Русский Музей — крупнейший в мире музей русского искусства, более 400.000 экспонатов музея представляют все исторические периоды, все основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет, начиная с Х по ХХI век.
Русский музей был основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II.
Совершив экскурсию в Русский Музей https://ru.bestguides-spb.com/russian-museum/, вы увидите искусство рубежа веков и ХХ век, картины известных художников — Репина, Врубеля, Серова, Кустодиева, Борисова-Мусатова, Петрова-Водкина, Малевича и многих других.
Именно на рубеже ХIХ и ХХ веков русское искусство переживало необыкновенный подъём и вышло на передовой уровень мирового искусства. Русские картины этого периода особенно ценятся за рубежом.
Русский художник-реалист Илья Репин ещё при жизни считался гением и одним из величайших художников. Илья Репин для своего поколения во многом был первопроходцем, художники академического направления далеко не всегда принимали его живопись.
Знаменитую картину Или Репина «Бурлаки на Волге», хранящуюся в Русском музее, знала вся Россия.
Полотна Репина отличает особая эпическая мощь, яркая реалистичная образность характеров, необычайно выразительная, порой пронзительно проникновенная трактовка сюжета, интересные композиционные и колористические решения, «материальность» в передаче фактуры. Не случайно его называли «Самсоном русской живописи».
Сам Репин считал делом своей жизни картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Первый эскиз к картине датирован 1878 годом, а закончена она была лишь в 1891 году.
В поисках исторических мест и антуража для этой картины художник ездил в Запорожье, на юг Малороссии, побывал в 1880 году и в Крыму. Он был здесь весной вместе со своим младшим другом и учеником, будущим знаменитым живописцем, Валентином Серовым.
Репину казалось, что именно в Крыму он услышит и найдёт следы далёких отголосков минувших битв. Однако Крым, с его шумными курортами, разочаровал художника. И живописец, написав несколько этюдов, покинул полуостров.
Однако художник всё же приобщился к Крыму благодаря дружбе с маринистом Айвазовским. Илья Репин стал соавтором Айвазовского во время работы над картиной «Прощание Пушкина с морем».
«Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку», – позднее прокомментировал свою роль в создании этой картины Илья Репин.
Широта творческих интересов Ильи Репина поразительна. Практически нет жанра, в котором он не создал бы шедевра. Религиозная и историческая живопись, портрет, социальная проблематика, сказка, небольшая бытовая сцена и масштабная многофигурная композиция.
В 1903 году Илья Репин создал масштабное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Картина уникальна и по количеству изображенных лиц (81 человек), и по своим размерам (400 х 877 см). Работа над этой картиной потребовала от Репина напряжения всех его моральных и физических сил.
«Совершен огромный, изумительный труд! Доведена до невероятно счастливого окончания вся затея и художественная мысль. Но с каким совершенством и красотой!» – писал известный критик Владимир Стасов о картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года».
Художник давно лелеял идею создания монументальной картины, и правительственный заказ к 100-летию Госсовета оказался как нельзя кстати. Увидеть весь цвет правящей элиты страны и запечатлеть ее многоликий образ – такая возможность выпадает раз в жизни! Из-за переутомления у Репина сильно болела правая рука. Справиться со сложнейшей задачей в одиночку живописец не мог и взял в помощники своих самых талантливых учеников – Бориса Кустодиева и Ивана Куликова.
Во время юбилейного заседания Государственного Совета Илья Репин стоял за креслами справа около колонн и увлеченно работал над эскизом будущей картины.
Рядом на треноге был укреплен недавно купленный художником фотоаппарат «Кодак»: помимо эскиза, Репин сделал на заседании несколько снимков. Однако от предложения юбилейной комиссии написать портреты членов Госсовета по фотографиям, он категорически отказался.
Репин придавал решающее значение именно своим наблюдениям и поставил условие, чтобы сановники нашли возможность позировать ему. Они прибывали на сеансы рано утром, когда никого ещё не было во дворце, и терпеливо сидели на привычных местах в подмеченных художником позах. Репин исполнил около пятидесяти (!) таких портретов-этюдов.
У членов комиссии, наблюдавших за работой Репина, порой возникали претензии к художнику. Группа на переднем плане включала изображение сенатора Иващенкова, сидящего спиной к императору Николаю II, барона Дистерло, беседующего с академиком Семеновым-Тянь-Шанским, и генерала Игнатьева, отвернувшегося от императора. Комиссия настаивала на том, чтобы Репин изменил композицию, ведь по этикету в присутствии царя не полагалось отворачиваться и разговаривать. Однако живописец оставил всё как есть, чтобы избежать однообразия в трактовке сцены.
Репин добился разрешения изменить уже утвержденные размеры картины, так как посчитал, что грандиозность задачи требует вдвое большего полотна. Огромный холст пришлось специально заказывать в Париже.
Своим помощникам Репин поручил писать отдельные участки картины: Куликову – левую часть (интерьер и фигуры, находящиеся за колоннами и частично около них), а Кустодиеву – почти всю правую часть. Сам же мастер трудился в основном над наиболее ответственным участком – центральным, самым выразительным и совершенным по своим живописным качествам.
24 сентября 1903 года работа была завершена, а 4 января 1904 года двери Мариинского дворца открылись для всех желающих увидеть картину. О ней говорили как о выдающемся явлении художественной и общественной жизни, а сам Репин писал Корнею Чуковскому:
«Суть, суть дорога! Ведь это летопись! Никакие искания не заменят такого материала, и я благодарю Бога за это счастье!!!»