С XII века до н.э. вся торговля в Средиземном море, до этого находившаяся в руках Крито-Микенской цивилизации и греков-ахейцев, перешла к финикийцам. Финикийцы основывали свои колонии по всему побережью Западного Средиземноморья. Особенно возвысился Карфаген в Северной Африке, ставший крупнейшей морской державой.
Финикийцы строили килевые суда, по типу критских судов. По фрескам и изображениям на древнегреческих вазах известно как выглядели финикийские длинные боевые корабли, имеющие остроконечный таран и один или два ряда вёсел, и округлые торговые корабли, с коротким широким корпусом. Финикийцы развешивали свои щиты вдоль бортов боевых кораблей, как впоследствии делали славяне и викинги…
Финикийцы были величайшими мореплавателями древности. Через Гибралтарский пролив (Столбы Мелькарта) они проникли в Западную Атлантику, достигнув берегов Британии и, есть свидетельства их пребывания на Канарских островах.
По свидетельству Геродот («Истории») примерно в 600 году до н.э. по приказу египетского фараона Нехо II финикийские моряки, отправились с берегов Красного моря в плавание вокруг Африки. Это произошло за 2000 лет до путешествия Васко да Гамы.
Геродота пишет: «они (финикияне) также говорили, и пусть в это верит, кто хочет, я этому не верю, что плывя вдоль берегов Ливии (т.е. Африки) они имели солнце с правой стороны». Действительно, в начале плавания вокруг Африки, пока они плыли с севера на юг, восход солнца у финикийцев наблюдался с левого (восточного) борта; когда же они с юга обогнули Африку и поплыли на север, то восход солнца финикийцы наблюдали с правой (восточной) стороны». Именно, в это плавание финикийцев вокруг Африки не мог поверить Геродот.
Соперниками финикийцев в морской торговле и колонизации Средиземноморья и Чёрного моря становятся греки.
В «Илиаде» Гомера перечислены 1186 кораблей греков-ахейцев, на которых было перевезено в Трою стотысячное войско греков. Несомненно, что Гомер преувеличил и число кораблей, и численность греческих воинов.
Удивительно то, что в гомеровское время греки не были морским народом, и не употребляли в пищу рыбу и дары моря, именно, это вынуждало, странствующего вдоль береговой линии, Одиссея высаживаться на незнакомых островах в поисках пищи, подвергая себя и своих спутников опасностям. Обитатели морских глубин, рыбы, осьминоги и дельфины, бывшие излюбленным мотивом фресок в Критском дворце царя Миноса (минойская цивилизация), почти не встречаются в искусстве греков-ахейцев.
Первые греческие корабли имели один ярус гребцов, в VII веке до н.э. греки пополнили свой флот двухъярусными судами (биремы). В VI веке до н.э. появились суда с тремя рядами гребцов – «триеры», на трехъярусных кораблях (триконтерах) было 30 гребцов, на судах с пятью рядами гребцов «пентерах» или «пентаконтерах» помещалось – 50 гребцов.
Расположение гребцов на многорядных кораблях до сих пор обсуждается исследователями, многие полагают, что одном веслом управляли несколько гребцов.
В эллинистическую эпоху корабли достигали огромных размеров. Строительством больших кораблей в эллинистическую эпоху Древней Греции славился Деметрий Полиоркет. Самым большим по мощности гребным судном был «сорока кратный корабль» или «тессараконтера». Сведения об этом корабле Птолемея IV Филопатора (221-205 гг. до н. э.), есть у Плутарха написавшего биографию Деметрия Полиоркета. Длина «сорокакратного корабля» около 125 метров, высота — около 22 метров, «имел он два носа, две кормы и семь таранов» (Афиней, 203e—204d).
В биографии Деметрия Полиоркета Плутарх пишет: «Каждую из верфей Деметрий посещал сам, давал наставления и советы, работал вместе с плотниками, и все дивились не только числу будущих судов, но и их размерам — ведь никому еще не доводилось видеть корабли с пятнадцатью и шестнадцатью рядами весел. Птолемей Филопатор выстроил корабль с 40 рядами вёсел, длина корабля была 280 локтей, высота — 48 локтей, число моряков — 400, гребцов — 4000 человек, да, кроме того, в проходах между гребцами и на палубе размещались почти 3000 воинов». (*конечно, «рядов весел» было гораздо меньше, но на каждом весле работало по многу рядов гребцов) .
«Такое тяжелое судно ничем не отличалось от неподвижных сооружений и годилось лишь для показа, а не для дела, ибо стронуть его с места было и небезопасно, и чрезвычайно трудно. Тогда, как у судов Деметрия Полиоркета красота кораблей не отнимала мощи, устройство их не было настолько громоздким и сложным, чтобы нанести ущерб делу, напротив, их скорость и боевые качества заслуживали еще большего изумления, чем громадные размеры».