«… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа »
Александр Блок
Самовар– по определению В.И.Даля — ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.
Самый «тёмный» вопрос в истории русского самовара — это его происхождение. Одни исследователи говорят, что похожие конструкции использовались ещё в древнем Риме и приводят в пример сосуды аутепса и каэда, в которых использовалась идея внутреннего нагревателя.
Аутепса (лат. Аuthepsa) представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине её клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котёл. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран. Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.
Другие считают, что самовар попал к нам в Россию из Персии, где его называют исковерканным русским словом — «семизар».
Некоторые исследователи считают, что мы позаимствовали самовар из Китая, где существует огненный котел хо-го, круглый сосуд, имеющий трубу-жаровню с колосниковой решеткой и поддувало, отчасти похожий на кастрюлю. Кастрюля «хо-го» стоит на ножках и опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги, в Китае до сих пор используют «хо-го» для приготовления пищи. Иные напоминают, что первые самовары отечественного производства были подозрительно похожи на чайные урны, распространенные в обиходе англичан в XVIII веке, но в России то самовар появился на сто лет раньше. Мировую славу самовар приобрел лишь после того, как стал главным атрибутом русского чаепития.
Древнерусский напиток Иван-чай. Начиная с XII века традиционный русский травяной напиток Иван-чай, получали при заваривании ферментированных листьев кипрея узколистного (Epilobium angustifolium), многолетнего травянистого растения из семейства Кипрейные. С XII века можно говорить о возникновении на Руси своеобразного и колоритного русского ритуала чаепития.
Предшественником чая в России был сбитень.
Сбитень — восточнославянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы. Горячий сбитень обладает согревающим и противовоспалительным действием. В древности сбитень называли «взваром», потому что его заваривали и настаивали с различными душистыми травами, которые собирали на лесных полянах и лугах.
В сбитень добавляли мёд для сладости и различные пряности. Изначально это был хмель, позже — привозные имбирь, корица, лавровый лист. Долгое время сбитень был конкурентом китайскому чёрному и зелёному чаю из-за дороговизны привозного продукта.
Торговцы горячем сбитнем были частью толпы во время любого народного гулянья или ярмарки.
Для удобства уличной торговли сбитнем использовали самовар – уже в середине 18 века изготавливали круглые чайники на высоких ножках – сбитенники – внутри которых, как в самоваре находилась труба-жаровня, наполненная углями, для постоянного подогрева сбитня.
Обычно торговали сбитнем дюжие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила таскать в руках сбитенник, на плечах связки баранок — обычный компонент для угощения сбитнем, вокруг туловища сбитенник укреплялся лубяной пояс для стаканов. Таких продавцов ещё называли «ходебщик» — не стоял он на одном месте, а ходил-бродил по улицам, предлагая свой товар.
Во 2-половине 19 столетия старинный самовар-сбитеник сменил самовар магазинный или «лавочный».
Такие же ходебщики с горячим сбитнем или уже чаем (чай потеснил конкурента, так как стал относительно дешев, да и более скор в приготовлении) заполняли улицы в и площади в базарные или праздничные дни. Роль самовара для уличной торговли осталась прежней, а вот внешний вид изменился – теперь он выглядел как обычный самовар, с цилиндрической формы корпусом, краном и поддоном с ножками, но вот ручка только была необычной. Она была перекидной, в виде высокой дуги, с длинным валиком-держаком посередине.
Сбитенник, или самовар-чайник
Именно кран самоварный оказался более удобен в использовании, чем длинный носик сбитенника: если сбитенник наклоняли чуть сильнее, чем нужно, драгоценный напиток без пользы выливался на землю, ну а кран, как уж не клони самовар, надежно запирает жидкость.
Сбитень – любимы напиток простонародья, а вот в дворянских семействах, по примеру европейских бар, с удовольствием начали употреблять в 18 веке заморский кофе. Ещё Петр I активно насаждал обычай пить «кофий» среди русских бояр, и труды его увенчались успехом – во времена Екатерины II с кофе начинался день во многих столичных семействах:
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью (Г.Державин)
Русский самовар явился продолжением в цепочки различных приборов для подогрева напитков и еды, но уже именно, как сосуд для приготовления кипятка к чаю.
В тридцатых годах XVIII века появляются первые русские серебряные чайники для заваривания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изготовление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самоваров и самоваров-кухонь.
Самой первой фабрикой, занявшейся самоварами была Верхне-Иргинская фабрика медных изделий купцов Осокиных. Её основали двоюродные братья Пётр и Гаврила Осокины из Балахны. Приказчиком у них работал нижегородец Родион Набатов, старообрядец, а другими работниками завода были сплошь земляки и единоверцы Набатова – беглые раскольники из Нижегородской губернии. Изделиями котельников иргинского завода в основном была посуда: точёная – четвертины, кумганы, чайники, винокуренная – казаны и трубы. И кому-то из котельников, а их было семеро, во главе с мастером Иваном Смирновым, пришла идея соединить котёл с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года появился первый русский самовар.
Первые исторически достоверные письменные упоминания о самоварах в России относятся к концу XVII века. А к середине XVIII века конструкция русского самовара окончательно оформилась и перестала быть похожей на какие-либо другие, что окончательно сделало самовар исключительно русским.
Самовар — исконно русское изобретение, ценимое во всем мире чудо инженерной мысли. Прежде он был близким другом хозяев, особо его ценили за то, что не нужно было топить русскую печку или разжигать плиту для приготовления утренней трапезы.
Оригинальную отечественную конструкцию самовара иностранцы стали называть «русской чайной машиной», а потом они позаимствовали и само слово «самовар», вошедшее во многие языки мира, как позднее «спутник» и «перестройка».
Веками конструкция самоваров на Руси оставалась практически неизменной. Менялся исключительно его размеры и внешний декор, а внутренняя конструкция самовара оставалась традиционной. Традиции русского чаепития
На вершине самовара появилась конфорка — подставка для заварочного чайника, в котором чай экстрагировался лучше всего, поскольку вода в нём не доходила до кипения. Настаивать чайную заварку отдельно, а после разбавляя её кипятком — это чисто русская традиция, которой не было ни в одной из других чайных стран — ни в Китае, ни в Англии, ни в Японии.
К XIX веку самовар стал характерной чертой русского быта. Самовара на столе нельзя было увидеть только в самых бедных семьях. Его заботливо начищали, и не случайна о человеке нарядном и самодовольном говорили: «Сверкает, как медный самовар».
Широкий спрос на самовары в России породил разнообразные предложения, и самовары стали изготавливать на все вкусы и кошельки. Парадные модели самоваров делали из золота и серебра, никелировали, декорировали самоцветами, покрывали эмалью и отдавали расписывать известным художникам. Старались сразить покупателя оригинальным дизайном.
В начале XIX века самыми популярными были самовары в форме бочонка и русского терема. Во время Отечественной войны 1812 года русские офицеры-победители привезли такие самовары с собой в Париж и поразили французов. Именно тогда европейцы оценили простоту конструкции и удобство использования русского самовара, и он начал свой победный марш по европейским странам.
Самовары, в том числе и на экспорт, как правило, изготавливали вместе с подносом — он защищал стол от кипятка. В самоварный комплект входила также полоскательница — особая чашка, в которую сливали остаток воды из нижней части самовара и недопитый чай из чашек. Дорогие модели продавались со специальными чайными сервизами, выполненными из того же металла и в том же стиле, что и сам самовар. В них, помимо подноса и полоскательницы, входили заварочный чайник, сливочник, сахарница, щипцы для сахара и чайные ложки, ситечко для чая.
Самыми изысканными и ценными с художественной точки зрения самоварами были те, что заказывали в единственном экземпляре, чтобы преподнести в подарок знатному вельможе.
Серебряный позолоченный самовар выполнен в виде античной амфоры. Художественный вид ему придает стилизация классицистических орнаментальных мотивов: пальметты в основании ручек, крана, высоких изогнутых ножек, жемчужник по верхнему краю тулова, боковой стороне ручек, краю конфорки, листовидные детали и цветочные розетки на рукояти крана и в оформлении ножек.
На подносе, на чаше и на крышке выгравированы изображения двух гербов под дворянскими коронами, носители которых связаны с изготовлением самовара.
Фабрика по производству золотых, серебряных и гальванических изделий была основана в Санкт-Петербурге в 1866 году серебряных дел мастером Гавриилом Петровичем Грачёвым, ранее работавшим в фирме «Гассе».
Предприятие получило название «Фабрикант серебряных и золотых изделий Грачев». В 1873 — 1917 гг. сыновья Гавриила Петровича, Михаил и Симеон, продолжили дело отца, переименовав предприятие в «Бр. Грачевы. Фабриканты серебряных изделий».
В 1896 году фирма братьев Грачёвых получила звание придворного поставщика, а в 1900 году был организован Торговый дом.
В Музее московского Кремля хранится самовар, изготовленный на фабрике братьев Черниковых для императора Александра I. Он сделан из тампака — сплава меди и цинка, по цвету напоминающего золото. На его корпусе множество накладных позолоченных элементов — львиные головы, доспехи и лавровые венки, которые должны были напомнить о победе в войне 1812 года. Ножки самовара выполнены в форме львиных лап, кран — в виде головы хищной птицы, а колпачок-заглушка — это фигурка ангела, играющего на лютне.
На эксклюзивные модели, которые изготавливались в единичном экземпляре, сразу же возникал высокий спрос — все хотели такой же самовар, как у самого государя императора. Выждав из приличия некоторое время, самоварные фабрики запускали в массовое производство уникальные самовары, на которые был высокий спрос — разумеется, упростив материал, сложную отделку и вычурный дизайн.
Случалось, что эскизы для эксклюзивных моделей самоваров соглашались выполнить известные художники. Ювелирная фирма Ивана Петровича Хлебникова была с 1879 года поставщиком Высочайшего двора его Императорского Величества и выполняла заказы для правящих домов Эдинбурга, Австрии, Англии, Дании, Нидерландов, Сербии.
Фирме Хлебникова покровительствовала великая княгиня Мария Павловна старшая — президент Академии художеств.
Эскиз самовара «Петух» изготовленный фирмой Ивана Хлебникова для Всемирной промышленной выставки, проходившей в Вене в 1873 году, создал художник Виктор Васнецов.
Самовар стоит на «петушиных лапах», кран заканчивается «петушиной головой», а ручки напоминают раскинутые петушиные крылья. Этот уникальный самовар удостоился золотой медали выставки в Вене в 1873 году.
Ювелиры фирмы Ивана Хлебникова постоянно участвовал во всероссийских и всемирных выставках художественно-промышленных товаров, его изделия отмечены многочисленными наградами.
Фирма держала магазины с большим выбором изделий из серебра, золота, жемчуга на Невском проспекте у Казанского моста в Санкт-Петербурге и на Кузнецком мосту в доме Солодовникова в Москве.
Прошедшие 250 лет не унесли самовар в прошлое. Это медное чудо имеет поистине живую душу потому, что вечно живыми остаются такие понятия, как гостеприимство и радушие, дружеское общение, домашний покой и уют, олицетворением которых всегда был и остаётся самовар. Современному человеку самовар помогает лучше понять, что такое ритуал и традиции настоящего русского чаепития, ощутить неподдельную ценность живого, неспешного общения. Поставьте на праздничный стол самовар и вы увидите, как изменится «чайное настроение» всего застолья на масленичной неделе.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Самовар пыхтит, искрится –
медный, хрупкий, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Даниил Хармс
***
Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток…
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!
С. Михалков.
Из стихотворения «Самовар».