Латинское слово adventus означает «прибытие». Это значит духовная и душевная подготовка к главному христианскому празднику года – Рождеству.
Адвент-календарь является для немцев одним из главных символов Рождества, почти таким же, как рождественская ель. Он начинается в первое пред рождественское воскресенье (Adventssonntag) и заканчивается в рождественский Сочельник (Heiligabend), а предназначен он для того, чтобы сделать ожидание Рождества более интересным. Как возник Адвент-календарь?
Первые Адвент-календари
История Адвент-календаря начинается в 1838 году. Иоганн Хинрих Вихерн — немецкий богослов и основатель детского приюта “Rauhes Haus” под Гамбургом, — однажды уставший отвечать на вопросы детей, когда же наступит Рождество, решил наглядно всем показать, сколько дней остается до праздника. Он взял старое колесо и венок и воткнул в него 20 маленьких красных и 4 большие белые свечи. Каждый день во время молитв и рождественских песнопений в обычные дни дети должны были зажигать по одной красной свече, а в каждое воскресенье – по белой.
Четыре большие свечки — это недели Адвента — четыре времени года и четыре кардинальные добродетели — целомудрие (лат. prudentia — умеренность, благоразумие), рассудительность (лат. temperantia — контроль, мудрость, добрая воля), справедливость (лат. iustitia) и мужество (ит. fortitudo — стойкость).
Если католическая церковь проводила ежедневные пред рождественские службы в церкви, то протестантам было важно проводить это время вместе с семьей, читать отрывки из Библии, молиться и петь песни. Примерно в 1840 году что-то похожее на Адвент-календарь было придумано родителями для своих детей, чтобы сделать время до Сочельника значимым и усилить ожидание праздника Рождества.
Разные семьи делали Адвент-календари по-своему. Например, каждый день вешали на стену картины с рождественскими сюжетами (всего получалось 24 рисунка); рисовали линии мелом на двери, и каждый день детям разрешалось стирать по одной линии. Ещё распространены были «пред рождественские ели» (Adventsbäumchen) на самодельной деревянной подставке. Каждый день дети прикрепляли на такую ель маленький флажок или звезду со строчками из Библии и зажигали свечу. И этот возрастающий свет символизировал приближение пришествия Света в мир – рождение Иисуса Христа.
Рождественские часы «Weihnachtsuhr für Kinder», издано в 1910 г. Йоганнесом Шродтом во Франкфурте-на-Майне. Первое издание — 1902 г., издательство Фридриха Трюмплера в Гамбурге. Печатные календари.
В конце 19 века всё чаще стали появляться «рождественские часы» (Weihnachtsuhren) — диск с 12 или 24 разделами, в каждом из которых размещались тексты песен или изображения. Каждый день стрелку рождественских часов можно было перемещать на день вперёд.
Только в 1902 году евангелический книжный магазин Фридриха Трюмплера в Гамбурге выпустил первый печатный Адвент-календарь. Это были рождественские часы с числами от 13 до 24.
Адвент-календарь 1903 г. «Im Lande des Christkinds». В этом экземпляре все окошки заклеены вырезанными картинками. Издан Г. Лангом в Мюнхене.
Через год, в 1903 г. мюнхенский издатель Герхард Ланг опубликовал ещё один Адвент-календарь. Этот календарь назывался «В земле младенца Христа» (“Im Lande des Christkinds”) и представлял собой лист с 24 изображениями для вырезания и с 24 окошками для вклеивания вырезанных картинок. Каждый день детям разрешалось вырезать одну картинку и наклеивать её в указанное окошко. Для Сочельника предназначалось изображение младенца Иисуса, одетого в белое. Вплоть до 1930-х годов издательство Ланга выпускало большое количество вариаций такого календаря.
Герхард Ланг работал с большим энтузиазмом, и у него появлялось множество новых идей. Например, «Домик младенца Иисуса для заполнения шоколадом», Адвент-календари с шоколадной начинкой, которую можно выламывать, или календари, в которых дети могли открывать дверцы, и многие другие. Высокое качество работы Ланга быстро привело к увеличению тиража, а в результате этого на рынок вышло ещё больше издателей, и Адвент-календарь приобрёл широкое распространение. Все популярнее становилась версия с открывающимися окошками, за которыми были видны изображения. Ланг не смог противостоять огромной конкуренции и прекратил производство в 1940 году.
С началом Второй мировой войны в Германии типографский выпуск иллюстрированных календарей был прекращён. Однако после войны, уже на Рождество 1945 года, Адвент-календари вновь начали печататься теми предприятиями, которые имели запасы бумаги.
Адвент-календарь «Die kleine Stadt» Рихарда Зеллмера.
За этим последовал и стремительный всемирный успех Адвент-календаря. В Штутгарте в 1946 году Рихард Зеллмер начал производство календарей, которые пользовались большим спросом сначала в Германии, а позже в Великобритании и США.
В 1950-х годах Адвент-календари приобрели огромную популярность, их можно было купить практически везде, они издавались массовым тиражом и стоили недорого. Сюжеты календарей были в основном простыми – романтически заснеженные города и сцена Рождества, скрывающаяся за 24 дверкой. Правда были и дорогие календари, расписанные вручную художниками.
А один их самых популярных сегодня Адвент-календарей – шоколадный – появился в 1958 году.
В последние годы возникла традиция создания собственных Адвент-календарей – с рисунками, фотографиями, выпечкой или календарей, выполненных из природных материалов, как например, скандинавская идея подвешивания джутовых мешочков с маленькими конфетками на веревке или деревянной палке.
И хотя форма, стиль и внешний вид Адвент-календаря со временем сильно менялись, суть его всё та же: приносить радость и подчеркивать особенность и уникальность пред рождественского периода. И, конечно же, усилить ожидание Сочельника – как для детей, так и для взрослых!
Психологи считают, что раннее оформление рождественских декораций может продлить счастливое предпраздничное волнение и оказать положительное влияние на хорошее, эмоционально приподнятое настроение людей.