На острове-скале Средний Стог близ Запорожья в 1928 году экспедицией Днепростроя была открыта впервые Среднестоговская археологическая культура эпохи энеолита (4500—3500 до н.э), распространённая в степях Приазовья между Днепром и Доном и граничившая с Трипольской культурой. Именно, в Среднестоговской культуре были обнаружены конские удила, сделанные 7180 — 6260 лет назад. Это значит, что древние жители восточной Украины и южной России впервые в истории освоили верховую езду на лошадях – вот они древние истоки казачьего духа восточной Украины и южной России и любви к быстроногим скакунам.
Различным элементам конской сбруи отводилась не только хозяйственная, но и магическая роль. В славянском язычестве был обычай привешивать на шею лошади предохранительный талисман — науза — конское украшение из кожаных ремешков или из шерстяных нитей. Под шеей лошади в кожаных узлах наузах хранились обереги против сглаза, порчи и злых демонов, считалось, что узелки наузы «привязывают» здоровье, счастье и благополучие и к лошади, и к всаднику. В Древней Руси обереги — наузы для лошадей были одним из обычных способов колдовства.
Во время археологических раскопок близ деревни Дереивка, Кировоградской обл., обнаружены останки лошади, датированные примерно 4817 годом до н.э., то есть лошади в этой местности использовались в хозяйстве примерно 6830 лет назад.
Приручение лошадей в Среднестоговской культуре способствовало росту благосостояния жителей, стал прослеживаться демографический рост населения, повысилась мобильность носителей пра-индо-европейской культуры. Жители были земледельцами и скотоводами, держали овец, коз, свиней и лошадей, выращивали пшеницу, ячмень, просо и горох.
Среднестоговская археологическая культура эпохи энеолита эволюционировала в Ямную археологическую культуру эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 до н. э.).
Ямная культура занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, на юге — от Кубани, северного Кавказа до Среднего Поволжья на севере. Жители Среднестоговской и Ямной культуры были носителями индоевропейских языков.
Благодаря использованию лошадей для верховой езды, носители индоевропейской культуры, многократно совершали миграции во всех направлениях (см. карту миграций), распространяя пра-индоевропеские языки. Следует помнить, что не смотря на несколько волн миграций, на территории восточной Украины и южной России всегда оставался основной костяк племён-мигрантов, сохраняя свой базовый язык с минимальными изменениями.
В древнейшей части Риг-Веды, написанной на ведическом санскрите, от которого происходят все Индоевропейские языки, слова: Кинвин, киндин, килкин — kinvin, kindhin, kilkin, означают «конь, лошадь», и происходят от единого корня -кiнь — «кин» — kin – конь. (Родственные слова в укр. яз. кiнь, рус. яз. – конь, болгар. – кон, венгер. – ló, макед. и серб. – коњ, пол. – koń, рум. – cal, славац. – kôň, славен. и харват.– konj, чеш. – kůň, эст. – hobune).