Риг-Веда на санскрите «речь+знания», «хвала» — это самый ранний из четырех индуистских религиозных текстов, известных как Веды. Риг-Веда состоит из 1017 гимнов ведического санскрита, многие из которых предназначены для различных священных ритуалов. Гимны Риг-Веды содержатся в 10 книгах, которые называются Мандалы (гимны).
Содержание и Лингвистическая составляющая книг 2 по 7 написаны гораздо раньше, чем 1 и 10 книги. Некоторые гимны Риг-Веды восходят, примерно, к 2500 году до нашей эры, окончательное оформление гимнов Ригведы произошло к 100 году до н.э.
Главные боги Риг-веды — это Агни, жертвенный Огонь. Символ Огня – две палки, от трения которых рождается Священный огонь, возжигаемый в храме, путём трения. Агни — один из главнейших богов, ему посвящено в Риг-Веде около 200 гимнов.
«О Агни, — поется в одном из гимнов, — огонь священный, огонь очищающий, ты, спящий в дереве, ты, поднимающийся сверкающим пламенем, ты, божественная искра, скрытая в каждой вещи, и прославленная душа Солнца!»
Молитва, обращенная к жертвенному священному пламени пламени Агни, обладает большей магической силой. Огонь устанавливает духовную взаимосвязь между миром людей и миром Богов. Огонь — Агни наполняет тело жизненной энергией, согревает его и обеспечивает течение физиологических процессов. Жизненная сила Огня проявляется во всех процессах. Огонь внутри растений — символ жизненной силы, содержащейся в зерне, заставляющей его расти, цвести, зреть и плодоносить. Видимое проявление внутреннего огня — блеск в глазах.
В некоторых стихах Риг Веды (Гимн 3.1.3), бога Агни называют Красным Быком, который выделяется среди темных быков (тёмных сил Зла — dur-manas).
Индра — самый популярный мифологический персонаж в «Ригведе», ему посвящено около 250 гимнов. Теоним Индра — общеарийский, этимология имени Индра не ясна.
Имя Индра упоминается в славянской духовно-народной, простонародной мудрости «Голубиной книге», вернее, » Глубинной» — от глубины премудрости. «Индрика-зверя» называют главою и владыкой звериного царства: «Так и Индрик-зверь всем зверям мати», «Почему тот зверь всем зверъям мати?
Что живет тот зверь во святой горы,
Он и пьет, и ест из святой горы,
И он ходит зверь по поднебесью,
Когда Индрик-зверъ разыграется,
Вся вселенная всколыбается:
Потому Индрик-зверь всем зверьям мати!». (А.А. Коринфский. «Народная Русь», гл. Звери и птицы). Мысль о сверхъестественной силе и мудрости загадочного Индрика-зверя живущего на небе был связан в воображении народа с единорогом (рог — божественный скипетр власти — ваджра)
Первоначально, Индра был солнечным божеством, ездил на белых конях и золотой колеснице по небу. (Риг-Веда. 3.3.3). Солнце – глаз Бога Индры, а его брат-близнец Агни (PB VI 59,2), убивают своей живой силой Огня и Света силы тьмы -Даса (dāsa). Индра женат на Индрани, дочери Пуломана (Puloman).
В начале ведического периода (Риг-Веда) Индра является верховным богом, создавшим Солнце, освободивший Зарю (рассвет), и руководящий водами земли, он бог погоды и посылает дождь, гром и молнию. Индра — божество войны, битвы, он сражается врагами арийских племён — Дасью, Пани и др., и с огромной армией злых демонов — трёхглавым змеем Вритрой, Валом (val, valika — вал, валик). В Риг-Веде «Вала» — досл. «пещера» — страшный демон пещеры, в которую заточаются похищенные мифической коровы-воды. Вали — дух разрушения в др. инд. мифологии. (в рус. яз.- вал, вали, разВАЛ, завал, свалить, развалить…)
Индра покровитель Земли (Prthivi), живёт в Небесном царстве Сваргалока (Swargaloka), Сварга (в древнерусском пантеоне богов – Сварог – бог Неба, света и Солнца), которое находится в облаках вокруг заснеженной арктической горы Меру, где прежде жил его Отец Божий (Dyaus Pita – Богов Питатель).
Ведическое слово «индрАгни — indrAgni ( то есть «Indra and Agni»— Индра и Агни) в Риг-Веде (RV.) переводится — «мороз», «снег».
Гора Меру (корень -mr), в Риг-Веде представлена, как священная гора, обитель верховных Богов. Высота горы Меру — 450000 км., она расположена на Северном полюсе, в центре Земли и является Пупом земли (гр. Омвал). Меру одно звучно с русским словом Мир, которое означает и Мир Вселенной, и Мир (согласие и справедливость) рода людского — Меру Добра и Зла — Равновесие сил в природе.
В представлении ариев золотая гора Меру- Символ Полярной Отчизны, окружена семью небесами, отсюда выражение «быть на 7 небе», то есть «жить в счастье». От слова Меру-(mr) происходит — Памир («Крыша мира»), немецком языке — Meer — «море», в русском фольклоре — Море-Океан. Звуковая основа египетского слова «пирамида» -mr, тождественно названию священной горы Меру в Риг-Веде. Древнерусское название пирамиды — «мар»- происходит от корня -mr, горы Меру.
На датском острове Лолланд, близ города Кобелев, обнаружен ритуальный бронзовый амулет, в виде скипетра (ваджры) викинга, относящийся к 10 веку. На амулете начертана руническая надпись «Hmar…», которую англоязычные исследователи читают, как «hammer» — «это молоток». Наивно считать, что на 1100-летнем амулете записано ритуальное, «магическое» слово «молоток».
В ведическом санскрите, от которого происходят все индоевропейские языки, корень -mr лежит в основе слова mRti — «смерть, умирать» и mara— «мир смерти» т.е. земля-Духовный цент , гора Памир — рай (Эдем) и «могила праотца» Адама. Сюда, согласно преданиям, Ной вывез тело (или прах) первого человека Адама, здесь «покоятся забытые предки всех арийских и до-арийских племён (Иафета, Сима и Хама), где вечно живут в счастье».
Воинственный бог грома викингов Тор, появляется в скандинавской мифологии с молотом (Mjolnir), защищающий небесную ГОРУ — крепость богов Асгард. Имя Гор (или Хорово имя) было единственным именем египетским фараонов. Викинги в 10 веке носили амулет, молот Тора (torshammere) для защиты вместе с христианскими крестами, которые обеспечивали им двойную защиту.
В Риг-Веде говорится, что Мудрец Нарада просит бога ветра Ваю разрушить гору Меру. Целый год выл ветер Ваю, дул с удвоенной силой, но ему удалось лишь свалить макушку горы Меру, которая упала в океан, где образовался остров Ланка (др.-инд. Lanka) (Цейлон).
Ваю (др.-инд. Vay, — ветер, воздух, рождённый двумя мирами (РВ VII 90, 3), заполняет воздушное пространство (X 65, 1-2). Ваю появляется утром на сияющей колеснице, рядом с Индрой, у него 1000 глаз, он быстр, как мысль, касается неба.
Вата (др.-инд. Vata — ветер) — бог ветра и бури. Устойчивые словосочетания в русском языке «ветер веет, ветер воет», возможно, происходят от корней слов ведического санскрита — Вата Ваю – Vata Vay.
В Риг-Веде Индра — божество Войны, он рождён для победоносных битв, он разъезжает на колеснице, запряжённой белыми конями, он вооружён алмазнымскипетром Ваджра – Vajra — копьё, лук и стрелы, его оружие бронзового века- 3300 г. до н.э.
С помощью священной «живой или мёртвой» воды, Индра мог воскресить природу и погибших в бою солдат. Считалось, что умершие воины уходят после смерти к нему на небо, где живут без печали, боли или страха.
«Алмазный скипетр» (Ваджра) бога Индры – это символ Природы, который Индра держит в правой руке, оба конца скипетра напоминают, возвышающуюся над миром гору Меру.
Скипетр — символ власти, используется в религиозных церемониях многих религий мира (тибетский лама и др.), а также, используется, как атрибут царской власти.
Позднее скипетр Индры превращается в разящее колесо — двойная Ваджра, как символ огня две палочки богини Агни перекрещены и окружены колесом — коло (символ Солнца, Времени), олицетворяют власть над всем пространством мира.
Индра — вождь военной дружины, ему помогают другие боги – Агни (Огонь), Вишну (в славянской мифологии – Вышний, Весна), Сома (Сок) – бог напиток, бог грозы – Парджанья (славянские боги Перун и Перкунья), Маруты (Мара — богиня смерти).
Маруты – maruti — боги ветров, боги бури, обязанные своим происхождением культу мертвых. Впервые упоминаются в «Ригведе». Маруты — сыновья Рудры (Рудый) и Дити.
В ведическом санскрите Марана — maraNa — смерть, кончина. Мара — mara — мир смерти (земля Памир). Мрти — mRti — умирать, смерть. (родственные слова в рус. яз.: мор, морока, обморок…) .
Васанта – vesanta — весна. Вишну —viṣṇu — «Вышний, вездесущий», «предвечный» один из верховных божеств, хранитель мироздания в др. инд. мифологии. (родственные слова в рус. яз.: Весна, вешний, Вышний, Всевышний)