История игровых автоматов в нашей стране началась с 70-х годов прошлого века. На территории СССР игровые аппараты собирали и выпускали на 22 военных заводах обороннопромышленного комплекса, где имелись свободные мощности и передовые технологии производства.
Военные заводы в СССР выполняли финансовый и производственный план выпуска гражданской продукции,а военные инженеры и разработчики электронных схем старались вставить в игровой автомат как можно больше самой современной электроники. Игровые аппараты получались очень дорогими: от 2,5 до 4 тысяч рублей, по стоимости, как «Жигули». Ни одно военное предприятие, выпускающее игровые автоматы, не выросло до мощнейшего гиганта, подобного Sega, основанная в США в 1940 году для предоставления услуг в сфере бизнеса развлекательных автоматов.
В 1951 году американская Sega переехала в Токио под именем «SErvice GAmes of Japan», и в 1966 году выпустила первый игровой автомат – симулятор подводной лодки “Periscope”, ставший хитом продаж в мире.
У военных заводов СССР, выпускавших гражданскую продукцию, главными были совсем другие цели и задачи. За всё время в Советском Союзе было выпущено 70 видов игровых автоматов «для развлечения, активного отдыха и развития глазомера и реакции у населения».
В кризисное время 90-х годов прошлого века производство советских игровых автоматов, совсем прекратилось, и причин тому было немало. Это и обесценивание рубля и тех самых 15 копеек, которые использовались для начала игры, это общая тяжелейшая экономическая ситуация в стране, инфляция. Всё это способствовало тому, что игровые залы не могли себя содержать, и закрывались, а многочисленные парки аттракционов, в которых работали игровые автоматы, переходили на новый уровень.техники. Экономический кризис коснулся и мест летнего отдыха детей, куда игровые аппараты устанавливались и работали для детей бесплатно, благодаря шефской помощи крупных предприятий и заводов.
Сегодня многие вещи из времени Советского Союза стали историей, в том числе и игровые аппараты времён СССР. Вспомним их поимённо…
Самый популярный и всеми любимый игровой аппарат, без ограничения по возрасту и полу — «Морской бой», выпущенный в 1973 году. Эту игру запомнили все игроки. Игровой аппарат имитировал торпедную атаку подводной лодки по движущейся морской надводной цели с сопровождением световых и звуковых эффектов. Устройство аппарата не отличалось особой сложностью, в основе игрового аттракциона лежал принцип зеркального отражения панорамы «боевых» действий, надводных целей — силуэтов кораблей, и движущейся торпеды. Панорама «боевых» действий «Морского боя» располагалась вертикально, но, отражаясь в зеркале, установленном под углом 45°, выглядела расположенной горизонтально. Имитация моря была выполнена из стекла, на которое нанесен рисунок моря. Под стеклом располагались 8 «лучей» траектории движения торпеды с 10 лампочками в каждом луче, что являлось упрощением конструкции игрового автомата, по сравнению с перемещаемой траекторией торпеды.
Управление пуском торпеды игрок осуществлял через кнопку «Пуск» на правой рукоятке «перископа», через который играющий видел панораму «боевых» действий. При повороте перископа, игрок мог выбирать одну из 8 трасс пуска торпеды по движущейся цели. Принцип фиксирования трассы торпеды делал игровой аппарат технически более надежным, но пуск торпеды менее предсказуемым для игрока.
Максимальное количество выпущенных с подводной лодки «торпед» было 10, но при 10 попаданиях по кораблю у игрока появлялась возможность призовой игры. Любителей «Морского боя», в нашей стране было немало и, они ухитрялись выигрывать и получать постоянные бонусы. Наблюдательный игрок замечал, что при повороте «перископа» в крайне правое положение при движении кораблей-мишеней справа налево, или при повороте «перископа» в крайнее левое положение, при обратном движении кораблей, если запустить «торпеду» в момент выхода корабля из-за ширмы-укрытия, корабль гарантированно поражался.
Небольшой рост юного игрока в «Морской бой» зачастую не давал возможности дотянуться до игрового дисплея, и для него была предусмотрена выдвижная специальная подставка, позволяющая быть повыше.
Можно с уверенностью сказать, что каждый из тех, кто много лет назад «торпедировал» корабли, смог не только вернуться в прошлое, но представить себе игровой аппарат, вспомнить ощущения от игры, радость и запах победы.
По материалам: newvulkanvegas.com