Именины Земли

венок-дружбы--

23 мая – Симон Зилот, Симон Гулимон. В этот день наши предки праздновали именины Земли Матушки.

Уроженца Ка­ны Га­ли­лейской Симона именуют Кананитом или Зилотом, чтобы отличить его от апостола Симона Петра. Прозвище Симона Зилот (греч. Σίμων ο Ζηλωτής) с греческого переводится как «ревнитель», бла­го­че­сти­вый че­ло­век, при­вер­жен­ный пар­тии зи­ло­тов – ак­тив­ных бор­цов про­тив рим­ско­го вла­ды­чест­ва. Симон Зилот — один из двенадцати апостолов, при­нявших дар Свя­то­го Духа в день Пя­ти­де­сят­ни­цы. Свя­той апо­стол Си­мон про­по­ве­до­вал уче­ние Хри­сто­во в Иу­дее, Егип­те, Ли­вии, Ки­ри­нее и Бри­та­нии. Со­глас­но преданию, свя­той апо­стол Си­мон при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну на Чер­но­мор­ском по­бе­ре­жье Кав­ка­за, в Аб­ха­зии, во вто­рой по­ло­ви­не I ве­ка.

День памяти святого Симона в народном календаре совпал с более древним праздником — именинами Матушки  Земли. Наши предки относились к земле с большим благоговением, как к живому существу, и считали её кормилицей всего человечества. Родная земля, как мать, накормит, сбережёт, даст силы. Верили, что на зиму она засыпает, а весной пробуждается, возрождается. Во время нового расцвета природы, в Симонов день 23 мая, в народе отмечали именины земли.

Традиции празднования именин земли передавали из поколения в поколение.

День именин Земли называли Святодень и считали, что земля должна в свой праздник отдыхать, поэтому в этот день нельзя пахать, копать, боронить, вбивать колья в землю. Хотя утверждают, что работать на Симона грешно, так как земля свои именины справляет, трудолюбивые крестьяне отвечали: «Нынче день Симона-Гулимона, лентяя преподобного» — и продолжали работать.

В день именин земли  очень полезно пройти босыми ногами по сырой земле, так как считалось, земля может поделиться своей силой с человеком.

Земля щедро одаривает того, кто в день её именин сеет пшеницу, поэтому в этот день старались бросить зерно в борозду, вспаханную заранее.

Земледельцы читали заговоры, обращённые к земле, кланяясь Земле на все четыре стороны света. По завершении обращения следовало в борозду налить немного пива и разбить кувшин, в котором оно было доставлено до поля, затем бросали в землю пшеничные зёрна.

Молодые девушки в день именин Земли плели венки из полевых цветов, обращаясь к земле с просьбами о счастье и сохранении красоты.

Существовала традиция в день именин земли прикладывать голову к сырой земле, пытаясь прислушиваться к ней, чтобы понять, какого урожая ждать в этом году.

Крестьяне верили, что посеянная на Симона пшеница будет тяжела и ценна, как золото, поэтому 23 мая называли ещё Симон-посев и Симоново золото, благо слово «золото» очень созвучно церковному названию дня — Зилот.

В народе считалось, что в день именин земля от щедрот своих открывает праведникам и благочестивым людям и то золото, которое в ней хранится — клады. Помолившись Богу, кладоискатели припадали ухом к земле, чтобы «услышать клады».

В день именин земле читали специальные заклинания, оберегающие человека ото всякого зла, и одаривали её — поливали конопляным маслом. Существовало поверье, что сила «именинного» заклинания действительна один год, поэтому на следующий год в праздник «именины земли» и все народные обряды повторяли.

Верили, что земля слышит каждое произнесённое людьми слово. В день именин земли каждый человек должен был поклониться ей, сходя с крыльца, и попросить прощения: «Прости меня, земля-матушка». Женщины старались в этот день припасть к земле и обнять её с особым чувством благодарности и просили у земли прощения за то, что вскапывали её, пололи сорняки.

В поле крестьяне в складчину устраивали трапезу в честь именин земли-матушки, постелив скатерти прямо на земле. Хозяйки в день именин земли готовили кашу на талой воде и угощали всех домочадцев, а остатками каши делились с землёй, с песнями разносили по полю, а старшая из женщин «кормила земельку»: осторожно приподнимала верхний пласт земли и укладывала туда кусочки еды, прося об урожае.

Считалось, что в ответ на доброе отношение мать-сыра земля даст в этот день исцеление больным, люди, страдающие болезнями, прикладывали землю со словами:

Мать-сыра земля,
Здоровья давай или к себе принимай.

Матери в этот день присыпали след у косолапящих детей, приговаривая пожелания, чтобы поступь ребёнка была пряма, чтобы сыра земля поставила дитя на ноги прямо. Землю также прикладывали к ранам, укусам насекомых и змей — верили, что она очистит от яда и исцелит.

Очистительная сила приписывалась земле и в обряде для изгнания болезней домашних животных при прогоне стада через специально вырытый земляной туннель — «земляные ворота».

По народному поверью, только дважды в год, на Рождество, 7 января, и в свои именины, 23 мая земля могла разверзнуться и поглотить клятвопреступников и клеветников — за ложь, за ложную клятву, за лжесвидетельство. Если в селе жила женщина, которую оболгали, она в этот день плела большой венок, сама становилась в его центре и приглашала всех, кто в народе оговаривал её повторить оговоры. Согласно поверьям, те люди, которые зря очерняли женщину, моментально подвергались наказаниям со стороны Матери Земли.Если сын обижал, оскорблял мать, то получал прощение только тогда, когда при односельчанах, повинившись и трижды перекрестившись, целовал землю.

Самой надёжной и верной считали во все времена клятву родной землёй, говорили: «Не видать мне родной земли» или «Чтоб я сквозь землю провалился». По поверьям, «сквозь землю» проваливается и нечистая сила от крестного знамения и воскресной молитвы.

Родной землёй клялся каждый, кого подозревали в каком-либо тяжком преступлении: поджоге, краже скота. Нередко при клятве не только целовали землю, но и ели её. Обман при клятве землёй грозил, по народным представлениям, большой бедой и смертью. Целование земли и клятва ею были в обычае с незапамятных времён и вплоть до XX века.

Надёжность и праведность земли в представлениях человека породила особые обычаи. Например, чтобы закрепить границу земельного участка, человек клал себе на голову кусок дёрна и шёл с ним по меже. Проложенная таким образом граница считалась неприкосновенной и нерушимой.

Маленькие мешочки с горстью родной земли, как оберег, давали с собой путешественникам, отправлявшимся в дальние страны и воинам. Солдаты на день именин земли откладывали оружие и присягали на верность своей земле, обещая защищать её от врагов. Уезжая в далёкий путь, люди часто брали с собой горсть родной земли и носили её на груди в ладанке как оберег. Верили, что ношение с собой родной земли избавляет человека от иссушающей тоски по родине. Приезжая на чужбину, чтобы чувствовать себя, как дома, высыпали горсть привезённой родной земли, ступали на неё и говорили: «По своей земле хожу». На новом месте родную землю добавляли также в воду, считая, что вода станет такой же вкусной, как дома. В случае смерти на чужбине родную землю клали вместе с умершим в могилу. Вернувшись на Родину из изгнания, путники вставали на колени и целовали родную землю.

Перед любой работой на земле было принято совершать молитву. Если в поле не было воды, крестьянин сначала обтирал руки о землю, а затем молился. Таким образом, обтирание о землю заменяло обмывание водой, давало очищение, необходимое перед молитвой.

Уважающих земные законы земля в свои именины одаривала целебными травами. На Симона Зилота проходил первый сбор целебных трав. Говорили: «На Зилота собирай зелье у болота». Перед сбором трав мылись в бане, потом просили землю разрешить начать сбор, читали молитвы. Добывали молодые корешки, выдёргивая их из земли, но не копали,  запасались целебной корой и молодыми побегами. Некоторые травы собирали не голыми руками, а с особым уважением, через чистый платок или рушник. Особенно старались запастись в этот день растением, называемым полевые конопельки, или божьи слёзки, цветущим колосками-метёлочками на тонких ножках. Молодые матери набирали букетики таких колосков и ставили у икон. Эти соцветия добавляли в первое купание малыша, чтобы уберечь его от болезней.

Обязательно срывали полынь, затыкали её за пояс и разбрасывали на месте гуляний, оберегаясь таким образом от нечисти.

Венки и пучки полевых трав в этот день развешивали по заборам, вешали в оконные проёмы, на выступы крыльца со словами: «Мать-сыра земля скажет сама». Если в дом заходил кто-нибудь с недобрыми помыслами, такой венок падал на приходящего. У кроватки ребёнка, которому грозила болезнь, Симонов венок быстро увядал, предупреждая мать об опасности.

Народ – это и предки, и потомки, все те, кто составляет незримое сообщество конкретных мёртвых и конкретных живых людей. Кстати, древние славяне в начале мая в день святого Георгия6 мая – Юрий Вешний, Егорьев день, и в прилегающие даты — 23 мая проводили обряд, называвшийся «Именины Земли». Тогда происходило объединение живых и мёртвых, но именно оно и формирует народ. Если нам нужно фенологического описание единства народа – это то, что мы чувствуем, когда идём все вместе с портретами наших мёртвых, наших героев в «Бессмертном полку». И неважно кто ты – президент, патриарх или гастарбайтер: у всех нас предки сражались за Родину, и все это помнят. Присутствие мёртвых становится ощутимым через живых, а живые открывают для себя присутствия смерти и вечности. Это уникально. Вот что такое народ!

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org