«Не понятое вами остерегайтесь
называть несуществующим»
Роберт Бартини
В середине 20-х годов прохожие на московских улицах выглядели более чем скромно одетыми, чтобы не сказать – бедно. В серой толпе прохожих в глаза бросался высокий черноволосый красавец в каком-то нездешнего покроя костюме, сером берете, «лихо заломленным на ухо» и небрежно повязанном белоснежным шёлковым шарфом. На галстучной заколке сверкал неизвестный камушек.
«Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо», – так описывал своего Воланда Михаил Булгаков. Похоже?
B 1923 годy в Москве появился страшно засекреченный товарищ Дунаев. Те, кто в 30-х годах прошлого века был связан с самолетостроением, слышали эту фамилию, но никто никогда его не видел. Он был засекречен настолько, что люди, знавшие Бартини и слышавшие фамилию Дунаев, не предполагали, что это один и тот же человек.
Через несколько месяцев Бартини-Дунаев стал уже техническим экспертом и лётчиком, с 1928 года – начальником экспериментальной группы по проектированию гидросамолетов, с 1930 – главный конструктор авиазавода №240. На этот пост его рекомендуют лично глава ВВС Пётр Баранов и маршал Михаил Тухачевский.
Роберт Бартини был знаком с невероятным множеством вещей за пределами своей специальности — литература, архитектура, история, музыка — играл на рояле, занимался живописью, владел множеством языков… Роберто Бартини — без преувеличения, был величайшим гением авиационной мысли XX века, обладал даром «видеть и предвидеть». Сядет, глаза закроет — проходит час, другой, — потом берёт карандаш и рисует. Рисовал он превосходно! Его машины рассчитывали математики, по его уникальным чертежам.
Как Бартини попал в Коктебель?
Известно, что в 1920-1930 годы Коктебель был центром планеризма. Что делал в таком месте Бартини, можно легко догадаться, конечно, изучением полётов.
Говорят, что в Коктебеле Бартини охотно общался с представителями литературной богемы: Максимилианом Волошиным, Александром Грином, Андреем Платоновым, Евгением Шварцем, Михаилом Булгаковым.
Рассказывают, что в 1925 году в Крыму, в Коктебеле, в доме Волошина, Михаил Булгаков познакомился с Роберто Бартини.
Летом 1925 года, прогуливались по набережной Коктебеля, Михаил Булгаков и Роберто Бартини говорили и не могли наговориться. Учёный поразил русского писателя не только своим обликом, но и своими невероятным идеями.
Роберт Бартини рассказывал о самолёте-невидимке, реактивных полётах, о том, что Вселенная имеет шесть измерений: три измерения пространства и три – времени. О связи прошлого, будущего и настоящего он говорил:
«Прошлое, настоящее и будущее – одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает, когда мы прошли по ней, и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом».
Для обоих встреча была большим подарком. Несомненно, фантастические идеи Бартини нашли отражение в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», совместившего прошлое и будущее в настоящем. Вспомним описание Коровьева, исчезавшего на глазах, и растворившегося в воздухе. Маргариту на летающей лодке. Аэроплан со скоростью 600 км/час, на котором Степа Лиходеев мог улететь в Ялту. А ведь именно такой самолёт в 1932 году начал проектировать Бартини.
Пройдут годы, и Бартини с помощью академика Бруно Понтекорво опубликует в научном журнале обоснованную им математически модель Вселенной как трёхмерного пространства в трехмерном времени. Сам он назовёт эту идею «достаточно безумной» и, разумеется, на него, технаря, посягнувшего на «святая святых» теории Эйнштейна, набросятся все, кому не лень. Дело дошло до ЦК ВКП(б.), и объяснялся с бдительными партийными товарищами академик Бруно Понтекорво.
Самолёт-невидимка
Осталась тайной и история создания советского самолета-невидимки. Известный историк советской авиации Шаров утверждает, что по крайней мере один такой летательный аппарат был построен. Когда заводили мотор, самолёт просто-напросто исчезал.
Эта почти фантастическая история о самолете-невидимке была настолько засекречена, что неизвестно, когда и где она произошла. Вроде бы – на одном из секретных северных аэродромов, по некоторым данным, на военной базе под Вологдой во второй половине 30-х годов. Говорят, что инициатором проекта “Прозрачный самолёт” был Михаил Тухачевский, покровительствовавший в 30-е годы конструктору.
Остались воспоминания свидетелей. Личная чертежница маршала Устинова Таисия Дмитриева вспоминала:
«Самолёт был похож на ёлочную игрушку: весь сверкал и переливался какими-то загадочными, словно потусторонними отблесками. Будто волшебное зеркало».
А может быть, конструктору Бартини удалось “спрятать” самолёт в параллельном пространстве нашего мира. Перебросить его в прошлое или будущее «шестимерной Вселенной«…
Добиться невидимости можно разными путями – сделать самолёт прозрачным или зеркальным, или искривить световой луч так, чтобы он огибал скрываемый объект. Эйнштейн говорил, что такое возможно вблизи больших масс, или в сильных электромагнитных полях.
В журнале «Изобретатель и рационализатор» за 1936 год появился рассказ журналиста Вишнякова о необыкновенном самолёте из органического стекла. Очевидцы испытания рассказывали, что после привычных команд «От винта!» из патрубков вырвались синие струи выхлопов и самолёт …исчез. Только по звуку было понятно, что вот он разбежался, оторвался от земли, набрал высоту. При этом самолёт был невидим и для человеческого глаза, и для приборов.
По одной из гипотез, благодаря зеркальной поверхности самолёта удалось добиться изменения коэффициента преломления света, и потому самолёт стал невидимым.
Ни опровергнуть, ни подтвердить, ни объяснить всё это невозможно – сам самолёт-невидимка и вся документация бесследно исчезли. Говорили, что назначение многих узлов и агрегатов самолёта были непонятны даже ведущим конструкторам того времени.
Только в 1991 году впервые было названо имя автора таинственного летательного аппарата — самолёта-невидимки Роберта Бартини.
Гидро-самолёт ДАР
По предложению известного полярного летчика В.Г.Чухновского группе конструкторов, возглавляемых Робертом Бартини, в 1934 году поручили спроектировать специальный самолёт, пригодный для работы на Севере, в частности, для ведения ледовой разведки и проводки караванов судов.
В конце 1935 года гидро-самолёт ДАР (дальний арктический разведчик) был построен. Схема его — летающая лодка с двумя двигателями по 860 л. с., способная производить посадку на воду, на снег и лёд. После посадки на воду гидро-самолёт ДАР выходил на лёд, а потом взлетал со льда и снега. Скорость ДАР — 240 км/час, потолок — 5500 м, дальность — до 2000 км. Вес пустого — 4820 кг, нормальный взлетный — 7200 кг, в перегрузочном варианте — до 9000 кг.
Самолет ДАР прошёл заводские лётные испытания в конце 1935 г. и весной 1936 г. Летал Б.Г.Чухновский с бортмехаником В.И.Чечиным и ведущим инженером И.А.Берлиным.
На базе самолёта «Сталь-7» Бартини создал бомбардировщик ДБ-240.
Туполевская «шарашка»
После расстрела «красного маршала» Тухачевского в 1937 году, последовал и арест Роберта Бартини, как «соучастника» Тухачевского, «шпиона Муссолини» и «поджигателю», ему грозил расстрел. Рассказывают, что Ворошилов, знавший о гениальном итальянце, напомнил Сталину, что тот ещё может пригодиться. Так Роберто попал в «туполевскую шарашку», где и трудился 10 лет под началом другого «вредителя и агента иностранных разведок» Андрея Николаевича Туполева.
Спецтюрьма НКВД, или «Болшевская шарашка» в посёлке Большово, в Подмосковье, была созданная в разгар репрессий как место заключения технических специалистов, работавших на оборону СССР. Разговорное название «шарашка» произошло от выражения «шарашкина контора», обозначавшего в годы нэпа какую-либо несерьёзную организацию, но в «Болшевская шарашка» была серьёзная работа.
Вместе с Андреем Туполевым Бартини проектировал военные самолёты в конструкторском бюро, которое они называли «шарашка». Здесь же в «туполевской шарашке» он познакомился с другим знаменитым сидельцем, Сергеем Королевым, который впоследствии не раз называл Роберто Бартини своим учителем.
«Если бы не было Бартини, не было бы спутника». — С.П.Королёв.
«Его идеи будут служить авиации всего мира ещё десятки лет». — С.Илюшин.
«Бартини был и конструктором, и исследователем, и учёным… его идеи намного опережали своё время…» — О.К.Антонов.
После его ареста работу над конструкцией бомбардировщика Бартини (ДБ-240) завершил конструктор В.Г.Ермолаев. Самолёт был назван Ер-2. Именно бомбардировщик Ер-2, взлетев в Подмосковье, осуществили первый налёт на Берлин.
Идеи Бартини слишком опережали своё время. Ещё в начале 40-х годов Бартини разработал реактивный самолёт, летающий со скоростью 2400 км/час.
“Этого не может быть, – заявили советские авиаконструкторы.- Без винта самолётов не бывает”.
Сверхзвуковой истребитель-перехватчик Р-114, который создал Бартини, был мощным и боеспособным. Только в 1942 году в СССР не было технической возможности его построить, слишком обогнал авиаконструктор своё время.
Бартини создал множество важнейших узлов и деталей, которые по сей день используются в авиастроении. Его идеи настолько фантастичны, что в них поначалу невозможно поверить, но постепенно Бартини приобрёл в тюремных «шарашках» репутацию гения и чудотворца. Бартини — единственный авиаконструктор, фюзеляжи которого не нуждались в «продувке» в аэродинамической трубе — настолько точно он умудрялся их просчитывать.
Роберта Бартини освободили в 1946 году, реабилитировали в 1956 г.
Вселенная шестимерна
Роберт Бартини сделал для отечественной авиации больше, чем любой другой инженер-конструктор, но его имя долгое время было засекречено в СССР и, по-прежнему, остается мало известным.
После освобождения в 1946 году Бартини возглавил КБ Таганрогского авиазавода, и хотя он уже был свободен, выезжать из этого южного городка ему было запрещено. Авиаконструктор Бартини знал, что его имя никогда не появится на фюзеляже нового серийного самолёта, и все его идеи будут использованы другими КБ без упоминания его авторства, но тем не менее он продолжал их безостановочно генерировать — одну за другой.
В 1968 году поднялся в воздух первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144, никто не мог даже предположить, что КБ Туполева фактически лишь доработало концепцию 20-летней давности, созданную загадочным итальянцем Роберт Бартини в бериевской «шарашке».
Специалисты утверждают, что самолёты, которые конструировал Бартини, опередили своё время. Опытные образцы его самолетов ставили рекорды скорости, вертикально взлетали его «амфибии». Бартини впервые использовал принцип экраноплана – транспорта будущего.
Роберт Бартини изобрёл первый в мире реактивный истребитель с изменяемой геометрией крыла, сконструировал первое крыло двойной стреловидности, без которого сегодня не было бы американского «шаттла», первый широкофюзеляжный пассажирский лайнер. Только в 1991 году впервые было названо имя автора таинственного летательного аппарата — самолёта-невидимки Роберта Бартини.
Таганрогского конструктора Владимира Воронцова, побывавшего в московской квартире Бартини, поразила картина с взлетающей ракетой, датированная сорок седьмым годом. Удивила форма пламени — огненный шар.
«Откуда он мог знать в 1947 году, что именно так будет выглядеть ракетный старт!?»- — удивляется Воронцов
Бывший парторг КБ Таганрогского авиазавода вспомнил, что в конце 60-х годов Роберт Людвигович говорил о каком-то глобальном проекте под названием «Паутина».
Много его идей и разработок остались на бумаге. Из 60-ти летательных аппаратов, спроектированных Бартини, было построено… пять. В Советском Союзе в серийное производство пошёл… один самолёт. Но и сегодня в самолетостроении используются идеи и технические решения Бартини.
«Самолёты для отца всегда были ремеслом. Главным делом своей жизни он считал теоретическую физику», – рассказывает его сын Владимир Робертович.
Итальянец Бартини, приехавший в Советскую Россию, «чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных», переживший нелепые обвинения, сталинские репрессии, лагерь, труд в «шарашке», не увидевший в небе почти ни одного из своих самолётoв, Роберт Бартини во всех анкетах в графе «национальность» писал «русский».
«Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы» — говорил Бартини.
Роберт Людвигович Бартини умер в ночь с 4 на 5 декабря 1974 года. На его могиле на Введенском кладбище в Москве стоит скромный памятник с надписью:
«В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».
Роберт Бартини. Гений из будущего.