Те, кому довелось учиться в советской школе, стали живым свидетелем, с теплотой вспоминают школьные годы и хвалят систему советского образования. Да, действительно, до сих пор нет такого количества победителей международных научных олимпиад и Нобелевских лауреатов, как было в те, уже далекие времена СССР. Даже сейчас, когда благодаря интернету у нас есть доступ к литературе всего мира, без репетиторов детям сложно выйти на советский уровень знаний. Давайте разберемся, что отличало советскую систему образования от современной.
Крепкий фундамент разносторонних знаний.
В СССР было четыре дисциплины, которые считались обязательными для изучения: математика, русский язык, физика и биология. Они давали общее представление о мироздании, считавшееся основой знаний для каждого советского человека. Параллельно с этим изучались предметы, дававшие системное представление о мире: история, геометрия, литература разных стран, языки, уроки труда и физкультуры с теорией. Ученики покидали школу, имея в багаже чуть ли не энциклопедические знания, которые становились хорошим фундаментом для «выстраивания» специалиста в любой сфере деятельности.
При этом дисциплины не просто изучались — задачей педагогов была синхронизация всех знаний, которые за время обучения в школе получали дети. Например, то, что дети учили на физике, одновременно дополнялось фактами, о которых шла речь на математике и химии. Все школьные учебники и программы были проработаны по единому ГОСТу, чтобы соблюдать в ходе обучения интеграцию по разным предметам. То есть знания упорядочивались, выстраивались в единую структуру и формировали целостную картину мира для каждого учащегося.
Оценки и мотивация к учёбе
В наше время все чаще слышится призыв к созданию мотивации к учебе: тревогу бьют и учителя, и родители. У многих старшеклассников нет ощущения ответственности за свое же будущее. В эпоху СССР мотивация ощущалась гораздо сильнее — большинство детей стремились выучиться, чтобы получить профессию.
Оценки учеников полностью соответствовали тем знаниям, которые усвоились. Тогда не боялись поставить двойку за год, если учащийся за это время не сделал никаких успехов. Разумеется, за статистикой следили, но не в ущерб знаниям. Двоечников оставляли на второй год: это было позорно и одновременно являлось мощным стимулом браться за учебу. Никто никогда не мог подумать о том, чтобы купить себе оценки, задаривая учителей.
Все свободное время ученика занято делом
Была хорошо проработана система опеки и шефства. Слабым ученикам помогали учиться и не давали оставаться со своими неудачами и проблемами один на один. Отличники брали их под опеку и занимались, подтягивая по отстающим предметам, пока у двоечника не появлялись успехи. Для успешных учеников также был мотив помочь: они тренировались в умении объяснять другим предмет, самостоятельно применять методы обучения, сами детально прорабатывали материал, впитывая новые знания. Именно эта система наставничества взрастила много советских ученых и педагогов, ставших известными во всем мире.
Сейчас говорят, что в школе детей надо учить, а воспитанием должны заниматься их родители. Но в СССР делали упор не только на обучение. Свободное время ученики проводили в школе на обязательных для каждого занятиях вне уроков и в секциях, которые охватывали все возможные увлечения детей. Это не давало шанса на времяпровождение без цели. Как старшеклассник Лёша американское образование перевернул.
Равные условия для всех
Материальный статус родителей не имел никакого влияния на результаты обучения их чада. Все дети обучались по единой программе, а знаний, полученных в школе, было достаточно для поступления в вузы. После защиты диплома была гарантия получения работы по специальности — выпускники направлялись на обязательное распределение сроком на 3 года.
Раньше все студенты получали материальную поддержку. И она была весьма неплохой — треть от средней зарплаты в стране. Сейчас стипендии получают только студенты из малообеспеченных семей, поступившие на бюджет, или те, у кого высокий результат по баллам. Но на эту стипендию сложно прожить даже пару недель.
Требования к педагогам и уважение к профессии
Учитель! В эпоху СССР это звучало сильно и громко. Тогда педагоги имели высокий общественный статус, их уважали. К профессии учителя относились как к социально значимому труду, имеющему огромную ценность для всех. Про школу писали песни и снимали киноленты.
Быть учителем в советские времена было почетно. К кандидатам в советских образовательных учреждениях предъявлялись высокие требования. Кроме того, учителями становились те, кто любил детей, имел внутреннее призвание — а это много значит. Было поощрение и в материальном плане — у педагогов зарплаты были выше по сравнению с высококвалифицированными рабочими заводов.
Увы, но так в стране продолжалось лишь до конца 70-х годов. «Перестройка» поменяла ситуацию с учителями: начали развиваться «денежные» отношения, оценки стало можно покупать. Но не стоит думать, что перевелись хорошие учителя. Они есть. Учителя, по-прежнему продолжают работать, любят детей, умеют их заинтересовать, помогают ребёнку разобраться в школьном предмете, дают детям мотивацию учиться и получать новые знания.
В 2019 году Великобритания перешла на систему образования СССР