Специалисты Министерства обороны России нашли на дне Чёрного моря транспортно-санитарное судно «Армения». Его гибель считают одной из крупнейших морских катастроф в истории.
7 ноября 1941 года на Чёрном море вблизи Ялты произошла одна из самых страшных трагедий на водах. Фашистскими бомбардировщиками было потоплено санитарное судно теплоход «Армения», капитан В.Я.Плаушевский. На борту теплохода находилось, по разным данным, от 6 до 10 тысяч человек. Погибших на «Армении» почти в пять раз больше, чем на «Титанике«. Но весь мир хорошо знает и помнит трагедию Титаника, а о военной же катастрофе теплохода «Армения» знают немногие…
Битва за Крым началась с первых дней Великой Отечественной войны, а 7 ноября 1941 года 11-я армия вермахта под командованием Эриха фон Манштейна прорвала нашу оборону, преодолела «Перекопский ров» и вышла на оперативный простор.
Крымская Ялта — курорт, а не город-крепость. Ялта известна знаменитой киностудией, филармонией, театрами, виноградниками и садами, подвалами с коллекциями массандровских вин. Ялта — город-курорт, город-больница, здесь больше сотни санаториев. Большинство из ялтинских санаториев стали госпиталями, город был переполнен ранеными, которые и устремились в порт.
В отличии от Ялты, Севастополь — военная база Черноморского флота и осенью 1941 года фашисты Манштейна обломали зубы на подступах к городу. Утром подразделения 124-го пехотного полка 72-й дивизии вермахта перерезали дорогу на Севастополь.
После полудня 7 ноября немецкую мотопехоту уже увидели в Верхней Ялте, а к вечеру Ялта была уже оккупирована. Капитан санаторного теплохода «Армения» Владимир Яковлевич Плаушевский успел выйти из Ялтинского порта в море строго по инструкции. И на берегу в Ялте, и на теплоходе «Армения» все понимали, что лучше уходить в море на переполненном судне, чем попасть в плен к фашистам.
Пётр Моргунов, один из организаторов обороны Севастополя в 1970-х гг. в своих мемуарах «Героический Севастополь» о трагедии санитарного теплохода «Армения» упомянул:
«6 ноября 1941 года из Севастополя вышел санитарный транспорт -теплоход «Армения» с ранеными бойцами, работниками главного госпиталя и эвакуированными гражданами. Он зашёл в Ялту, где также забрал часть эвакуированных из Симферополя, и утром 7 ноября вышел курсом на Кавказ. В 11 часов 25 минут недалеко от Ялты транспорт, хотя имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолётом и через четыре минуты затонул. Погибло много жителей, врачей и раненых»
Теплоход «Армения», направлявшийся из Ялты в Туапсе, находился в 15 морских милях от берега, когда немецкие бомбардировщики атаковали его с воздуха. Фашистские бомбы упали на корме в районе надстройки корабля. Тысячи людей и внутри теплохода, и на верхней палубе были обречены. Пассажиры нашего санитарного судна раненые при бомбежке, обожженные пережили страшные мучения, оказавшись в холодной воде, где и погибали, ведь до берега 27 км — не доплыть! Несколько человек с «Армении» спас сторожевой катер.
«Армения» затонула всего за 4 минуты: в 11.29 теплоход уже скрылся под водой. Затопление было настолько быстрым, что часть иллюминаторов оказались не разбиты, а вдавлены внутрь: внутри гибнущего судна оставались «воздушные карманы». Значит ли это, что люди могли жить какое-то время под водой?
«Очень недолго — буквально секунды, — рассказывает исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин, который проводил обследование лежащего на дне судна. — Характер повреждений такой, что шансов выжить у тех, кто находился во внутренних помещениях, практически не было. Только у тех, кто в момент атаки оказался на верхней палубе и которых выбросило за борт. Но таких было немного».
По словам Сергея Фокина, надстройки и палубы имеют явные и ужасающие следы разрушений: леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего, это последствия взрывов от попадания авиационных бомб. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту.
Спросите любого: где и когда разыгралась самая страшная морская трагедия? 9 из 10 скажут, что это гибель «Титаника». Гигантский «Титаник» утонул 15 апреля 1912 года, погибли около 1,5 тысячи человек. Мир о них помнит, и до сих пор рыдает во время просмотра известного фильма-катастрофы Джеймса Кэмерона и звуках трогательного саундтрека в исполнении Селин Дион.
Наверное, так и должно быть, но наша память нужна и жертвам теплохода «Армения»? Трагедия 7 ноября 1941 года унесла в пять раз больше жизней, чем на «Титанике», затонувшего после столкновения с айсбергом и халатность капитана, а «Армению» целенаправленно уничтожали фашисты, игнорируя красные кресты на бортах санитанго-транспортного судна и флаг Международного Красного Креста на мачте. За это военное преступление, никто не взял на себя ответственность и не понёс никакого наказания.
Кто бомбил Крым?
Крым бомбил авиационный корпус генерала Курта Пфлюгбейля, который входил в состав 4-го воздушного флота под командованием генерал-полковника Александра Лера.
В корпусе Пфлюгбейля было две бомбардировочных и одна истребительная эскадры.
Вероятно, атаковавшие «Армению», были бомбардировщики «Хейнкель»- Не-111 из эскадры KG 27 и «Юнкерсы» Ju-88 из KG 51.
«Хейнкель» в модификации «Не-111Н-6» нёс бомбовую нагрузку в 2,5 тонны. Дальность полёта — 1900 км; экипаж — 5 человек; скорость — 395 км/ч. Вооружение: шесть 7,92-мм пулемётов MG15 и MG17, одна 20-мм автоматическая пушка MG FF.
Потопление «Армении» дело рук экипажей «Хейнкеля», которые использовали торпеды, но в боевых донесениях 7 ноября 1941 записаны немецкие атаки лишь на транспорт в районе Керчи.
«Юнкерс» в модификации Ju-88A-4: дальность полета — 1,5 тыс. км; бомбовая нагрузка — 2,9 т; вооружение от шести до девяти 7,92-мм пулеметов.
Немецкий летчик обер-лейтенант Вольфган Дирих написал мемуары, где рассказывает о своей 51-й бомбардировочной эскадре (KG 51). Воевал в Крыму, летал на «Юнкерсах» — да, на тех самых. Повествование обстоятельное, но в почему-то у него после боевых действий в сентябре 1941 года сразу же идёт описание боев в декабре 1941 года. Как думаете, почему?
Манштейн в луже крови
Манштейн тоже оставил довольно обстоятельные описания военной кампании в Крым, но в воспоминаниях о действиях авиации, находившейся у него в подчинении, нет ни слова об атаке на санитарный транспортный пароход «Армению».
У Манштейна во время крымских сражений проскальзывает только одна морская трагедия: в эпицентре которой он сам оказался. В книге «Утерянные победы» вспоминает, как перед вторым штурмом Севастополя (лето 1942-года) выехал на южный берег, где совершил поездку на итальянском торпедном катер». Фашистский катер заметили советские летчики-истребители.
«На обратном пути у самой Ялты произошло несчастье, — пишет фельдмаршал. — Вдруг вокруг нас засвистели пули и снаряды: на наш катер обрушились два истребителя. За несколько секунд из 16 человек, находившихся на борту, 7 было убито и ранено. Катер загорелся; это было крайне опасно, так как могли взорваться торпеды, расположенные по бортам… Мой адъютант «Пепо» прыгнул в воду, доплыл до берега и — совершенно голый — задержал там грузовик. Домчался на нём до Ялты, вызвал хорватскую моторную лодку, которая и отбуксировала нас в порт… Погиб также и начальник ялтинского порта, сопровождавший нас, капитан 1 ранга фон Бредов... У моих ног лежал мой самый верный боевой товарищ, мой водитель Фриц Нагель, тяжело раненный в бедро… Мы похоронили его на ялтинском кладбище».
Далее Манштейн подробно рассказывает об этом водителе, цитирует свою собственную речь над его могилой.
Важно помнить, что мемуары и летчика Дириха, и фельдмаршала Манштейна писались уже после войны. С немецкой сентиментальностью, он пишет о своих потерях, но для погибших на «Армении» у немецких офицеров, «все осознавших и раскаявшихся» задним числом, ни сожаления, ни сочувствия так и не хватило.
Координаты, где наши асы атаковали катер Манштейна, в книге не сообщаются. Но фраза «у самой Ялты» пробуждает воображение. Хорошо бы, если это было там, где 8 месяцами ранее подчиненные Манштейна потопили санитарный теплоход «Армении» .
Обойдемся без высоких слов о возмездии, но факты красноречивее любого пафоса: у берегов Ялты несколько часов горел катер, на котором командующий армией, оккупировавшей Крым, сидит в луже крови и ждёт, когда рванут торпеды... Удалось ли сохранить самообладание — не пишет. Собственно, а почему бы не предположить, что генерал добросовестно трясся от страха?
Я думаю, что рано или поздно, но мы снимем о трагедии «Армении» достойный фильм — и не менее зрелищный, чем «Титаник» Кэмерона. Обращаюсь к киношникам: пожалуйста, не забудьте про сцену, в которой «покоритель Крыма» ждёт своей смерти в горящем катере у берегов Ялты, а его адъютант, сверкая голым задом, умоляет хорватов о спасении.
А ещё было бы здорово установить имена тех наших летчиков, которые, сами того не зная, чуть не обезглавили фашистскую армию, оккупировавшую Крым. Перед самым штурмом Севастополя: вторым по счету, завершившимся трагедией для его героического гарнизона. Смерть Манштейна могла отсрочить штурм, а там… Да, я знаю: история не терпит сослагательного наклонения.
Вечная слава этим пока ещё безымянным асам-героям и вечная память экипажу и пассажирам «Армении». Не забудем, не простим!
Эрих фон Манштейн в мае 1945 года был арестован и до лета 1948 года содержался в спецлагере для офицеров высшего ранга в Великобритании. В Германии как военный преступник в 1950 году был приговорен к 18 годам тюрьмы. Освобожден в 1953 году по состоянию здоровья.
Командующий 4-м воздушным флотом люфтваффе Александр Лер после капитуляции Германии вывел свои войска в родную Австрию, где также сдался в плен. 15 мая 1945 года был передан югославским властям. Сербы судили его как военного преступника за бомбардировки Белграда. В феврале 1947 года Лера казнили: по одним данным — расстреляли, по другим — повесили.
Экспедиция Центра подводных исследований Русского географического общества установила:
«Армения» стоит на твердом грунте на ровном киле курсом 220.
Судно не разломилось, как утверждали некоторые источники.
Корпус покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед.