Два первых самолёта «Антуанетт» и «Блерио-XI» появились в крымском небе в 1910 году, они были доставлены из Франции. Петербургский журнал «Библиотека воздухоплавания» сообщал в августе того года: «В Севастополе на днях удачно совершил пробный полёт на аэроплане «Блерио» пилот Дорожинский». В следующем номере журнала читателей ждало новое известие: «В Севастополе лейтенант Дорожинский на днях совершил полёт на аэроплане морского ведомства «Антуанетт». Продержавшись на высоте пятидесяти метров минут пять, пилот плавно опустился». Год спустя, в июле 1911 года, в Севастополе уже прошёл первый в России воздушный парад аэропланов.
Примерно в одно и то же время — в 1911 году жители Симферополя и Евпатории увидели в небе аэроплан. Известный одесский авиатор Сергей Уточкин выполнял демонстрационные полеты на «Фармане» в крымском небе. А вскоре в Крыму не только летали на первых самолетах, но научились их строить.
История самолётостроения в Крыму
В 1914 году владелец одесского авиазавода и президент одесского авиаклуба, миллионер Артур Антонович Анатра купил пустырь на окраине Симферополя для строительства там филиала своего авиационного завода. Участок размером 4,3 га располагался возле ставка на речке Славянке, в районе нынешнего радиорынка. В марте 1916 года был подписан контракт, в соответствии с которым Артур Анатра должен был за полгода построить в Симферополе завод со среднемесячной производительностью 20 самолетов. К началу 1917 года строительство основных цехов было почти закончено. Для работы на заводе были наняты 150 специалистов из Петрограда, всего же здесь трудились около 400 человек. Завод начал выпуск истребителей «Ньюпор-XVII» (в первой партии должно было быть 100 самолетов), однако вскоре возникли проблемы с загранпоставками оборудования и комплектующих, а затем началась Гражданская война.
В 1920 году завод перешёл в ведение 4-го воздухоплавательного парка Красной армии. В 1922 году авиационный завод стал советским «Государственным авиационным заводом № 15», но вскоре он вовсе был закрыт, а в его цехах, сохранившихся и поныне, разместилась кожевенная фабрика. «Одесский авиазавод» миллионера Артура Анатра также был национализирован и превращён сначала в «Государственный авиационный завод № 11», затем в «Государственные авиационные мастерские № 7», сегодня это предприятие Минобороны Украины «Одесавиаремсервис». Артур Анатра после революции покинул Россию и эмигрировал на родину предков — в Италию.
Одесский завод Анатра был самым мощным индустриальным предприятием в Крыму, но не единственным и даже не первым.
На заре авиастроения основные детали конструкции самолетов делали из дерева, поэтому не случайно некоторые авиастроительные заводы возникли на базе мебельных и столярных фабрик. Первые самолёты крымского производства создавались на севастопольской столярной фабрике Карла Эдуардовича Акстмана. Вначале авиационные заказы, поступавшие к Акстману, касались ремонта самолетов. Первый самолёт отремонтировали на севастопольской столярной фабрике в августе 1910 году. В ноябре того же года в Севастополе открылась авиашкола, и поток заказов к Акстману резко возрос, на фабрике делали деревянные винты и другие части самолетов. Именно у Акстмана были сделаны деревянные поплавки, на которые пытались поставить аэроплан «Антуанетт», чтобы он мог взлетать с воды. Правда, эта первая попытка создания гидросамолета оказалась неудачной. От ремонта Акстман перешёл к постройке всех деталей конструкции самолетов. В 1911 году по частным заказам на фабрике Акстмана были построены два самолета: по типу «Фарман-IV» и «Блерио-XI».
Акстман не просто скопировал иностранные образцы, а ещё и внёс некоторые рациональные изменения в их конструкцию. Севастопольский фабрикант даже спроектировал собственный самолет — «аэроплан-парашют». При аварийной ситуации на таком самолете летчик мог поворотом специального штурвала сбросить фюзеляж с мотором и винтом, а сам в кабине, подвешенной под крылом самолёта, спуститься на землю на парашюте, то есть «парашютировать», как тогда говорили. В ноябре 1911 года Акстман запатентовал свой проект, на его фабрике начали строить два «аэроплана-парашюта», но ни один из них не был закончен. Да, и самой фабрике так и не удалось превратиться в полноценный авиастроительный завод, по не вполне понятным причинам .
Ещё одним крымским центром авиастроения был Карасубазар, современный Белогорск. В 1913 году в Карасубазаре был основан «Первый крымский завод аэропланов» Василия Федоровича Адаменко. Дворянин Таврической губернии Василий Адаменко обучался пилотированию во Франции. Вернувшись на родину, Василий Адаменко оборудовал в своём имении авиамастерские, где построил самолёт типа «фарман». С началом Первой мировой войны его предприятие стало выполнять заказы Севастопольской военной школы авиации, поставляя запчасти для самолетов. Вскоре завод Адаменко в Карасубазаре начал серийное производство самолётов. В 1915–1916 гг. здесь были сделаны 10 самолетов «Фарман-IV». В 1917 году было запланировано выпустить 25 самолетов «Фарман-XVI», однако этим планам не суждено было сбыться. Сделав 10 самолетов из этой партии, к апрелю 1918 года завод прекратил своё существование.
Почти одновременно с симферопольским заводом авиационное предприятие появилось и в Евпатории в 1914 году. Лучший авиазавод России — московский «Дукс» построил в Евпатории базу для сборки гидросамолетов. Со временем Евпатория могла бы стать ещё одним городом в Крыму с промышленным самолетостроением, но Первая мировая война и Октябрьская революция 1917 года лишили ее такой перспективы.