Идеи Роберто Бартини в романе «Мастер и Маргарита»

воланд-и-его-свита

«Не понятое вами остерегайтесь
называть несуществующим»
Роберт Бартини

В середине 20-х годов прохожие на московских улицах выглядели более чем скромно одетыми, чтобы не сказать – бедно. В серой толпе прохожих в глаза бросался высокий черноволосый красавец в каком-то нездешнего покроя костюме, сером берете, «лихо заломленным на ухо» и небрежно повязанном белоснежным шёлковым шарфом. На галстучной заколке сверкал неизвестный камушек.

«Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо», – так описывал своего Воланда Михаил Булгаков. Похоже?

B 1923 годy в Москве появился страшно засекреченный товарищ Дунаев. Те, кто в 30-х годах прошлого века был связан с самолетостроением, слышали эту фамилию, но никто никогда его не видел. Он был засекречен настолько, что люди, знавшие Бартини и слышавшие фамилию Дунаев, не предполагали, что это один и тот же человек.

Через несколько месяцев Бартини-Дунаев стал уже техническим экспертом и лётчиком, с 1928 года – начальником экспериментальной группы по проектированию гидросамолетов, с 1930 главный конструктор авиазавода №240. На этот пост его рекомендуют лично глава ВВС Пётр Баранов и маршал Михаил Тухачевский. 

Роберт Бартини был знаком с невероятным множеством вещей за пределами своей специальности — литература, архитектура, история, музыка — играл на рояле, занимался живописью, владел множеством языков…  Роберто Бартини — без преувеличения, был величайшим гением авиационной мысли XX века, обладал даром «видеть и предвидеть». Сядет, глаза закроет — проходит час, другой, — потом берёт карандаш и рисует. Рисовал он превосходно! Его машины рассчитывали математики, по его уникальным чертежам.

00-коктебель0

Как Бартини попал в Коктебель?

Известно, что в 1920-1930 годы Коктебель был центром планеризма. Что делал в таком месте Бартини, можно легко догадаться, конечно, изучением полётов.

Говорят, что в Коктебеле Бартини охотно общался с представителями литературной богемы: Максимилианом Волошиным, Александром Грином, Андреем Платоновым, Евгением Шварцем, Михаилом Булгаковым.

Рассказывают, что в 1925 году в Крыму, в Коктебеле, в доме Волошина, Михаил Булгаков познакомился с Роберто Бартини.

Летом 1925 года, прогуливались по набережной Коктебеля, Михаил Булгаков и Роберто Бартини говорили и не могли наговориться. Учёный поразил русского писателя не только своим обликом, но и своими невероятным идеями.

Роберт Бартини рассказывал о самолёте-невидимке, реактивных полётах, о том, что Вселенная имеет шесть измерений: три измерения пространства и три – времени. О связи прошлого, будущего и настоящего он говорил:

«Прошлое, настоящее и будущее – одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает, когда мы прошли по ней, и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом».

Для обоих встреча была большим подарком. Несомненно, фантастические идеи Бартини нашли отражение в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», совместившего прошлое и будущее в настоящем. Вспомним описание Коровьева, исчезавшего на глазах, и растворившегося в воздухе. Маргариту на летающей лодке. Аэроплан со скоростью 600 км/час, на котором Степа Лиходеев мог улететь в Ялту. А ведь именно такой самолёт в 1932 году начал проектировать Бартини.

Пройдут годы, и Бартини с помощью академика Бруно Понтекорво опубликует в научном журнале обоснованную им математически модель Вселенной как трёхмерного пространства в трехмерном времени. Сам он назовёт эту идею «достаточно безумной» и, разумеется, на него, технаря, посягнувшего на «святая святых» теории Эйнштейна, набросятся все, кому не лень. Дело дошло до ЦК ВКП(б.), и объяснялся с бдительными партийными товарищами академик Бруно Понтекорво.

Самолёт-невидимка

Осталась тайной и история создания советского самолета-невидимки. Известный историк советской авиации Шаров утверждает, что по крайней мере один такой летательный аппарат был построен. Когда заводили мотор, самолёт просто-напросто исчезал.

Эта почти фантастическая история о самолете-невидимке была настолько засекречена, что неизвестно, когда и где она произошла. Вроде бы – на одном из секретных северных аэродромов, по некоторым данным, на военной базе под Вологдой во второй половине 30-х годов. Говорят,  что инициатором проекта “Прозрачный самолёт” был Михаил Тухачевский, покровительствовавший в 30-е годы конструктору. 

Остались воспоминания свидетелей. Личная чертежница маршала Устинова Таисия Дмитриева вспоминала:

«Самолёт был похож на ёлочную игрушку: весь сверкал и переливался какими-то загадочными, словно потусторонними отблесками. Будто волшебное зеркало».

А может быть, конструктору Бартини удалось “спрятать” самолёт в параллельном пространстве нашего мира. Перебросить его в прошлое или будущее «шестимерной Вселенной«…
Добиться невидимости можно разными путями – сделать самолёт прозрачным или зеркальным, или искривить световой луч так, чтобы он огибал скрываемый объект. Эйнштейн говорил, что такое возможно вблизи больших масс, или в сильных электромагнитных полях.

В журнале «Изобретатель и рационализатор» за 1936 год появился рассказ журналиста Вишнякова о необыкновенном самолёте из органического стекла. Очевидцы испытания рассказывали, что после привычных команд «От винта!» из патрубков вырвались синие струи выхлопов и самолёт …исчез. Только по звуку было понятно, что вот он разбежался, оторвался от земли, набрал высоту. При этом самолёт был невидим и для человеческого глаза, и для приборов.

По одной из гипотез, благодаря зеркальной поверхности самолёта удалось добиться изменения коэффициента преломления света, и потому самолёт стал невидимым.

Ни опровергнуть, ни подтвердить, ни объяснить всё это невозможно – сам самолёт-невидимка и вся документация бесследно исчезли. Говорили, что назначение многих узлов и агрегатов самолёта были непонятны даже ведущим конструкторам того времени.

Только в 1991 году впервые было названо имя автора таинственного летательного аппарата — самолёта-невидимки Роберта Бартини.

Гидро-самолёт ДАР

По предложению известного полярного летчика В.Г.Чухновского группе конструкторов, возглавляемых Робертом Бартини, в 1934 году поручили спроектировать специальный самолёт, пригодный для работы на Севере, в частности, для ведения ледовой разведки и проводки караванов судов.

В конце 1935 года гидро-самолёт ДАР (дальний арктический разведчик) был построен. Схема его — летающая лодка с двумя двигателями по 860 л. с., способная производить посадку на воду, на снег и лёд. После посадки на воду гидро-самолёт ДАР выходил на лёд, а потом взлетал со льда и снега. Скорость ДАР — 240 км/час, потолок — 5500 м, дальность — до 2000 км. Вес пустого — 4820 кг, нормальный взлетный — 7200 кг, в перегрузочном варианте — до 9000 кг.

Самолет ДАР прошёл заводские лётные испытания в конце 1935 г. и весной 1936 г. Летал Б.Г.Чухновский с бортмехаником В.И.Чечиным и ведущим инженером И.А.Берлиным.

На базе самолёта «Сталь-7» Бартини создал бомбардировщик ДБ-240.

Конструкторский отдел ЦАГИ

Туполевская «шарашка»

После расстрела «красного маршала» Тухачевского в 1937 году, последовал и арест Роберта Бартини, как «соучастника» Тухачевского, «шпиона Муссолини» и «поджигателю», ему грозил расстрел. Рассказывают, что Ворошилов, знавший о гениальном итальянце, напомнил Сталину, что тот ещё может пригодиться. Так Роберто попал в «туполевскую шарашку», где и трудился 10 лет под началом другого «вредителя и агента иностранных разведок» Андрея Николаевича Туполева.

Спецтюрьма НКВД, или «Болшевская шарашка» в посёлке Большово, в Подмосковье,  была созданная в разгар репрессий как место заключения технических специалистов, работавших на оборону СССР. Разговорное название «шарашка» произошло от выражения «шарашкина контора», обозначавшего в годы нэпа какую-либо несерьёзную организацию, но в «Болшевская шарашка» была серьёзная работа.

Вместе с Андреем Туполевым Бартини проектировал военные самолёты в конструкторском бюро, которое они называли «шарашка». Здесь же в «туполевской шарашке» он познакомился с другим знаменитым сидельцем, Сергеем Королевым, который впоследствии не раз называл Роберто Бартини своим учителем.

«Если бы не было Бартини, не было бы спутника». — С.П.Королёв.
«Его идеи будут служить авиации всего мира ещё десятки лет».  — С.Илюшин.
«Бартини был и конструктором, и исследователем, и учёным… его идеи намного опережали своё время…» — О.К.Антонов.

После его ареста работу над конструкцией бомбардировщика Бартини (ДБ-240) завершил конструктор В.Г.Ермолаев. Самолёт был назван Ер-2. Именно бомбардировщик Ер-2, взлетев в Подмосковье, осуществили первый налёт на Берлин.

Идеи Бартини слишком опережали своё время. Ещё в начале 40-х годов Бартини разработал реактивный самолёт, летающий со скоростью 2400 км/час.

“Этого не может быть, – заявили советские авиаконструкторы.- Без винта самолётов не бывает”.

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик Р-114, который создал Бартини, был мощным и боеспособным. Только в 1942 году в СССР не было технической возможности его построить, слишком обогнал авиаконструктор своё время.

Бартини создал множество важнейших узлов и деталей, которые по сей день используются в авиастроении. Его идеи настолько фантастичны, что в них поначалу невозможно поверить, но постепенно Бартини приобрёл в тюремных «шарашках» репутацию гения и чудотворца. Бартини — единственный авиаконструктор, фюзеляжи которого не нуждались в «продувке» в аэродинамической трубе — настолько точно он умудрялся их просчитывать.

Роберта Бартини освободили в 1946 году, реабилитировали в 1956 г.

Вселенная шестимерна

Роберт Бартини сделал для отечественной авиации больше, чем любой другой инженер-конструктор, но его имя долгое время было засекречено в СССР и, по-прежнему, остается мало известным.

После освобождения в 1946 году Бартини возглавил КБ Таганрогского авиазавода, и хотя он уже был свободен, выезжать из этого южного городка ему было запрещено. Авиаконструктор Бартини знал, что его имя никогда не появится на фюзеляже нового серийного самолёта, и все его идеи будут использованы другими КБ без упоминания его авторства, но тем не менее он продолжал их безостановочно генерировать — одну за другой.

 В 1968 году поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144, никто не мог даже предположить, что КБ Туполева фактически лишь доработало концепцию 20-летней давности, созданную загадочным итальянцем Роберт Бартини в бериевской «шарашке».

Специалисты утверждают, что самолёты, которые конструировал Бартини, опередили своё время. Опытные образцы его самолетов ставили рекорды скорости, вертикально взлетали его «амфибии». Бартини впервые использовал принцип экраноплана – транспорта будущего.

Роберт Бартини изобрёл первый в мире реактивный истребитель с изменяемой геометрией крыла, сконструировал первое крыло двойной стреловидности, без которого сегодня не было бы американского «шаттла», первый широкофюзеляжный пассажирский лайнер. Только в 1991 году впервые было названо имя автора таинственного летательного аппарата — самолёта-невидимки Роберта Бартини.

Таганрогского конструктора Владимира Воронцова, побывавшего в московской квартире Бартини, поразила картина с взлетающей ракетой, датированная сорок седьмым годом. Удивила форма пламени — огненный шар.

«Откуда он мог знать в 1947 году, что именно так будет выглядеть ракетный старт!?»- — удивляется Воронцов

Бывший парторг КБ Таганрогского авиазавода вспомнил, что в конце 60-х годов Роберт Людвигович говорил о каком-то глобальном проекте под названием «Паутина».

Много его идей и разработок остались на бумаге. Из 60-ти летательных аппаратов, спроектированных Бартини, было построено… пять. В Советском Союзе в серийное производство пошёл… один самолёт. Но и сегодня в самолетостроении используются идеи и технические решения Бартини.

«Самолёты для отца всегда были ремеслом. Главным делом своей жизни он считал теоретическую физику», – рассказывает его сын Владимир Робертович.

Итальянец Бартини, приехавший в Советскую Россию, «чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных», переживший нелепые обвинения, сталинские репрессии, лагерь, труд в «шарашке», не увидевший в небе почти ни одного из своих самолётoв, Роберт Бартини во всех анкетах в графе «национальность» писал «русский».

«Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы» — говорил Бартини.

бартини-роберт-

Роберт Людвигович Бартини умер в ночь с 4 на 5 декабря 1974 года. На его могиле на Введенском кладбище в Москве стоит скромный памятник с надписью:

«В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».

Роберт Бартини. Гений из будущего.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org