Риг-Веда — это длинное собрание коротких поэтических гимнов, главным образом, посвященных восхвалению риг-ведических богов. Тем не менее, Гимны Риг-Веды содержат фрагменты исторических событий, в частности, борьбу между народами раннего ведического санскрита — арийцами, и их врагами — Дасами, Пани (paṇi ) и др.
Опьяненный напитком бессмертия Сомой, Индра вечно воюет против злых демонов в своем воздушном царстве или против чуждых ариям племён, которые не почитают ведических богов Риг-Веды….
Индра победил гигинтского трёхглавого змея Вритру (силы Зла). Пройдя через 99 крепостей демона Вритры, Индра освободил воды из-под Земли, освободил утреннюю зарю (Ушас в др.-инд. Usas, -«утренний свет») и украденных «священных коров», запертых Вритрой глубоко в земле под скалами.
По сказаниям Вед, стихийным божествам, подателям благ земных, противостоят толпы мрачных демонов, совершающих всё вредное для человека и природы; они затягивают облачными покровами солнце, они задерживают падение дождя своими страшными заклятиями; они же в знойные дни лета, похищают небесные стада дожденосных облаков, рождают губительную засуху. Это враждебные асуры (ракшасы); во главе их стоит Vala или Vritra (от vr — покрывать, облачать, задерживать), т. е. скрывающий благодатное семя дождя и золото солнечных лучей в тёмных пещерах туч; в качестве производителя летних засух ему даётся имя Cushna — «суш».
С особенною силою проявляется его могущество в течение семи зимних месяцев, когда воды сковываются льдами, дождь не орошает земли и блеск солнца помрачается туманами; в это безотрадное время он строит крепкие ледяные горы-города, заключает в них небесных коров (= дождевые облака) и прячет золотое сокровище ( = солнечные лучи). Весною и летом “богатый победами” Индра поражает Вритру и разгоняет тучи, почему ему присвояются эпитеты vrtra-han (убивающий Вритру) и gotrabhid (=рассеивающий стадо коров). Своей палицей Индра разбивает ледяные города Вритры, буравит облачные скалы, проливает на поля воды и возжигает светильник солнца. Таким Индра предстаёт в вечных битвах с Вритрою, который после всякого поражения ежегодно восстает всегда с новою силою и опять вызывает его на битву. Четыре победы Индры в борьбе с Валой.
Помощниками и спутниками Индры в этой нескончаемой борьбе с демонами были Маруты (ветры) и другие божественные существа, олицетворявшие собой грозовые явления. Как податель дождей, Индра назывался “подателем пищи”, богом-оплодотворителем =Рацапуа; это представление неразлучно с богом-громовником и у других народов.
Некоторые схожие сюжеты, существующие в русским фольклоре, передаваемом устно в народе, в сказках, например: « в Тридевятом царстве, в Тридесятом государстве» богатырь убивает «трёхглавого Змея-Горыныча» и освобождает рассветную царицу утра Зарю-Зареницу.
Одним из эпитетов Индры было Parjanya =parganya — молниеносная туча от корня prg ( =prc) — рассеивать, окроплять, прыскать. Слово Перун восходит к древнейшей эпохе ариев, Перунья — «дождящая, моросящая». Parjanya, следовательно, такой же эпитет Индры, как Jupiter pluvius et tonans. По свидетельству гимнов Ригведы, Parjanya делает небо чреватым дождём, побивает стрелами злых духов и проливает на землю водные потоки; он — творец и питатель всего сущего, растит нивы, посылает плод злакам и деревьям, умножает стада коров и коней и дарует женам детей. Из мифа о Перуне известно о он бог, побеждающий демонов зимы и туч и освобождающий красавицу Весну = летнее солнце. Потрясая бичом, бог-громовник вступает в брачный союз с землею, рассыпает по ней семя дождя и даёт урожаи.
В санскрите корень —par сохранился в двух производных словах, близких по значению с литов. periu: partr — хранитель и paru — солнце, огонь, теплота; сравни рус. пар, парить — о томительно знойном воздухе перед грозою, преть и парун — жара, зной.
Грохотом его колесницы арийские племена объясняли себе громозвучные раскаты грозы; едет он вооруженный перищем — страшным орудием — Перуновой палицей с помощью которой наносит стремительные, все раздробляющие удары: прати, напирать, переть, пороть.
По свидетельству Вед, золотую палицу, стрелы и громовый молот для могучего Индры ковали Tvashtar ( = искусный художник) и духи молний (Ribhus). В гимнах Ригведы Индра, нагоняя Вритру, бичует его огненною плетью (=молниями) о тысяче остроконечных и узловатых хвостах. В древнеиндийских представлениях буйные ветры — это дыхание Варуны (=облачного неба).
В древнегреческой мифологии мы находим те же сюжеты. Сам Зевс, сражаясь со змеем, подобным Вритре, держит в руках молниеносную, многозубую палицу Индры — Ваджру. Зевсу давали эпитет «дождящего» бога.
«Священные коровы» — это аллегория Матери-Земли, Солнца, богатства языка, так как корова считалась говорящим животным, а «Слово» (Вак) считалось божественным даром.
Го, говьядо – Go, govjado — «ГОвядина» — то, что произведено коровой. В ведической традиции корова священное животное напрямую связано с богиней Слова-Вак – с речью, упоминается во многих гимнах Риг-веды. Гава – gava – говор, говорит, говорить. Корень «гу» также означает «корова», как «Гава» — «корова» и «говорить». Корова в текстах Риг-Веды является говорящим священным животным. (родственные слова: о-, за-, до, с-, у-, при-, о-, говор, говорить, оговор, заговор, договор, сговор, уговор, приговор…; гутарить, гуторить, гукать)
Ушас (др.-инд. Usas, «утренний свет») в древнеиндийской мифологии божество утренней зари, ей посвящено 20 гимнов Риг-веды. Имя Ушас (Usas) тождественно др.-греч. Hos, Эос, латыш. Usins, родственные имена в русском языке — Усень, Авсень, Баусень, Овсень, Таусень, в восточнославянской мифологии Авсень (Овсень) едет на коне, он связан с началом весеннего солнечного цикла.
Бог Вритра также упоминается в Риг-Веде, как Ажи – azi — змей, дракон (родственные слова в рус. яз.: уж, ёж). В Риг-Веде говорится, что Индра Бог Плодородия Земли, покровитель лошадей и коров, собак (его собака Сарама — Sarama),
Кришна (др.-инд. krsna, букв. «чёрный», «тёмный», «тёмно-синий»), сын Деваки, иногда он становится главой чёрных демонов и борется с Индрой (RVIII. 85. 13-15).
Индра сокрушает крепости, побеждает врагов ариев. Число врагов ариев, с которыми сражается Индра в Риг-Веде огромно, среди них Дану, Даса (dāsa) и Дасья (Dasyu), Пипру, Шушна, змееподобенный Арбуда, и многие другие.
В Риг-Веде упоминаются Даса (dāsa) и Дасья (Dasyu) — первоначально термин Даса (dāsa) означал не арийские племена, враждебные ведийским арийским племенам, то есть враги арийских племен в Риг-Веде. Основная разница между Dasyus и ариями была их религия.
Даса (dāsa) в Риг-веде интерпретируется, как люди, которые не следуют той же религии, что и арийцы. Даса (dāsa) не поют хвалебных гимнов богам (Риг-Веда.10.105.8). В Риг-Веде Даса (dāsa) описаны, как захватившие и удерживающие священных коров, живые воды и Свар («небесный мир» Сварога; RV 5.34.9, 8.68.9), а Огонь-Агни – победитель сил тьмы (RV 5.14.4).
Дасьями (Dasyus) называли демона безносого, безрукого и безногого, то есть мифологического трёхглавого Змея. Дасьями называли людей с плоскими носами – анаса (anasa) – «безносые», а также Дасья (Dasyus) значило «не имеющие дара речи», тёмный, не просвещённый и невежественный. Среди различных племён в Индии есть много людей с плоским носом. Слово Даса приобрело уничижительный оттенок, что означало «слуга» арийцев.
Позднее слово Даса (dāsa) приобрело религиозный подтекст, — «раб Божий», «преданный», или «служитель». Более точный перевод слова Даса (dāsa) – «тот, кто сДАЛСЯ Богу». Даса используется, как суффикс в имени, чтобы указать «слуга» или «раб» Бога, например царь Диво-даса — Divo-dāsa – «раб небес», и СуДаса — Sudāsa — «хороший человек» (в хотанском диалекте).
В битве десяти царей (Dasarajna) в Риг-Веде царь Судаса (Sudāsa) называет своих врагов Дасьями (Dasyu), среди врагов, он перечисляет ведические народы — Анус (Anus), Друхиус (Druhyus), Турвашас (Turvashas) и Пурус (Purus). (Ригведа VII.18, 6, 12, 13, 14) Пактас -Pakthas (пуштуны?), Парсус -Parshus (персы, иранские племена), Партус — Prthus (парфяне), и Баланас — Bhalanas (возможно, Белуджи в Афганистане).
Кауравы (др.-инд. kauravas, «потомки Куру»)- воплощение демонов-асуров.
Пандавы (др.-инд. pandavas), главные герои древнеиндийского эпоса «Махабхарата», 5 сыновей царя Панду
Другое враждебное ариям племя, упоминаемое в Риг-Веде – это Пани (paṇi – в RV 10,108), они представляют класс демонов («торговец, скряга»). Пани (paṇi) в Риг-Веде идентичен злому Валу (Vala), камню-Валуну, расколотому Индрой, для того, чтобы освободить Рассвет, царицу Зарю-Заряницу. В русских сказках также встречается Камень-Валун на перепутье богатыря. Этот Миф является вариантом мифа об Индре, убившем трёхглавого змея Вритру, или расколовший камень-Валун, для освобождения от зимнего плена замёрзшие подземные воды, реки.
Страбон (11.9.2) связывает имя Пани (paṇi) с Parnoi (парфяне) и упоминает о том, что они принадлежали к Dasyu (dāsa) – врагами арийских племён, не признающими ведическую религию и ведических богов Риг-Веды, людей, живущих во зле или темноте (RV 2.2.7). Племена пани (paṇi) или Parnoi (парфяне) жили в Маргиане (древние племена Афганистана).