В V века римляне считали, что единственный вход в мрачные подземелья царства Аида (Плутона или Гадеса) находился у озера Аверн, современное название Аверно, в Кампании (Италия).
Греки полагали, что был и второй вход на мысе Тенар в Лаконии, где была пещера, считавшаяся входом в ад, из-за зловонных испарений….
Согласно Павсанию (VI 25, 2), в эпоху классической олимпийской греческой мифологии Аид нигде не почитали, кроме Элиды (греч. Ήλις или Ήλεία, Elis), находящейся северо-западной части Пелопоннеса, где раз в год открывался храм подателя благ земных бога Аида, куда разрешалось входить только священнослужителям.
Ах, ужасен мрак Аида, многотруден спуск подземный;
А кто раз туда спустился — на возврат оставь надежды!
Места почитания бога подземного царства Плутона (греч. Πλούτων), сына Хроноса и Реи, находились обычно близ глубоких пещер, расселин в земле, в которых суеверные люди видели вход в подземное царство мёртвых.
В жертву загробному миру Плутону (Аиду, Гадесу) приносили обычно чёрный скот. В римский период Плутона сменил бог смерти и подземного царства Орк. Плутона изображали подобно Зевсу, но с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия.
Входные ворота в царство мёртвых назывались воротами Плутона (или Полидегмон – «получатель множества даров»). В древнегреческих мифах Ворота Плутона охранял трехглавый пёс Цербер или Кербер (др.-греч. Κέρβερος, от протоиндоевропейского корня *ger- «рычать»), не позволявший никому вернуться из подземного царства мертвых в мир живых. Цербера изображали чудовищем с тремя головами, и змеиным хвостом, его туловище усеяно головами змей.
Люди утверждали, что если какой-нибудь смельчак решится войти в Гадес, то никогда не выйдет обратно.
И у входа туда страшный Цербер сидит,
Он о трех головах и ужасно сердит, —
Чтоб никто из Аида не вышел, следит.
(Сакс)
Итальянские археологи обнаружили на юго-западе Турции пещеру, источающую ядовитые газы — пары диоксида углерода. Перед входом в пещеру скапливаются множество погибших птиц, падающих замертво от соприкосновения с газом пещеры.
Согласно историческим источникам греко-римской мифологии, это место находилось в древнем фригийском городе Гиераполь, основанном около 190 года до н. э. царём Пергама Эвменом II, (197—159 гг. до н. э.).
Эллинистический город Гиераполь был передан Риму в 133 году до н. э., город стал процветающим римским курортом, с горячими лечебными источниками. Сейчас это турецкий туристический центр Памуккале — курорт с горячими источниками.
В мифах Древней Греции есть описание входа в подземное царство Аида, ворота которого охраняют трёхглавые псы Церберы. В ходе археологических раскопок античного города Гиераполя, возле пещеры, итальянские археологи нашли те самые «врата ада» и полуметровую мраморную статую трехглавого мифического пса Цербера.
Об этом открытии сообщил Франческо д’Андрия профессор классической археологии университета Саленто на конференции итальянских археологов в Стамбуле (Турция). Ассоциация средиземноморских университетов (итал. Unione delle Università del Mediterraneo, UNIMED) объединяет все университеты стран Средиземноморского бассейна. Главный офис Ассоциации средиземноморских университетов (UNIMED) находится в Риме. Русский фотограф в Риме, прекрасно знающий город, поможет вам выбрать для съемки самые яркие местах «вечного города».
Археологи нашли ионические колонны, а над ними — надпись с посвящением богам подземного мира, Плутону и Коре.
«Мы нашли врата Плутона, пройдя по руслу горячего источника. Действительно, горячие ручьи Памуккале, создавшие знаменитые белые травертиновые террасы, текут из этой пещеры, которую мы назвали Врата Плутона», — рассказал Франческо д’Андрия.
Рядом с воротами и Цербером было обнаружено каменное изваяние свернувшейся змеи — символа загробного мира Аида. Археологические находки позволили специалистам подтвердить гипотезу о том, что пещера, найденная ещё весной 2013 года в Турции, является «вратами Плутона», о которых известно в Древнегреческих мифах и легендах.
«Это пространство наполнено густым в виде облака дымом, так что с трудом можно различить пол… если же животное проникнет внутрь, то его ожидает моментальная смерть. Я выпускал туда воробьёв, и они тотчас падали бездыханными…», — писал греческий географ Страбон (64/63 г. до н. э. — около 24 г. н. э.).
Об этом феномене писал в первом веке до нашей эры в своих дневниках древнеримский мыслитель Марк Тулий Цицерон, когда совершал визит на курорт с горячими источниками Гиераполь, очень популярный в Древнем Риме.
Два года назад итальянские археологи раскопали в Гиераполе гробницу св. Филиппа, одного из двенадцати апостолов.
В Гиераполе масса покинутых руин, возможно, возникших в результате землетрясений, в ходе раскопок обнаруживаются всё новые руины — остатки храма, бассейн и лестницу над пещерой — всё это соответствует описаниям данного места в античных источниках.
«Люди могли смотреть на священные обряды жертвоприношений с этой лестницы, но не могли приблизиться к входу в пещеру. Только жрецы имели право стоять перед вратами Плутона», — сказал Франческо д’Андрия.
Жрецы Кибелы, древней богини плодородия могли входить во врата ада без всякого видимого вреда для себя.
«Они задерживают своё дыхание», — писал Страбон, добавляя, что их невосприимчивость может объясняться «увечьем», «божественным попечением» или «воздействием известных физических сил, противодействующих дыму».
Паломникам давали жрецам свои подношения — маленьких птиц, чтобы те бросили их в пещеру, в жертву Плутону приносили чёрных быков. В ходе церемонии животных заводили в пещеру, а оттуда вытаскивали уже мёртвых.
«Во время раскопок мы могли наблюдать смертоносные свойства этой пещеры. Несколько птиц попыталось поближе подлететь к тёплому входу, но все они погибли от паров углекислого газа», — сказал Франческо д’Андрия.
Паломники погружались в бассейн возле храма, засыпали недалеко от пещеры и могли узреть видения и услышать пророчества, наподобие тех, что давал Дельфийский оракул. Действительно, испарения фреатических подземных вод Гиераполя, поднимающиеся из глубин, вызывали галлюцинации.
По словам Франческо д’Андрия, в Гиераполе до IV в. н. э был центр паломничества, прославленный ритуалами, связанными со сновидениями.
«Это исключительное открытие, так как оно подтверждает и уточняет сведения, которые известны нам из античных литературных и исторических источников», — заявил Алистер Филиппини, исследователь римской истории, работающий в университетах Палермо (Италия) и Кёльна (Германия).
В VI в. н. э. храм Плутония был уничтожен христианами. Возможно, разрушение довершили землетрясения.
Франческо Д’Андрия и его группа работают сейчас над цифровой реконструкцией этого комплекса.