Современные технологии сделали путешествия комфортной, привычной и неотъемлемой частью нашей жизни, а рассказы путешественников сейчас и искать специально не нужно — их много в тревел-блогах и социальных сетях. Однако в мировой истории всегда находились люди, бросавшие вызов стихии или обществу. Они совершали необычные путешествия и меняли тем самым мир. Как раз такие захватывающие и абсолютно реальные истории путешественников мы и расскажем в этой статье.
Жак-Ив Кусто
Разве истории про путешественников могут обойтись без самого знаменитого исследователя планеты Жака-Ива Кусто? С раннего детства Кусто полюбил море. Первое кругосветное путешествие он совершил еще во время обучения во французской военно-морской академии. Затем служил в Шанхае, бывал в СССР и много путешествовал. В 1943 году Жак-Ив Кусто вместе с инженером Эмилем Ганьяном разработали современный акваланг! Работать над аппаратом им пришлось в тяжелейших условиях на территории оккупированной Франции.
После окончания войны Кусто приобрел списанное британское судно «Калипсо», на котором и бороздил просторы мирового океана. На корабле оборудовал отсеки для подводного наблюдения, вертолетную площадку и даже спроектировал маленький двухместный батискаф «Yellow Submarine». Его вы можете увидеть в Монако рядом со знаменитым Океанографическим музеем, которым долгое время и руководил ученый.
За свою жизнь Кусто выпустил с десяток книг и научно-познавательных фильмов об океане, был удостоен высших наград Франции и завоевал мировую популярность. Экранизация его первой книги «Мир безмолвия» получила Оскар, а голливудский режиссер Уэс Андерсон посвятил исследователю фильм «Водный мир».
Федор Конюхов
Разве истории про путешественников могут обойтись без самого знаменитого исследователя планеты Жака-Ива Кусто? С раннего детства Кусто полюбил море. Первое кругосветное путешествие он совершил еще во время обучения во французской военно-морской академии. Затем служил в Шанхае, бывал в СССР и много путешествовал. В 1943 году Жак-Ив Кусто вместе с инженером Эмилем Ганьяном разработали современный акваланг! Работать над аппаратом им пришлось в тяжелейших условиях на территории оккупированной Франции.
После окончания войны Кусто приобрел списанное британское судно «Калипсо», на котором и бороздил просторы мирового океана. На корабле оборудовал отсеки для подводного наблюдения, вертолетную площадку и даже спроектировал маленький двухместный батискаф «Yellow Submarine». Его вы можете увидеть в Монако рядом со знаменитым Океанографическим музеем, которым долгое время и руководил ученый.
За свою жизнь Кусто выпустил с десяток книг и научно-познавательных фильмов об океане, был удостоен высших наград Франции и завоевал мировую популярность. Экранизация его первой книги «Мир безмолвия» получила Оскар, а голливудский режиссер Уэс Андерсон посвятил исследователю фильм «Водный мир».
Энни Копчовски
Рассказ о путешествии Энни Копчовски вокруг света можно смело отнести к одним из первых реалити-шоу! Конец XIX века в США, молодая мать троих детей Энни Копчовски и ее муж еле сводят концы с концами. И тут объявляются два магната, которые ищут женщину для первой кругосветки на велосипеде. За это предлагают вознаграждение в 10000 долларов. Однако девушка должна за 15 месяцев объехать весь земной шар и в пути собрать сумму в 5000 долларов. При этом ей запрещается принимать деньги в дар, просить милостыню и зарабатывать журналистикой. Драконовские условия, не так ли?
Однако Энни не теряется и заключает контракт с минеральной водой Лондондерри. По его условиям девушка меняет фамилию на название бренда и крепит табличку с его логотипом на велосипед. За это она получает 100 долларов. Добравшись до Лондона, Энни вынуждена зарабатывать продажей конфет на улицах. А после совершает крайне скандальный по тем временам поступок — меняет тяжелый женский велосипед на легкую мужскую модель, а платье на рубашку и шаровары!
Успех приходит к Энни, когда она добирается до эмансипированной Франции. Местные жительницы встречают девушку с большим почтением. На нее один за другим начинают сыпаться рекламные контракты. Это позволяет Энни обеспечить себя на остаток путешествия и собрать 4900 долларов. Последнюю сотню она получает по приезду, продав свой велосипед.
Марко Поло
Венецианского купца Марко Поло смело можно назвать автором первого популярного путеводителя! Свой рассказ про путешествие по странам Азии и Африки он надиктовал, находясь в генуэзской тюрьме, уже после возвращение из 15-летней поездки. Его «Книга чудес света» (или «Книга о разнообразии мира») была переведена на множество языков и до сих пор крайне популярна.
Итак, вторая половина XIII века, в Азии правит внук Чингисхана — хан Берке, в Китае сидит хан Хубилай, на Руси продолжается феодальная раздробленность. 16-летний Марко Поло вместе со своим отцом и дядей отправляются в Иерусалим. Затем переезжают в Китай и оседают на долгие годы при дворе хана Хубилая.
В книге Марко Поло рассказывает про увиденные им страны азиатского региона. Начинает с Ближнего Востока и Центральной Азии, затем переходит к Китаю и странам Юго-Восточной Азии, не забывает упомянуть Японию, Индию и Шри-Ланку. В его сборник попадает и описание жизни в странах Африки. Именно эти рассказы становятся плацдармом для великих географических открытий. Более того, труд Марко Поло впоследствие вдохновляет Христофора Колумба на экспедицию в поисках Нового света.
Николай Миклухо-Маклай
Первый исследователь Новой Гвинеи Николай Миклухо-Маклай путешествовал по странам Юго-Восточной Азии и островам Океании, это заняло у него целых 12 лет! Ну а полученные сведения сделали его одним из самых известных этнографов мира. Именно в день его рождения (17 июля) и отмечается День этнографа.
Николай Миклухо-Маклай был родом из небогатой дворянской семьи. Молодой человек учился в Германии на медика, но больше увлекался зоологией. Свой план отправиться в Тихоокеанскую экспедицию для изучения местной флоры и фауны он представил в 1869 году на совете Русского географического общества. На что получил положительную резолюцию с одной ремаркой — исследовать нужно не только природу, но и местное население.
В 1871 году в возрасте 24 лет Николай Миклухо-Маклай отправился в экспедицию. Путь проходил через Атлантику, Южную Америку и острова Тихого океана. В итоге Миклухо-Маклая высадили на северо-восточном побережье Новой Гвинеи. Первые контакты с папуасами не удавались. Правда, вскоре молодой человек спас местного жителя, получившего серьезную травму головы. После этого аборигены провели специальный обряд и приняли Миклухо-Маклая в соплеменники. Это позволило ему быть вхожим в местные деревни и племена и собрать уникальные сведения о жизни на острове.
Через год к берегам Новой Гвинеи пришел русский корабль. К тому времени ученого считали погибшим и даже выпустили некролог в российской прессе. Ну а его чудесное возвращение привело к взрывному росту популярности. После этого исследователь еще долго путешествовал по Азии и не раз возвращался в Новую Гвинею, где в том числе боролся с пиратами, увозившими папуасов в рабство!
Николай Рерих
Все мы знаем Николая Рериха, как живописца с мировым именем и талантливого сценографа. Именно он оформлял декорации к «Русским сезонам» Дягилева. Однако еще с юности Рерих увлекался историей и археологией, а уже будучи в эмиграции после революции 1917 года совершил большое и интересное путешествие в Гималаи, известное как Центрально-Азиатская экспедиция.
Стартовала экспедиция в 1925 году из Индии и продлилась до 1928 года. По легенде Рерих хотел найти таинственную страну в Гималаях — Шамбалу, которая часто упоминалась в древних манускриптах. Ну а подготовка к путешествию началась еще в 1923 году в Индии. Рерих посетил Бомбей, Калькутту, Агру, а затем отправился в высокогорный Дарджилинг. Через два года, после того, как были получены все визы и разрешения, именно из Дарджилинга он и отправился в поход.
Путешествие Рериха проходило по разным частям Гималаев: он посетил Кашмир, Тибет и горные районы Китая, добрался до Монголии и Алтая. За это время им были написаны сотни картин и собраны важные этнографические сведения. Последним этапом путешествия должна была стать высокогорная Лхаса. Однако на подступах к ней экспедицию задержали местные власти — не без посредничества британцев. В этом снежном плену Рерих с командой провели пять месяцев и буквально с боем должны были выбираться обратно в Индию. Все закончилось относительно благополучно, и экспедиция вернулась в индийский Дарджилинг.
Амелия Эрхарт
Амелия Эрхарт — один из самых известных пилотов в мировой авиации. Она первой среди женщин пересекла на самолете Атлантический океан и вообще стала вторым человеком в истории, который сделал это в одиночку. После Эмилия побила еще множество рекордов, а во время своего последнего полета загадочно исчезла. До сих пор не утихают споры, что же стало с этой легендарной летчицей.
Впервые Амелия попала на аэродром во время Первой мировой войны — девушка работала медсестрой в военном госпитале в Торонто. После переезда в США в 1920 году Амелия стала брать уроки управления самолетом. В то время в Америке росла популярность авиашоу. Вскоре девушка стала одной из лучших их участниц. Первый полет над Атлантикой она совершила в 1928 году, но из-за неумения управлять тяжелыми самолетами, летела по большому счету в качестве пассажирки.
Ну а в 1932 году Амелия смогла перелететь через Атлантику уже в одиночку. Для нее этот перелет стал тем еще испытанием! Вскоре после взлета самолет вошел в зону мощнейшего шторма. Отказала часть приборов, треснул трубопровод и опоры крыла. В завершении всего самолет обледенел и сорвался в штопор! Вывести его из этого состояния у Амелии получилось уже у самых океанских волн. С горем пополам она добралась до Европы, но не до Франции, как планировала изначально. Сесть ей пришлось среди полей Ирландии.
Техники, которые осматривали самолет после приземления, были удивлены, что он не развалился в воздухе и Амелия в принципе смогла долететь!
Эрнесто Че Гевара
Кто такой Эрнесто Че Гевара? Конечно, знаменитый кубинский революционер! Что он делает в этой статье про путешественников? Все просто, еще до того, как Че Гевара стал видным политическим деятелем на Кубе, он совершил интересное путешествие по Южной Америке. Его дневниковые записи об этой поездке впоследствии стали основой культового роуд-муви «Дневники мотоциклиста».
Эрнесто учился в университете Буэнос-Айреса на медика. Его друг Альберто Гранадо в то время специализировался на лечение проказы и предложил Эрнесту прокатиться по Южной Америке, чтобы посетить лепрозории разных стран. Че Гевара к предложению друга отнесся положительно, так как и сам часто помогал ему в этой работе. В путь двинулись в декабре 1951 года. Основным транспортом стал старый мотоцикл Гранадо. Однако он быстро сломался, и молодым людям пришлось путешествовать на чем придется.
Они посетили Чили, Перу, Венесуэлу и Колумбию, побывали на Мачу-Пикчу и сплавлялись на плоту по Амазонке. В дороге зарабатывали, чем придется: лечили больных, чинили технику, мыли посуду. Однажды даже попали на страницы местных газет. По прошествии семи месяцев путешествия Гранадо нашел себе работу в лепрозории в венесуэльском Каракасе, а Че Гевара улетел в США, где прожил ещё около месяца.
«Клуб Путешественников» с Михаилом Кожуховым