Гиппократ, отец медицины

мед-Hippocrates1756_large

Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) вышел из семьи врачей и, кроме знаний, полученных от отца, учился медицине на острове Кос. Гиппократ много путешествовал, как странствующий врач, жил в Египте, где ознакомился с египетской медициной, обошёл прибрежные города Малой Азии, побывал в греческих колониях на берегах Чёрного моря и, вернувшись в Грецию, занимался врачебной практикой.  Многочисленные путешествия дали Гиппократу знакомство с достижениями древней медицины Индии, Египта и народов Малой Азии.

Гиппократу стали известны медицинские знания скифов, проживавших на северных берегах Чёрного моря. Об обычаях скифов в связи с состоянием их здоровья он упоминает в своём произведении «О воздухах, водах и местностях».

Скифские лекари с давних времён пользовались у греков высокой репутацией искусных врачевателей. Медицинские знания и методы лечения скифов оказали большое влияние на Гиппократа. Разработанные Гиппократом методы лечения переломов  (применение вытяжения, шин), вывихов, дают возможность предположить, что он участвовал в военных походах, как врач. Молодому врачу, желающему изучить хирургию, Гиппократ советует сопровождать войска в походе.

карта-Ancient_Greek_Colonies_of_N_Black_Sea

Период деятельности Гиппократа совпал с высочайшим внутренним расцветом Греции — эпохой Перикла, возглавившего афинскую рабовладельческую демократию, представлявшую собой общину свободных людей — купцов, ремесленников, землевладельцев, имевших рабов в собственности. Рабы  не только не имели никаких гражданских прав, но даже не считались людьми, а рассматривались как говорящий инструмент. В афинском обществе эпохи Перикла развивались различные искусства и знания, жили великие философы Анаксагор и Демокрит, скульптор Фидий, драматурги Софокл и Эврипид, историки Геродот, совершивший путешествие в Скифию и Фукидид, описавший эпидемию «Афинской чумы» и во время Пелопонесской войны, участником которой он был.

Врачи медицинской школы острова Кос, на котором, по преданию, жил Асклепий (Эскулап), причисляли себя к его роду и назывались Асклепиадами. К их числу Асклепиадам относился и великий греческий врач Гиппократ.

Великая заслуга Гиппократа (Hippocrates) заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, очистив её от ложных философских теорий. Его называют «отцом медицины», он сформулировал нравственный кодекс врача, первая заповедь которого «Не навреди! »

Со времён Гиппократа до нас дошло большое собрание сочинений медицинского содержания — «Гиппократов сборник», объединивший около 70 сочинений по медицине. Гиппократу принадлежит авторство самых важных частей медицинских сочинений — «О воздухе, воде и местностях», «Прогностика», «Эпидемии», «О ранах головы», «О переломах» и др.  Другие произведения, вошедшие в «Гиппократов сборник», написаны сыном и зятем Гиппократа, и его учениками, единомышленниками и последователями. Большая часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник», передавало взгляды Коссокой школы древнегреческих врачей, основанные на опыте, изучении фактов, опирающихся на наблюдение, эксперимент, в сборнике систематизированы разрозненные наблюдения прежних врачей. «Гиппократов сборник» стал медицинской энциклопедией V—IV веков до н. э. — периода расцвета греческой медицины.  В статьях «Сборника» даны описания многих известных болезней, острых заразных заболеваний, приведены методы их распознавания и лечения, дополненные изложением собственных методов и принципов врачевания.

Важной заслугой Гиппократа стал анализ различных типов заболеваний, и установление многих причин и условий возникновения болезней, выявление их сущности, и разработка методов лечения и предупреждения болезней. Гиппократ считал болезнь — проявлением жизни организма в результате изменения окружающей среды и питания, различных неблагоприятных воздействий на человека, а не проявление божественной воли, или злого духа, как утверждали жрецы храмов.

По Гиппократу, причины болезни вполне естественны, и каждая болезнь происходит в организме только сообразно с природой. Болезнь имеет свою естественную причину, и ничего в организме человека не совершается без естественной причины.

Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье, указал на влияние внешних факторов и среды обитания человека на здоровье и возникновение в организме заболеваний.

Естественные причины болезни человека лежат в воздействии окружающей человека внешней среды, которая вызывает похожие заболевание у целого ряда людей. К воздействию внешней среды обитания Гиппократ относил время года, температуру воздуха, климат, свойства почвы и воды в данной местности, эпидемии, миазмы. Гиппократ отмечал и индивидуальные причины болезней отдельных людей, относя сюда их образ жизни, питание, возраст человека, его наследственность и наклонность к определенным страданиям.

торговый-корабль

В произведении «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ требовал, чтобы врач, прибывший в новый для него город, изучил его климат, почву, образ жизни населения. Только тот врачеватель, кто предварительно исследует условия жизни людей в городе, сможет успешно лечить горожан.

Гиппократ устанавливал причинно следственную связь различных болезней с погодными условиями и временами года. В сочинении «О древней медицине» Гиппократ объяснял возникновение медицины у древних людей первобытного общества, в связи с их заботами о питании, и выборе продуктов.

Гиппократ понимал болезнь как процесс изменений всего организма, работающего как единая система, зависимая от работы каждого органа, влияющего на работу всего организма в целом.

4-Temperament_

Гиппократ считал, что, жизнь человеческого организма определяется четырьмя соками (влагами, жидкостями): кровь, слизь (флегма), желчь жёлтая и желчь чёрная. В основе этих соков лежат четыре первичных начала природы: тепло, холод, сухость, влажность. Каждому из четырёх соков соответствует определенный темперамент: крови — сангвинический,   слизи (флегме) — флегматический, жёлтой желчи — холерический, чёрной желчи — меланхолический темперамент. Образование определенного темперамента  у человека, он связывал с преобладанием у него соответствующего сока. Разделение людей по темпераменту и выявление типов людей Гиппократ связывал с физико-географическими условиями разных местностей, подчеркивая этим, что окружающая природа действует на человека.

И. П. Павлов в своём учении об общих типах высшей нервной деятельности животных и человека указал, что Гиппократ правильно уловил основные типы: «Теперь можно ясно видеть, как греческий гений Гиппократа уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».

спорт-греч. борцы-510 г н.э.

Гиппократ прекрасно знал систему органов движения — кости, суставы, связки, мышцы, о чем свидетельствуют предложенные им методы лечения переломов, закрытых и открытых, растяжений, вывихов. Об этом свидетельствует и «скамья Гиппократа»—применявшийся им станок для вытяжения и других ортопедических процедур. Гиппократ даёт много полезных рекомендаций по уходу за ранами, наложению повязок и т. д.

Сочинения Гиппократа свидетельствуют о его богатом опыте врачевания и наблюдательности, помогающей Гиппократу давать меткие сравнения. Так, мелкопузырчатые хрипы в легких он сравнивал с кипением уксуса, плевритический шум трения, возникающий при воспалении плевральных лепестков (оболочек, окружающих каждое легкое), он сравнивал с хрустением кожаного ремня. Гиппократ первым начал выслушивать ухом грудную клетку — этот приём исследования, долго не находил применения после него.

Многие «Афоризмы» Гиппократа свидетельствуют не только о большой наблюдательности и опыте, но и о ряде прозорливых догадок, приближавшихся к верному пониманию сущности и причин некоторых страданий. Однако во многих других произведениях древности встречаются суждения, отражающие невысокий уровень анатомо-физиологических и медицинских представлений древнего мира.

Афоризм Гиппократа: «Vita brevis, arts vero longa, occasio autem praecept, experientia fallax, judicium difficile» —
«Жизнь коротка, наука (искусство) же обширна, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно».
Афоризм Гипократа говорит о том, что одной жизни не хватит, чтобы освоить науку (искусство врачевания).
Позднее эта фраза была переосмыслена: «Долгая жизнь искусства продлевает краткую жизнь человека».

Для Косской медицинской школы характерен отказ от систематизации болезней на группы и виды и отказ от диагноза. После внимательного наблюдения признаков болезни врачи Косской школы переходили к прогнозу, детально разработанному для разных случаев, и  к индивидуальному симптоматическому лечению.

Книдская школа, напротив, схематизировала лечение, уделяя значительное место при обследовании больного подведению болезни под одну из установленных многочисленных схем лечения.

В учении Гиппократа уделялось внимание и организму больного, и внешней природной среде, условиям жизни, окружению. Гиппократ требовал учитывать в первую очередь «природу» больного, его «физис» и всячески стимулировать «естественные способности» организма к самоисцелению. Он остерегался насильственно вмешиваться в естественны» ход патологических процессов, призывая прежде всего «не вредить».

Гиппократ настаивал на систематическом и всестороннем наблюдении за больными. Для этого он рекомендовал врачу чаще наблюдать больного в различное время суток, во время сна и бодрствования, в самых различных состояниях. Гиппократ смотрел на болезнь, как на явление изменяющееся. Каждая болезнь имеет начало, середину и конец, три стадии: а) сырости, б) сварения и в) извержения (crisis). Наблюдательность Гиппократа позволила ему точно описать некоторые болезни и симптомы; им были описаны лицо тяжелобольного (fades Hippocratica), утолщение концевых фаланг пальцев рук («пальцы Гиппократа»), «шум плеска» (succussio Hippocrati).

Основное внимание Гиппократ уделял заболеваниям внутренних органов, общей терапии, акушерству, хирургии и другим заболеваниям взрослых.

Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался и педиатрией. Высказывания Гиппократа дают представление об уровне педиатрических знаний античного мира. Наряду с сохранившимися предрассудками и ненаучными пережитками они содержат ценные сведения. Гиппократ дал описание свинки. Особое внимание он уделял заболеваниям новорожденных и грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое влияние на последующие работы врачей древности (Сорана Эфесского, Орибазия), европейских врачей средневековья (Салернской школы), представителей медицины народов Востока (Ар-Рази, Ибн-Сина и др.) и врачей эпохи Возрождения.

Признавая, что причины болезней всегда естественны, Гиппократ основу излечения больного видел в использовании врачом природных свойств организма. Основа терапии Гиппократа—вера в целительные свойства природы, а задача врача, учитывая особенности организма больного, помочь силами природы. «Природа—врач болезней», поэтому врач должен придерживаться пути, начертанного природой.

гипократ

Гиппократ писал, что для сохранения здоровья необходимо периодически «поджариваться» на солнышке и в бане. Он рекомендовал баню наравне с прогулками и восхождениями в гору как самое надёжное средство избавления от избыточного веса. Жир он считал источником любой болезни, поэтому в первую очередь рекомендовал всем пациентам без исключения голодную диету. Пациентов с заболеваниями лёгких великий целитель отправлял к подножию вулкана Везувия, где они дышали «особым» воздухом. Любимым растением Гиппократа было алоэ.

помпеи-мозаика--

Значительное место в терапии Гиппократ уделял диете не только пищевой, но и общегигиенической. Гиппократ не пренебрегал и лекарственным лечением, широко используя опыт народной медицины. В «Гиппократовом сборнике» перечислено более 250 растительных и 50 животных средств, используемых как лекарства потогонные, слабительные, рвотные, мочегонные и т. д. В наружных средствах применялись соли металлов. Гиппократ назначал больным банки и кровопускание. Он рекомендовал соблюдать осторожность, учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно лекарство другим.

рим-мозаика-грибы-свин

Гиппократ использовал элементы магического, придавая особое значение числам, и считая, что острые заболевания кончаются на 7-й день, а хронические — на 21-й день и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и числа.

Гиппократ применял метод лечения «противоположного противоположным»: «Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение… труд врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие: отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это наилучше делает, тот наилучший врач».

Такой взгляд на методы лечения в последующем историческом развитии медицины сыграл положительную роль.

Много внимания Гиппократ уделял различным вопросам хирургии: для остановки кровотечения он рекомендовалось придавать конечностям возвышенное положение, применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижигания, при ранении рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки. В ряде случаев Гиппократ энергично вмешивался в течение болезни. «В сильных болезнях нужны и лекарства самые сильные».

Большое значение Гиппократ придавал прогнозу, предсказанию, предвидению врачом дальнейшего хода болезни и посвятил этому особое сочинение «Прогностика». «Мне кажется, — писал Гиппократ, — что для врача самое лучшее — позаботиться о способности предвидения». В «Прогностике» получил отражение огромный врачебный опыт, накопленный греческими врачами и систематизированный Гиппократом.

Асклепиады Косской школой в V веке до нашей эры, требовали строго научных методов лечения больных и определённых норм поведения врача. Клятва врача находится в «Сборнике Гиппократа», она была написана примерно в 400 году до Р. Х. Это один из самых древних текстов античных врачей из сохранившихся до наших дней.

мед-клятва-

Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство.

 Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

 В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

(Пер. В. И. Руднева)

В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ определил взаимоотношения врача и больного, а также окружающих его и врачей между собой. Клятва не представляла оригинального произведения Гиппократа или его современников, известно, что в более ранних источниках Египта и Индии, других стран, в том числе и России встречались профессиональные обязательства врачей сходного содержания. В несколько измененном виде профессиональные обязательства врачей  сохранилось и до настоящего времени во многих странах как присяга или торжественное обязательство врачей, окончивших медицинский факультет.

Правила поведения врача по отношению к больному, указанные Гиппократом, отражали всю противоречивость положения врача в условиях рабовладельческого строя. Он осуждал врачей, начинающих посещение с требования оплаты и установления её размера.

Стараясь найти природное единство  во всём многообразии жизни, Гиппократ основывался на догадках натурфилософии врача и философа Эмпедокла, в его учении о четырёх стихиях как неизменной материальной основе мира. В соответствии с этим учением Гиппократ чисто умозрительно принял учение о четырех жидкостях, лежащих в основе жизнедеятельности человеческого организма (кровь, слизь желтая и черная желчь) и четырёх свойствах (холод и теплота, сухость и влажность). Различное смешение и соотношение этих жидкостей и свойств и обусловливало здоровье и болезнь, темперамент и конституцию человека.

Гален назвал Гиппократа истинным основателем теории элементов. Если Эмпедокл и считал, что во всех телах существуют четыре основные материи, то Гиппократ допускал образование тел через смешение этих основных материй. Гиппократ считал причиной телесных явлений не столько основные материи, сколько особенности и качества их.

Гиппократ на много веков определил направление развития медицины. В течение долгого времени врачи всего мира пользовались наследием Гиппократа, а основные идеи Гиппократа—наблюдение у постели больного, симптоматология отдельных заболеваний, роль внешней среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиено-диететические методы лечения, сохранили свое значение до настоящего времени.

Основные принципы учения Гиппократа предупреждали врачей против односторонних, метафизических увлечений и ошибок, которых было так много в многовековом развитии медицины.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org