С древнейших времён золото стало для человечества неким образом роскоши, богатства, силы, влияния человека в обществе. В античных легендах золото часто хранит тайны и магические проклятья тем, кто прикасается к нему. В курганных захоронениях хранятся золотые сокровища, скрывающие многие ещё не разгаданные загадки истории. Встреча с золотыми древними античными артефактами всегда волнующий душу праздник.
В древних ювелирных золотых украшениях, сделанных более тысячи лет назад неизвестным мастером, отразились художественные вкусы и обычаи древних народов, мастера-ювелиры воплотили в миниатюрных золотых изделия облик своего времени и древней истории нашего края….
Выставка «Греческое золото» была оформлена в «Кабинете председателя» — небольшом выставочном зале главного здания Исторического музея в Москве. Золотая выставка античного золота вовсе не маленькая, а скорее очень масштабная. На выставке было представлено очень много интереснейших золотых экспонатов, совсем небольших размеров. В «приёмной» небольшого выставочного зала была размещена интересная коллекция античных монет…
Поскольку все находки, представленные на выставке, были сделаны во время археологических раскопок, в основном в Крыму, Северном Кавказе, Прикубанье. Северное Причерноморье и Меотида в античности находилась «на задворках античного мира» Средиземноморья – там, где находились и греческие колонии, и поселения так называемых варваров — скифов и сарматов. Причем, сделаны находки были в самое разное время. Часть коллекции поступила из личных собраний, которые были переданы в Исторический музей в Москву ещё до революции.
Основное количество выставочных экспонатов было представлено из запасников ГИМ с подробными описаниями и датировкой артефактов — это вызывает самый искренний интерес и даёт возможность проникнуть в тысячелетнюю историю.
В античных греческих легендах сохранились представления эллинов о «Золотом веке» — счастливом времени, когда все люди жили в гармонии с природой, наслаждаясь счастьем безмятежным покоем.
Любовь скифов Северного Причерноморья к золоту стала поистине нарицательной. Говоря о богатстве скифских царей, греческий «отец истории» Геродот отмечал, что серебро и медь ими вообще не используются — только золото. Богатство скифских курганов Северного Причерноморья свидетельствует о существовании крупных источников золота на Востоке — по всей видимости, в Казахстане и в горах Алтая.
Геродот сообщает, что и «на севере же Европы, по-видимому, есть очень много золота. Как его там добывают, я также не могу определенно сказать. Согласно сказанию, его похищают у грифов одноглазые люди — аримаспы (История. III. 116). Эти сведения историк почерпнул из эпической поэмы Аристея Проконесского, который впервые написал о «стерегущих золото грифах».
Это ювелирные изделия из кургана КУЛЬ-ОБА (Керчь — Пантикапей). Середина IV века до н.э. Собрание графа А.Х. Уварова; A.M. Раевской; Кабинета изящных искусств Московского университета; Румянцевского музея Золото.
Микены — столицу одного из государств ахейцев в XVII-XIII вв. до н. э. по праву называли «златообильным» городом. Правители Микен овладели несметными сокровищами, о чем свидетельствуют роскошные заупокойные дары, найденные в царских усыпальницах.
Золотые бляшки с изображением танцующих менад, девушек, служительниц культа богини Кибеллы, эти золотые украшения нашивали на одежду умершего во время погребального ритуала.
Золотые нашивные бляшки с изображением головы бога вина и виноделия Диониса.
Первая четверть IV века до н.э. Фрагмент обкладки горита с изображением фигуры Скиллы (Сцилла), морского чудища из древнегреческой мифологии. Согласно древнегреческой мифологии, Скилла и Харибда представляла собой смертельную опасность для любого, кто проплывал мимо них. ГОРИТ — деревянный футляр для лука и стрел, использовавшийся скифами в конце VI — начале II веков до н. э. Покрытые золотыми накладными пластинами с художественными рельефными изображениями гориты были найдены во многих скифских курганах.
Бляшка нашивная с изображением произрастающей змееногой девы — скифской богини Апи. Это загадочная Таврская великая богиня Мать, атрибутами её были змеи, дикие звери и бычьи рога. Золотые пластины со змееногой богиней были оберегами, не только при жизни, но и защитной, поскольку была обнаружена в каменной кладке захоронения, и расположена лицом ко входу в погребальную камеру скифского боспорского царя в кургане Куль-Оба (Керчь).
В древнегреческой мифологии аналогом оберега змееногой скифской богини Апи была змееволосая медуза Гаргона, являвшаяся оберегом и матерью богини Афины-Паллады. Слово «Палада», означает «Воительница» и происходит от одного из имён древнегреческого бога Войны — Паллас (лат. Pallas, др.греч. Παλλς) образованного от слова санскрита «Бала» — «мощь, военная сила, войско, армия». Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название римской крепости Паллакион = БалаКлава с именем бога войны Παλλς. Не случайно имя сына последнего скифского царя Скилура (II век до н. э.), похороненного в Неаполе Скифском (близ Симферополя), было Палак —«сильный, мощный воин».
Золотые бляшки с изображением головы Медузы Горгоны, главного оберега, украшающего щит богини Афины -Паллады. Эгида (др.-греч. αἰγίς, «буря, вихрь») — щит Зевса подаренный как оберег богине Афине, по преданиям, был сделан Гефестом из шкуры мифической козы Амалтеи или Амалфеи (др.-греч. Ἀμάλθεια — «нежная богиня»), вскормившей своим молоком младенца Зевса на острове Крит в пещере горы Ида, Козьей горы (др.-греч. Αἰγαῖον ὄρος). Легендарная коза Амалфея обладала чудесными бычьими рогами. Случайно сломанный рог козы Амалтеи Зевс сделал «рогом изобилия».
Золотые нашивные бляшки с изображением головы бога вина и виноделия Диониса.
Золотая нашивная бляшка с изображением цветка и пальметки, как древа жизни.
Бляшка нашивная с изображением головы легендарного героя Геракла в львином шлеме. Как известно из древнегреческих мифов, герой Геракл победил Немейского льва. и с тех пор носил на плече львиную шкуру. Немейский лев (др.-греч. Λέων Νεμεαῖος) чудовищной величины лев с невероятно твёрдой шкурой, отчего её не могло пробить ни одно оружие, опустошал окрестности городов Немея.
Пронизи с изображением фигуры стоящего бородатого и длинноволосого скифа в длинных широких шароварах, по-скифски «сарабары» – широкие штаны скифов, собранные внизу или подвязанные у щиколотки, они заправлялись в сапоги, и одетый в сакиндак — Σακυνδακη – вид скифской одежды, известный из сочинения Гесихия. Левой рукой скиф придерживает горит со стрелами, в правой руке он держит небольшой сосуд с вином.
Бляшки нашивные с изображением скифских воинов-лучников, соратников, подготовившихся к бою, собрав длинные волосы в узел, и сражающихся спина к спине, одетых в традиционную одежду и кожаную скифскую обувь — скифики. Слово»скифики» упоминается в произведениях Лисия – аттического оратора V-IV вв. до н. э., а также в стихах Алкея: «…и подвязавши скифики…«. Согласно легендам скифы обучали древнегреческого героя Геракла стрельбе из лука.
На золотых нашивных бляшках можно рассмотреть одежду и вооружение скифского всадника, изображённого скачущем на коне, в движении, с развивающимися волосами, замахивающегося остриём копья в невидимого врага.
Кажется, что боевой конь скифского всадника скачет во весь опор, а скифский воин стремится в гущу битвы… или на охоте за зайцем.<
Бляшки нашивные с изображением бегущего зайца, традиционного объекта скифской охоты. Из «Истории» Геродота известен рассказ о том, что всё скифское войско предпочло пуститься вдогонку за зайцем, вместо того, чтобы начать сражение с войском персидского царя Дария I.
17. Бляшка нашивная в виде фигуры лежащего льва.
Бляшка нашивная в виде девяти лепестковой розетки.
Существует точка зрения, что бесчисленные золотые бляшки, происходящие из богатых скифских захоронений, изготавливались специально для погребального ритуала и никогда не использовались в обычной жизни.
Действительно, трудно представить себе скифского царя, одежда которого была бы расшита сотнями тонких, мягких, а потому непрочных золотых украшений. Некоторые учёные предполагают, что погребальные золотые украшения изготавливали специальные ремесленники-ювелиры, которые могли за короткий срок по заказу родственников умершего изготовить, необходимые золотые украшения.
Венок погребальный. III век до н.э. Керчь. Золото.
Диадема погребальная. I-II вв. н.э. Керчь. Собрание Е.Р. Запорожского. Золото, сердолик.
Погребальный венок. Последняя четверть II — начало I вв. до н.э. Краснодарский край, пос. Сенной. Некрополь Кеп, курган 17 (18). Раскопки Н.П. Сорокиной, 1978 г. Золото, серебро.
Золотое ожерелье. Середина — третья четверть V века до н.э. Нимфей. Хутор Баврова. Каменная гробница в кургане. Раскопки 1862 года. Золото.
Бляшки нашивные в виде изображения бородатого божества в зубчатой короне, возможно это скифский бог Папай (Отец). IV – III век до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
11. Подвеска в виде головы быка. V- IV вв. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова. Золото.
13. Подвеска в виде головы быка. IV- III вв. до н.э. Керчь. Собрание П.О. Бурачкова.
Диадема погребальная. I век н.э. Керчь. Некрополь Пантикапея. Раскопки К.К. Думберга. 1900 г. Золото.
Диадема погребальная с медальоном с изображением Афродиты/Артемиды и двух Эротов. II век н.э. Краснодарский край. Анапа. Передано из КГБ СССР в 1982 г. Золото.
Древние греки помещали золотые украшения в погребения, воздавая тем самым последние почести усопшему. Помимо ювелирных изделий, в захоронения нередко находят золотые венки, наглазники, нагубники и погребальные маски.
Погребальные наглазник и нагубник. II в. н.э. Таврическая губ. Херсонес. Раскопки К.К. Косцюшко-Валюжинича. Золото.
Лист погребального венка. I — II вв. н.э. Керчь. Собрание А.С. Уварова