Готская епархия
Готская епархия – древняя православная епархия Константинопольского патриархата в Крыму с центром в городе Мангупе (Дорос). Существовала с середины VIII века, была ликвидирована в 80-х годах XVIII века в результате переселения христиан из Крыма в Северное Приазовье по решению императрицы Екатерины II, принятому в 1778 году. Своё название епархия получила по имени готов — народа, вторгшегося во второй половине III века в Крым и впоследствии принявшего христианство из Византии. Готская епархия находилась на территории Крымской Готии, которая занимала значительную часть Юго-Западного Крыма. Одно из первых упоминаний о Готском диоцезе (епископии Готии) относится к 754 году. Ранее, в 7 веке, Крымская Готия входила в состав Херсонской (Херсонес) епископии, существовавшей в Крыму с 4 века, и вместе с другими крымскими епископиями принадлежала к Зикхийской епархии.
Заметки из архива Готфийской епархии в Крыму
В библиотеке Одесского Общества Истории и Древностей хранится несколько старинных рукописных листков на греческом и русском языках, относящихся к истории Готфийской епархии существовавшей в Крыму, а потом в бывшей у нас Азовской губернии, до последних годов прошлого XVIII столетия.
Детство митрополита Готфийского и Кефайского Игнатия (1715 — 1786) Иакова Гозадино прошло на Афонской горе для воспитания у одного дальнего родственника — инока. Там, проникшись святостью христианской религии, Иаков поступил, в молодых ещё летах, в монашество, под именем Игнатия. Там же он прошёл все степени духовной иерархии, до епископского сана. Потом, он был вызван в Константинополь, в члены вселенского патриаршего синклита и удостоен сана архиепископа; когда же открылась в Крыму вакансия, был назначен на неё епархиальным митрополитом, в 1771 году. Крымская епархия, составившаяся из нескольких первоначальных епископий (Фулльской, Сагдайской и других), носила тогда наименование Готфейской (Готской) и Кефайской, и кафедра её была сперва в Кафе (нынешней Феодосии), а потом в Бахчисарае.
До назначения в Крым, святитель Игнатий жил сперва на Афоне, а потом в Константинополе, в уединенной монашеской келье, он знал только по слухам о притеснениях христиан, везде претерпеваемых от мусульман, всегдашних врагов христианства. Когда же, переселившись в Крым, он увидел собственными глазами, каково было положение его несчастных соплеменников, — он пришел в ужас и дал себе обет — освободить свою паству от варварского ига, не щадя для этого, — если будет нужно, — далее самой жизни своей. Прежние гордые сыны Эллады, поселившиеся, уже давно, в этом благословенном уголке (первые греческие колонии, на берегу Черного моря, были основаны за несколько столетии до Р. Хр.), были теперь народцем подавленным, униженным, усвоившим нравы, обычаи, одежду и язык новых властителей Крыма — сперва татар, овладевших ещё в XIII веке северною частью полуострова, а за тем и турок, а после покорения Византии, в 1453 году, занявших южную часть полуострова XV веке.
“Сын мой, говорит владыко каждому, приходившему к нему, ваши жалобы сокрушают меня; но что я могу сделать с этими извергами — исконными врагами христиан? Если хотите, я готов пойти пешком в Петербург и, на коленах, умолять всемилостивейшую Монархиню России взять вас в своё царство. Там вы не будете претерпевать подобных притеснений”.
Тогда, все, приходившие с жалобами, падали к ногам владыки, умоляя его привести этот план в исполнение и уверяя, что они оставят без сожаления все свое имущество, “лишь бы, говорили они, жизнь наша и вера уцелели, а остальное можно приобрести‘‘.
23 апреля 1777 года, в день великомученика Георгия, который, в этом году, совпадал с днём святой Пасхи, после совершены литургии, в пещерной церкви Успения Богородицы (где ныне Успенский скит), преосвященный сказал своей пастве о состоявшемся соглашении между ним и русским правительством и убеждает, немедленно, заняться подготовкой к выходу из Крыма.
Крымский хан Шагин-Гирей, узнав обо всём пришёл в ярость, но потом примирился с этим фактом, сообразив, что оставленное греками, недвижимое имущество должно попасть в его руки. К тому же Суворов выхлопотал для него 50 тысяч рублей вознаграждения и 50 тысяч для его приближенных. Для переселенцев — Суворов выхлопотал земли в Азовской губернии для их поселения, продовольствие от казны во время их пути и пока устроятся на новых местах, и 6.000 воловьих подвод для перевозки их имущества. Когда все уже было подготовлено, преосвященный служит, в той же Успенской церкви, напутственный молебен, и здесь происходит трогательное расставанье крымчаков с их родиной. Вслед за тем, большая партия греков оставляет Крымский полуостров. Это были, вероятно, более состоятельные люди или более недовольные своим положением. Но главная масса переселенцев выступила только в 1778 году.
21 мая 1779 г. митрополит Игнатий получили высочайший указ, которым определяются права переселенцев на землях Азовской губернии.
Грамата эта, называемая ими “привилег” (привилегии), и сохраняемая, до настоящего времени, как святыня, начинается следующими словами:
“Вернолюбезному нам преосвященному Игнатию, митрополиту Готфейскому и Кефайскому, и всему обществу крымских греков, всем вообще и каждому особо, наше императорское милостивое слово”…
Далее, в грамате излагались все права и льготы, дарованные переселенцам:
—избавление, навсегда, от рекрутчины и на 10 лет от всяких податей;
—право иметь свой собственный греческий суд и пр.;
—им отводится значительное пространство земли, центром которого были города Екатеринослав 1-ый (ныне Мариуполь, в отличие от 2-го Екатеринослава, ныне Днепропетровск) и Марианополь — теперешний Павлоград.
Всего из Крыма в Азовскую губернию переселилось 50 тысяч христиан. Из них греков — 30 тысяч и 20 тысяч армяно-григориан и армяно-католиков. Армяне поселились в Нахичевань и другие городах. Митрополит получил царскую грамоту, по которой ему назначена на содержание по 3.000 руб. в год, право управлять, выведенной им из Крыма паствой и носить титул митрополита Готфейского и Кефайского.
Тут мы нашли во первых одно письмо митрополита Готфийского и Кефайского Игнатия Гозадино (1715 — 1786) 1, к исконному своей церкви протоиерею Трифиллию, во вторых род дневника самого Трифиллия; в 3-х духовное завещание митрополита Игнатия; в 4-х два письма к тому же протоиерею Дорофея епископа Феодосийского и Мариупольского. Первые три рукописи написаны на турецком языке греческими буквами, а последние на греческом языке. 5-я записка русская, содержит краткую биографическую заметку о преосвященном Игнатие. Рассмотрим все эти документы по порядку:
1.) Наибольший, сравнительно, интерес представляют заметки, или дневник протоиерея Трифиллия. В них вполне отображается страдальческое положение таврических христиан в XVIII столетии. Под гнетом многовекового варварского деспотизма мусульман, паства Игнатия совершенно, почти, утратила употребление греческого языка, — и вот старец занимавший почётную должность при своём митрополите, пишет заметки на турецком языке, только греческим алфавитом, перемешанным виде буквами русскими. Редко попадаются у него греческие слова и то с грубыми ошибками против правописания. Но для нас важна не внешняя сторона заметок Трифиллия, а интересно содержание их. Вот оно:
«В 1759 году митрополит Гедеон рукоположил меня священником; 18 лет я служил при его доме, занимаясь письмоводством. По причине глубокой старости митрополита, я собственною рукою кормил его, когда он обедал. В 1769 году Гедеон умер. В 1771 году Апреля 23 митрополит прибыл в Балаклаву, в Георгиевский монастырь а 27 в Бахчисарай» 2.
«В этом году началась война. От Татар великих страхов мы натерпелись; прятались где могли, в домах и самых шкафах. Митрополита я скрывал в известных мне потаенных местах. А Татары искали нас; если бы нашли, на куски изрезали бы. Девлет-Герей-Хан запер митрополита и меня во двор Капуджиев».
За сим следует заметка без означения года «Августа 15 приехали из Кафы N N и отвезли митрополита в свой город. В то время Кафа была взята 3. Отправляясь, митрополит всю епархию поручил мне».
«В 1772 году, в Декабре я взял у Батырь-аги стражу и привез митрополита из Кафы в Карасу-базар, где провели праздник Богоявления; отсюда приехали в Бахчисарай».
«В 1772 году рукоположил меня протопопом и поставил меня управлять делами епархии. В отношении к делам Императорских войск и вообще поручениям высочайшей власти, я был не последним лицом. Когда до митрополита доходил какой слух, то для удостоверения он посылал меня, и за тем мы извещали кого следовало. Однажды он меня послал соглядатаем для узнания: есть-ли в лесах татарские войска». [593]
«В 1772 году у везиря ханского я взял стражу, чтобы привезти митрополита Игнатия из Кафы в Бахчисарай. Когда мы переехали Карасу-базар, некто Ширин-Мурза производивший в тех местах разбой, покусился умертвить нас; мы бежали и спаслись во дворе Самуил-Мурзы».
«1773. Митрополит однажды послал меня в село Бешев 4. На пути, в утреннее время, пьяные Татары погнались за мною с обнаженными саблями, я бежал; Бог меня сохранил».
«1774.. Произошли смуты. Стражу из Донцов, всего сколько её было, Татары умертвили, сделали набег на мой дом; двери прорубили топором, напавших было 300 человек. В потаенном месте Господь меня спас и не предал в руки злодеев. Девлет-Герей-Хан меня вместе с митрополитом в дворе Капуджиев 5 заключил и держал нас два месяца, за тем взял 500 червонцев и выпустил. В том-же году, когда я ходил в с. Богатырь, Озен-Башлии, в лесах встретились со мною Татары, они вынули свои сабли, я бежал к находившимся вблизи пахарям которые и спасли меня. Когда они сожгли селение Русохат возле Балаклавы, я находился в Камаре 6; это опасное лесное место, со стороны Черкес-кермана и долины Байдер. Татары с обеих сторон опередили меня около 3-х часов; спасся успев уговорить их словом. Многое я испытал, занимаясь делами епархии».
«В 1778 году, мы (т. е. вся паства Игнатия) вышли из Крыма в Екатеринославскую губернию, тут был получен указ, по которому в Новоселице 7 отведены были нам квартиры».
«В 1779 году июня 21, Высочайшею волею Императора митрополит Игнатий был призван в Петербург. С собою владыка взял и меня протопопа Трифиллия. 2-го июня, в воскресный день был въезд наш в столицу. По окончании дел митрополит послал меня вперед в Москву, а отсюда я по его воле отправился в Самару» 8.
В 1789 году, старец ещё раз упоминает о своём путешествии в Петербург с митрополитом Игнатием. За тем описав тяжкие удары посетившие его семейство, тем заключает свои заметки: «силы мои оскудели, я стар и жить мне остаётся немного …. Осушите мои слезы высокопреосвященнейший владыко, чем можете; — власть ваша велика. Впрочем, как знаете»... 9. Этими словами, [594] вероятно, заслуженный священнослужитель просит своего владыку обеспечить наследников его, исходатайствовав ему безбедное содержание.
2) Письмо преосв. Игнатия к отцу Трифиллию. Оно написано к нему из Петербурга в Москву, содержания не важного; даются протоиерею некоторые приказания и больше ничего.
3) Предсмертное завещание митрополита Игнатия написано (впрочем по форме судя, в черне) на турецком и греческом языках. Тут говорится следующее:
«После исповеди и приобщения св. Таин, митрополит, на смертном одре, объявил почётным представителям паствы свою волю относительно остающегося у него имущества».
За тем следует распределение денег разным лицам, и между прочим на имя икономоса 10 записано 100 рублей. Трем церквам Мариупольским отказано 75 руб., священникам и приходским бедным 20-ти селений Мариупольского округа по 20 рублей, и т. д. Завещание показывает что дом митрополита владел и недвижимым имуществом как то: рыбным заводом, постоялыми дворами и лавками. На вопрос некоторых: кому святитель отказывает все это? митрополит отвечал: «жду из Таганрога писмоводителя моего, ему поручу написать всё подробно».
4.) Некоторым пособием для биографии святителя может служить краткая заметка о жизни Игнатия. Автор её, родственник митрополита Игнатия Гозадино, его племянник Иван Антонович Гозадинов 11, пишет:
«из всех сведений, какие мог я собрать открылось только следующее: покойный дядя мой митрополит Игнатий Готфийский и Кефайский, был облечен в сем сане Константинопольским патриархом, послан был от него для управления паствою христиан на Крымском полуострове находящеюся. Но в каком году было его возведение в митрополита и приезд его в Крым, неизвестно. Кроме, что он долгое время под игом крымского Хана Шагин-Герея управлял тою паствою, состоял под непосредственным начальством помянутого патриарха, доколе, как из высочайше пожалованной нынешнему Мариупольску обществу привеллегии видно, склонил оный митрополит паству свою перейти с ним в подданство России».
5.) По кончине преосвященного Игнатия (16 Февраля 1786 года), епархия его была поручена викариям Екатеринославской епархии, имевшим кафедру свою в Старом-Крыму. Первым из них был Дорофей, родом грек, посвященный в сей сан 7 Марта 1787 года из архимандритов Нежинского Благовещенского монастыря, с наименованием его [595] Феодосийским и Мариупольским. От этого архипастыря в нашем сборнике имеются два письма к упомянутому протоиерею Трифиллию. В первом епископ предписывает ему снять кувуклию или балдахин, осенявший гробницу митрополита Игнатия, покоящегося в Мариупольском Харлампиевском соборе. «Кувуклия говорит архипастырь, занимая много места, стесняет молящихся». А во втором, собственноручном, даёт приказание тому же настоятелю собора устроить архиерейское кресло — (JronoV) и горнее место в алтаре. Приводим этот документ, целиком, как характеризующий епископа.
«Почтенный иконом отец Трифиллий! Здравствуй!
«Удивляюсь тебе, что ты прожил столько лет с архиереем, не знаешь своей должности. Не знаю однако, кого более надо винить; тебя ли столь небрежного к должности, или покойника кир-Игнатия, который не знал владычествовать над тобою; тем более, что он почтил тебя высшим саном. В церкви нет ещё трона архиерейского, и ты спишь спокойно. Нет горнего места (сопрестолия), а ты спокоен. Нет пробудись! Вот приедут к вам диаконы и певчие; смотри чтобы я нашёл и трон и горнее место, дабы потом не плакаться в старости. А каким образом это должно устроить, спроси диаконов, они тебе растолкуют. Подарок же твой, присланный с Агафангелом возвращаю: будь здоров с ним. До свиданья.» …
Протоиерей С. Серафимов.
Одесса, Декабря 1866 г.
Комментарии
1. митрополит Готфийский и Кефайский Игнатий (1715 — 1786 ) — основатель нынешнего г. Мариуполя и с его округом.
2. Разумеется прибытие митрополита Игнатия на паству. Предшественника Игнатия митрополита Гедеона, ученый Кеппен пропустил в списке Готфийских епископов (см. Крым. Сборн.). Между тем Гедеон более 30 лет правил многострадальною Готфийскою паствою. Митрополит Гедеон был 22-й митрополит Готфийский в Крыму; пришел сюда в 1725 году Ноября 25. Сохранился ферман выданный ему от султана. См. II т. Записок, стр. 680, Кафедра митрополита была в Мариямполе в предместии Бахчисарая.
3. Русскими войсками, под предводительством князя Долгорукова; впоследствии наименованного и «Крымским».
4. Селение не подалеку от Бахчисарая.
5. т. е. привратники. Это полицейская команда Хана.
6. Селение неподалеку от Балаклавы, тут-же и Узенбашь. Русохата теперь не существует.
7. Новоселице — так назывался нынешний Новомосковск, уездный город Екатеринославской губ. на речке Самаре. Тут была зимовка крымских христиан, переселенных митрополитом Игнатием на берег Азовского моря.
8. Нынешний Новомосковск.
9. Обращение к архиепископу Гавриилу, собиравшему сведения о Готфийской епархии.
10. Протоиерея Трифиллия. Потомки этого почётного священнослужителя доселе служат алтарю Господню в Мариуполе его округе.
11. Коллежский советник Хозадинов.
(пер. С. Серафимова)
Текст воспроизведен по изданию: Заметки из архива готфийской епархии в Крыму // Записки Одесского общества истории и древностей, Том VI. 1867