В Коктебеле, на самом берегу живописной бухты, между древнейшим вулканом планеты Карадагом и киммерийскими холмами стоит необыкновенный Дом Поэта, хранящий множество исторических событий и легенд ХХ столетия. Гостеприимный и раскрытый Дом Поэта созданный Максимилианом Волошиным для общения и творчества, стал «одним из культурнейших центров не только России, но и Европы».
«Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог»
Строительство Дома Поэта, своеобразного культурного символа Коктебеля, завершилось в сентябре 1913 года. Известный на всю Россию, как центр свободомыслия и свободного творчества, Дом Поэта более века привлекал в Коктебель многие поколения творческой интеллигенции, поэзии Серебряного века. Волошинский дом никогда не бывал пустым. Говорят, в гостеприимном Доме Поэта за год гостило несколько сот человек, как в современной гостинице LEXX.
В его стенах всегда царил дух новаторства, творческого поиска и оригинальности мышления, серьезных научных и культурных дискуссий, неожиданных открытий и задорный молодой дух юмористических розыгрышей, сцен из спектаклей.
Поэты, писатели, учёные, музыканты, артисты, художники, авиаторы…
«Фанатики непримиримых вер —
Искали здесь, под кровлею поэта,
Убежища, защиты и совета».
Бесплатный приют и отдых, наполненный впечатлениями киммерийской природы, вдохновлял творчество гостей в Доме Поэта, где с начала прошлого века звучали новейшие литературные и музыкальные произведения, не утихали споры о путях современного искусства и русской культуры в целом, возникали новые идеи, определяющие научные и исторические повороты в развитии русской литературы. Во время революции 1917 года Максимилиан Волошин постоянно помогал людям, не взирая на их политические взгляды, он укрывал в своём доме и белых, и красных.
«Я ж делал всё, чтоб братьям помешать
Себя губить, друг друга истреблять…»
С 1984 г. в мемориальном здании Дома Поэта располагается уникальнейший Дом-музей Максимилиана Волошина, замечательного поэта и переводчика, тонкого художника, критика, блестящего мыслителя и провидца.
«Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…»
В Доме Поэта Максимилиана Волошина гостили знаменитые деятели искусства, науки и культуры: поэты Николай Гумилев, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Марина Цветаева, Илья Эренбург, Александр Блок; русские писатели Алексей Толстой, Иван Бунин, философы Владимир Соловьев, Николай Бердяев. Останавливался в Доме Волошина бельгийский писатель, драматург и философ Морис Метерлинк, французский писатель, Ромен Роллан, основатель антропософии, австрийский доктор философии, Рудольф Штайнер, деятель теософского общества Анна Минцлова.
Дом Поэта принимал в Коктебеле выдающихся художников таких, как французский живописец, график Одилон Редон, живописец и скульптор Фернан Леже, итальянский художник и скульптор Амедео Модильяни, испанский художник и скульптор Пабло Пикассо, известный мексиканский художник Диего Ривера, русский живописец Василий Суриков, великий русский художник, историк мирового искусства Александр Бенуа, известный русский живописец, график и театральный художник Борис Кустодиев. Гостила в Доме Поэта танцовщица Айседора Дункан, композиторы Владимир Ребиков, выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз, театральный деятель Сергей Дягилев, авиаконструкторы Сергей Королев и Олег Антонов, и многие другие.
Историческое здание Дома-музея и аутентичная коллекция поэта Максимилиана Волошина широко известны в международной культурной среде, и занимают видное место среди европейских музеев, которым посчастливилось нерушимо выстоять в бурях ХХ столетия.
«Я принял жизнь и этот дом, как дар
Нечаянный, — мне вверенный судьбою,
Как знак, что я усыновлён землёю.
Всей грудью к морю, прямо на восток,
Обращена, как церковь, мастерская,
И снова человеческий поток
Сквозь дверь её течёт, не иссякая».
Коктебель многих сделал счастливыми, и первым из таких счастливчиков стал сам Поэт. Он жил как хотел, где хотел, был свободен и счастлив, писал стихи, рисовал, работал, развлекался с друзьями, создал свой особый мир, и сумел остаться самим собой.
В 1933 году известный поэт и литератор Андрей Белый писал: «Не дом, а – музей; и музей – единственный… единственной жизни гипсовый слепок с его живого, прекрасного человеческого лица, вечная живая память о нём; её не заменят монументы».
Но монумент Волошину на набережной Коктебеля всё же есть — это подарок городу от семьи Арендт. Эту семью с Максимилианом Волошиным связывали многие годы настоящей дружбы. Авторы — скульптур А.И. Григорьев и его жена Ариадна Арендт лично знали поэта.
Надпись на табличке памятника: «Максимилиан Волошин 1877 — 1932», и строчки из его стихотворения «Подмастерье»:
«Когда поймёшь, что человек рождён,
Чтоб выплавить из мира
Необходимости и Разума —
Вселенную Свободы и Любви, —
Тогда лишь
Ты станешь Мастером».