Геродот о праславянских племенах.

Поиск предков Руси, ведут нас через археологические культуры, сменявшие друг друга к далекой скифской  эпохе.

В археологических  культурах отражены периоды подъема и времена упадка, связанные с войнами, нашествиями степняков, но неизменным центром предков Руси остаётся исторический центр Поднепровья, пролегающий по Днепру-Борисфену и ставший ядром Киевской Руси.

Роль скифов в истории славян давно интересовала историков. Летописец  Нестор, упоминая славянские племена между Днепром и  Дунаем,  добавил, что они проживали на земле, называемой Великой Скифией.

Историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности» Любора  Hидерле утверждал, что «…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями  и земледельцами  …  были, несомненно,  славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры».

Северная часть Скифии Геродота совпадает с восточными областями славянской прародины,  по археологическим и лингвистическим данным совпадает с ареалом архаичных славянских гидронимов, с ареалом  Чернолесской археологической культуры, относящейся к X — VIII вв. до н. э.

Георгиевский собор — 1234 г., Юрьев Польской, Владимирская обл. Человеко-зверь, воин в скифском (фракийском) колпаке, вооружённый секирой

В Скифии Геродота VI -V вв. до н. э. чётко прослеживаются разные, в культурном отношении, регионы – это собственно скифский, расположенный на Нижнем  Днепре и в Приазовье, а также земледельческий регион на Среднем Днепре, где жили скифы-пахари или борисфениты, и Левобережье Днепра со смешанным  населением  (гелоны, будины, часть борисфенитов).

Herodotos_Finno-Ugrians

Геродот описывая Скифию, сообщил нам первые сведения о протославянах.

1.  Геродот считал своих современников, «скифов-земледельцев», «скифов-пахарей» и «борисфенитов», торгующий хлебом через порт в Ольвии, одним земледельческим народом.

2. Борисфен -Днепр — главная река «борисфенитов». Земля борисфенитов тянется вдоль правого берега Борисфена от Пантикапы- Ворсклы на 11 дней плавания вверх до устья Ирпеня или Тетерева.

3. Соседи борисфенитов: на  северо-западе — невры (тоже протославяне), на востоке – гелоны и будины, занимающиеся земледелием. На Левобережье Борисфена и на юге живут скифы-кочевники.

4.   Геродот о мифической истории «борисфенитов» — средне-днепровских  Земледельцев рассказывает легенду о происхождении «скифов» – земледельцев, почитавших священный плуг и ярмо, ведущих свой род от царя Таргитая и трёх сыновей Кола-ксая, Липо-ксая и Арпо-ксай. Эта легенда совершенно отличается от легенды о происхождении  скифов кочевников Левобережья и Нижнего Днепра, ведущих свой род от Геракла и Ехидны (змееногой богини), у которых родились три сына — Скиф, Агафирс и Гелон.

5. Геродот не причисляет почитателей плуга и ярма  к степным  скифам-кочевникам, которые не возделывают землю, не сеют и не пашут. Самоназвание скифов — «сколоты» (с-коло-ит) по имени общего царя всех скифских племен — Колаксая.

6.  Сколоты по мифам племён Левобережья и Нижнего Днепра — это потомки  Зевса и дочери  божества реки Борисфена. Термины «сколоты» и борисфениты» — равнозначны,  эти племена родственны между собой.

7. Данные археологии подтверждают наличие в лесостепной зоне Правобережья Днепра четырёх земледельческих археологических групп памятников. Самая обширная из  них Киевская — простирается по реке Днепр — от Ворсклы до Тетерева «на  11  дней  плавания».

8. Земледельческие  племена испытывали сильное влияние скифской культуры, что делало их внешне похожими на скифов.

9. Данные  лингвистики доказывают, что все архаичные гидронимы (названия рек и озёр) Среднего Приднепровья, относящиеся к I  тысячелетию  до  н.  э. имеют праславянские корни, значит и всё Среднее Поднепровье входило в границы славянской прародины.

10. Антропологами установлено сходство  внешнего  облика  населения скифского времени (I тысячелетия до н. э.), черняховской культуры (II-IV века), жителей союза восточных славян на юго-западе нашей страны в VI веке и средневековой  Руси (с IX по XVII в.в.).  (Работы историка и антрополога Герасимова)

11. Праславянский фольклор в Скифии Геродота. Праславяне  обитали  в Среднем Поднепровье, как в до скифское, так и скифское время, сложившийся здесь русско-украинско-белорусский  фольклор, в котором главные герои – это Кола-ксай  — Солнце-царь и сказочный герой царевич Светозар, Зоревик, князя Красное Солнышко — былинный эпитет киевского князя, вполне сочетается с рассказами Геродота о мифах и легендах скифов. Можно провести множество мифо-эпических параллелей между записями  Геродота и праславянскими сказаниями о трёх царствах, из которых солнечный герой получает золото.  Геродот сохранил имя  мифического родоначальника сколотов – Тарх Тарахович, сказания о волшебном плуге и др. В славянском фольклоре осталось имя Тарх-Тарховича, Быка-Быковича.

Скифская царская пектораль из кургана Толстая могила (Украина). Стилизованное изображение Змеиных валов, защищающих мирную жизнь селян от нападения врагов, в виде диких зверей.

12. Геродот рассказал о богах Скифии, религиозных обрядах, обычаях и традициях скифов, заметив, что скифские боги гораздо древнее греческих.

Обрядовые изображения скифских божеств символически отображены в старинных великорусских вышивках, а в обрядах погребения славян есть элементы древних обрядов – могильный холм, тризна по усопшему, обряды 3, 9, и 40 дня и др. Народные славянские обряды ежегодного земледельческого  праздника — выковывание ритуального  плуга, блестящего, как золото, праздник первой борозды, во времена бедствий, вокруг деревни вспахивалась плугом ритуальная борозда, как оберег, защита села от всех бед и другие языческие обычаи древней Руси.

Обычай определения правоты спорящих  при  помощи  раскаленного железа, когда «золотой» металл виновного обжигал, а правый мог взяться за него. В Скифской легенде о трёх сыновьях царя Таргитая, «правым» оказался   младший — Колоксай. В восточнославянском фольклоре сохранилось много сказок о трех царствах — медном, серебряном и золотом, во главе которых стоят трое братьев. Золотое царство после всех сказочных приключений всегда  достается  младшему брату.

В древнем эпосе Среднего Поднепровья сохранилось много преданий о мифических кузнецах, кующих огромный сорока пудовый плуг, первый на земле, которым можно вспахать глубокие борозды и Змеиные валы,  «завбiльшки  як  церква».

В древнерусском фольклоре кузнец Никита Кожемяка сковал плуг в 300 пудов, запряг в нее змея Горыныча и пропахал борозду от Киева до моря Русского, разделил море, и утопил в нём змея. С тех пор та борозда называется Змиевыми валами, а урочище близ Киева зовется до ныне Кожемяками.

Змеиные валы или змеевые валы и поныне доныне сохранились во многих областях Украины, как памятник оборонительных сооружений, защищающий город от степных кочевников. Кто и когда построил мощный земляной вал, обращенный фронтом к степи, с глубоким рвом у подножия, неизвестно. Строились Змеиные валы вручную, на строительство одного гигантского вала могло уйти от 20 до 30 лет. Местами сохранилась высота Змеиного вала равная 12 метрам. По объёму работ и усилий, затраченных на строительство, змеиные валы можно сравнить со строительством египетских пирамид.

Снаружи, с юга валы были обнесены глубокими рвами, заполненными водой. Вдоль внутренней стороны Змеиного вала располагались сторожевые сёла, в которых селились войны, несущие охранную службу в государстве, прообраз Казачьих поселений, охраняющих южные границы России. Вооружённые войны могли отразить первые атаки врагов-кочевников, остановить их грабительский набег и предупредить город об опасности, дать возможность городской военной дружине собраться и выступить, приготовиться к бою.

Остатки Змеёвых валов сохранились и сегодня по рекам Вить, Рось, Трубеж, р. Красная, Стугна, Сула, и др.

Змеёвы валы— народное название древних (  II в до н. э. по VII в н. э.) оборонительных валов по берегам притоков Днепра южнее Киева.

Змиёвы валы по времени создания соответствуют существовавшим здесь славянским археологическим культурам:

 Зарубенецкой археологической культуре (III — II в. до н. э. — II в. н. э.), обнаруженной в селе Зарубинцы, Монастырищенкского района, Черкасской области. Зарубницкая культура была распространа в Верхнем и Среднем Поднепровье от Березины на севере, до Тясмина на юге, в Среднем Посеймье и Припятском Полесье, на территории Западной и Центральной Украины, на юге и востоке нынешней республики Беларусь, о до Владимира.

Черняховской археологической культуре, II-IV века, существовавшей на территориях Украины, в  Крыму, Молдавии и Румынии

Пеньковской археологической раннесредневековой культурой славян VI — начала VIII века, распространённой на территории Молдавии и Украины от бассейна реки Прут до Полтавской области.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org