в Турции, является «вратами Плутона», о которых известно в Древнегреческих мифах и легендах.
«Это пространство наполнено густым в виде облака дымом, так что с трудом можно различить пол… если же животное проникнет внутрь, то его ожидает моментальная смерть. Я выпускал туда воробьёв, и они тотчас падали бездыханными…», — писал греческий географ Страбон (64/63 г. до н. э. — около 24 г. н. э.).
Об этом феномене писал в первом веке до нашей эры в своих дневниках древнеримский мыслитель Марк Тулий Цицерон, когда совершал визит на курорт с горячими источниками Гиераполь, очень популярный в Древнем Риме.
Два года назад итальянские археологи раскопали в Гиераполе гробницу св. Филиппа, одного из двенадцати апостолов.
В Гиераполе масса покинутых руин, возможно, возникших в результате землетрясений, в ходе раскопок обнаруживаются всё новые руины — остатки храма, бассейн и лестницу над пещерой — всё это соответствует описаниям данного места в античных источниках.
«Люди могли смотреть на священные обряды жертвоприношений с этой лестницы, но не могли приблизиться к входу в пещеру. Только жрецы имели право стоять перед вратами Плутона», — сказал Франческо д’Андрия.
Жрецы Кибелы, древней богини плодородия могли входить во врата ада без всякого видимого вреда для себя. «Они задерживают своё дыхание», — писал Страбон, добавляя, что их невосприимчивость может объясняться «увечьем», «божественным попечением» или «воздействием известных физических сил, противодействующих дыму».
Паломникам давали жрецам свои подношения — маленьких птиц, чтобы те бросили их в пещеру, в жертву Плутону приносили чёрных быков. В ходе церемонии животных заводили в пещеру, а оттуда вытаскивали уже мёртвых.
«Во время раскопок мы могли наблюдать смертоносные свойства этой пещеры. Несколько птиц попыталось поближе подлететь к тёплому входу, но все они погибли от паров углекислого газа», — сказал Франческо д’Андрия.
Паломники погружались в бассейн возле храма, засыпали недалеко от пещеры и могли узреть видения и услышать пророчества, наподобие тех, что давал Дельфийский оракул. Действительно, испарения фреатических подземных вод Гиераполя, поднимающиеся из глубин, вызывали галлюцинации.
По словам Франческо д’Андрия, в Гиераполе до IV в. н. э был центр паломничества, прославленный ритуалами, связанными со сновидениями. «Это исключительное открытие, так как оно подтверждает и уточняет сведения, которые известны нам из античных литературных и исторических источников», — заявил Алистер Филиппини, исследователь римской истории, работающий в университетах Палермо (Италия) и Кёльна (Германия).
В VI в. н. э. храм Плутония был уничтожен христианами. Возможно, разрушение довершили землетрясения.
Франческо Д’Андрия и его группа работают сейчас над цифровой реконструкцией этого комплекса.