Гестия покровительница домашнего очага

Гестия-Hestia7

В древнегреческой мифологии Гестия (греч. Ἑστία, «очаг») юная богиня покровительница  домашнего очага и семьи, девственная богиня жертвенного огня храма, города и государства, старшая дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, Геры, Деметры, Аида и Посейдона.

Домашний очаг в каждом доме считался семейным алтарём, где домочадцы могли приносить жертвоприношения богине Гестии. В городском храме Гестии сохранялся вечный огонь, как общественный очаг всего города. Если семья переезжала в другой город глава семьи брал с собой частичку пламени из общественного очага родного города, и от этого огня зажигал огонь домашнего очага на новом месте жительства.

Древние греки-переселенцы привезли на берега Тавриды частичку огня из родного Милета и основли на нашем берегу город Керкинитиду в VI веке до н. э. (примерно в 553 — 483 г.г. до н.э.)  Это была самая маленькая демократическая республика в античном мире, где был зажжён огонь, привезённый из святилища богини Гестии.  Древнегреческий город-полис Керкинитида прожил, по историческим меркам немного, около 400 лет — с VI по II вв. до н. э

Сегодня мы наблюдаем традицию переноса огня из святилища Гестии в Олимпии, в тот город и ту страну, где будут проводиться Олимпийские игры.

Гестия была нежной, уравновешенной, безмятежной, всепрощающей и достойной девственной богиней домашнего очага, гостеприимства и жертвенного огня, которую чтили не только на земле, но и Олимпийские боги.

Известная среди двенадцати олимпийцев в греческой мифологии, Гестия (от индоевр. * wes — «сжигать» , отсюда её имя Веста в римских мифах).

Самое раннее святилище появилось в доме, а поклонения Огню и жертвы впервые начали приносить  у своего семейного очага.

Известно, что Очаг и его Огонь — это самая ранняя форма святилища или древнего храма, найденного в Делосе на Крите, к этому типу ранних храмов относится и храм Аполлона Гиперборейского в Дельфах.

Титан Кронос и титанида Рея

 Рождение Гестии

Богиня Гестия – старшая дочь титанов Кроноса и Реи. Она была первым ребёнком, которого проглотил обезумевший титан Кронос, которому было предсказано, что дети лишат его власти. Опасаясь за свою власть, он проглотил четверых из пяти оставшихся своих детей: Деметру, Аид («А-вид», греч. aides —«невидимый»), Геру и Посейдона.

Этимология имени Кронос в др.-греч. Κρόνος происходит от *Kranao — «отсекать, пожинать», отсюда происходит слово кранос (грано) — зерно, то есть Кронос — бог «сеятель и собиратель урожая». 

Мать Богов богиня Рея — Верховная (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei -‘в горах’; др. греч. Ορος — ‘гора’). В микенском языке имя богини Реи упоминается и, как «А-ро-йо = a-ro-jo», что означает «Арий, Арья, Арийская»

Богиня Рея спасла младшего сына Зевса, спрятав его в пещере на острове Крит, а Кроносу принесла на съедение камень, завёрнутый в пелёнки. Охраняемый куретами Зевс (др.-греч. Ζεύς, крито-микен. di-we «Дий») был вскормлен молоком козы Амалфеи и пчелиным мёдом, и окрепнув низверг отца Кроноса в Тартар.

Гестия-Веста-храм Hestia6

Святилище богини Гестии.

Известно, что имя Гестии означает «очаг». С другой стороны, её имя также могло означать «дом», «семья» и «государство». В каждом греческом полисе был установлен очаг, посвящённый богине Гестии. Это было в тех местах, где древние греки приносили жертвоприношения и молитвы хранительнице семьи, дома и страны. Общественный очаг был также местом, где люди собирались и обсуждали социальные и гражданские дела. Городской очаг связывал имя Гестии с благополучием всего общества и государства.

Гестия-Hestia10

 

 Привилегии Гестии на Олимпе.

В отличие от многих греческих богов и богинь, Гестия оставалась богиней девственницей, как и богини Афина Парфенос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος — «Афина-Дева») и Артемида (греч. Ἄρτεμις) — вечно юная богиня охоты.

Верховный бог Олимпа Зевс возвысил Гестию до положения богини Олимпийского огня и покровительницей божественного очага. Гестия на горе Олимп поддерживала огонь и становилась посредником между греками и Олимпийскими богами.

Клятва Гестии оставаться девственницей была непоколебимой, поэтому её считали богиней целомудрия.

Гестия-Hestia11

 Образ Гестии.

Из всех двенадцати олимпийских богов только Гестию изображали чистой и мирной юной девой, облачённой в скромную тунику, которую носили обычные горожанки. Древнегреческую тунику  украшали по краю подола, чтобы обозначить город-государство, в котором жили. В руках Гестия держала священное пламя и посох, как знак того, что вместе с огнём богиня будет следовать за семьёй и оберегать её в пути.

гестия-Hestia8

Культ Гестии.

Семейный Очаг, несомненно, занимал центральное место в доме, олицетворял достаток и благополучие в доме, позволял семье приносить жертвы и молиться богам. Очаг веками согревал дом, объединял семью и кормил домочадцев и гостей.  Жертвенным животным приносимой греческим богам у очага Гестии считалась домашняя свинья или годовалая корова.

Гестия получала первые подношения во время семейных церемониях, таких как свадьба, рождение, проводы и принятие в дом невесты. Во время домашних церемоний древние греки посвящали Гестии первое и последнее подношение вина. 

Древние греки считали горение общественного огня как гарантию сплочённости и единства общества и государства. Если не поддерживать священный огонь, общество может погрузиться в хаос. В каждом храме древней Греции горел огонь, это означало, что каждый храм в стране был местом обитания Гестии.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org