Среди многочисленных дворцов и парков Южнобережья Крыма особое место занимает Воронцовский дворец — Алупкинский дворцово-парковый ансамбль.
В 1823 году вступивший в должность генерал-губернатора Новороссийского края — генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года, граф Михаил Семёнович Воронцов, одержимый идеей освоения Крыма, решил осуществить свой замысел — построить в маленькой горной деревушке Алупка свою летнюю резиденцию. Алупка — aulUka {ulUka} — «село». В том же году было начато строительство дворца и парка…Михаил Воронцов получил образование в Англии, где его отец был послом Российской империи в конце XVIII — начале XIX века. Этим отчасти объясняется, что дворец в Алупке был выстроен в стиле английской архитектуры.
Проект дворца был сделан английским архитектором Эдуардом Блором, одним из создателей Букингемского дворца в Лондоне. Первоначально строительство дворца началось по проектам архитекторов Томаса Харрисона и Франческо Боффо. Именно им дворец обязан портальной нише. Строительством дворца руководил ученик Эдуарда Блора Уильям Гунт. Именно Гунт внёс в основной проект свои поправки в соответствии с рельефом местности.
На основании сохранившихся планов и акварели можно судить о первоначальном замысле архитектора Эдуарда Блора и изменениях, внесенных Уильямом Гунтом. Эдуард Блор проектировал дворец как легкий павильон с более ярко выраженными восточными чертами, чем это было осуществлено впоследствии Уильямом Гунтом.
Вильям Гунт внёс ряд изменений в планировку внутренних помещений главного корпуса дворца. Вместо открытой биллиардной выстроил застекленный зимний сад — легкий, обнесенный открытой галереей корпус, примыкающий к столовому крылу с запада, выстроил более монументальное и тяжеловесное здание самого дворца. Изменил форму западных башен, планировку хозяйственных построек и служебных флигелей.
С 1828 по 1830 годы составлялся проект дворца, заготавливался материал. Но настоящая стройка началась с закладкой первых камней только в марте 1830 года. Место, где проектировали постройку дворца и устройство дворцового парка, представляло собой склон, заваленный огромными каменными глыбами диабаза и заросший колючим кустарником.
Одновременно со строительством дворца был заложен парк по проекту выдающегося немецкого садового архитектора Карла Кебаха.
«Везде одна природа, но виды беспрестанно переменяются. Каждым пунктом воспользовалось невидимое искусство. С одного места Ай-Петри ужасает своею огромностью и дикостью, с другой виден истинно царский дворец графа Воронцова. Там видно море во всём его великолепии. Всё это изумительно прелестно, единственно!...» Н.С. Всеволожский
Дворец и парк создавался на горном склоне, заваленном глыбами диабаза (диорита) — красивого зеленовато-серого камня вулканического происхождения. Камень для строительства брали из природной россыпи на горных склонах Алупки. Оставшиеся в большом количестве нагромождения скальных обломков диорита была сохранена в первоначальном виде для воплощения «дикого пейзажа» в западной части алупкинского парка — этот уголок парка называют «Каменный Хаос». Вы не поверите, но этому каменному нагромождению 150 миллионов лет. Излившаяся в наружные слои земной коры магма застыла и в результате землетрясений и оползней превратилась в бесформенные глыбы диабаза (диорита).
Диорит сам по себе очень прочный и твёрдый камень. Для получения строительных блоков строители брали многотонные бесформенные глыбы диорита, и вручную обрабатывали их с помощью простейших инструментов, придавая им правильную форму. Эта работа требовала больших физических затрат и времени. Сейчас даже не верится, что огромные прямы блоки для стен вырезаны вручную. Из камня диабаза художники резчики вырезались сложные орнаменты и украшения, высекались целые купола и зубцы на стенах. Тщательно отшлифованный диорит применялся для оформления внутренних помещений.
Строительство Воронцовского дворца началось не со знаменитого северного фасада центрального здания. Первым был выстроен столовый корпус и параллельно с ним с 1830 по 1834 год возводился Шуваловский корпус позднее преобразованный Гунтом в бильярдный зал. Изначально он был предназначен для гостей и зятя Воронцова графа Шувалова.
Уже после постройки западного крыла алупкинского дворца строители занялись восточным крылом дворца. Центральный корпус Воронцовского дворца, не смотря на все сложность реализации архитектурных замыслов, планировали закончить к приезду в Крым императорской семьи в 1837 году.
«С необыкновенными усилиями и издержками, — сообщалось в то время, — этот дом был окончен к приезду императорской фамилии. Он, лучше сказать, был приготовлен: ибо некоторые вещи, а особенно украшения, как внутренние, так и наружные, были сделаны только временно и после должны быть переделаны или вовсе уничтожены».
Внутренняя и наружная отделка главного корпуса длилась ещё четыре года после визита императора в Крым.
В 1838 году была построена часовая башня и восточные флигеля. Зимний сад был закончен тогда же, но окончательно Воронцовский дворец расцвёл с появлением львиной террасы в 1841 году. Хозяйственные и библиотечный корпуса построены с 1841 по 1846 г.
Всю работу по строительству и внутренней отделке дворца выполняли не иностранцы, а простые русские мастера, главным образом крепостные Воронцова. Особенно много работало здесь владимирских каменотесов, издавна славившихся своим искусством возводить белокаменные соборы и высекать на камне сложные орнаментальные узоры.
Почти из всех вотчин Воронцова — из северных районов и новороссийских земель крепостные мастера направлялись со всей семьёй на переселение в Крым. Многие наёмные рабочие добровольно шли в Крым в надежде на заработки. К началу XIX века крепостные северных имений Воронцова были переведены на денежный оброк вместо барщины. В поисках заработка они пешком отправлялись из центральной России в Крым. Надежды на большие заработки были тщетны, за работу на строительстве дворца рабочие получали ничтожную сумму, из которой должны были выплачивать оброк. Работая до изнеможения, люди жили впроголодь, денег им не хватало даже на хлеб.
Из-за отсутствия архивных данных трудно установить точное число крепостных работавших на строительстве Воронцовского дворца. Считается, что в течение 18 лет на строительстве дворца работало несколько тысяч человек, за это время на стройке дважды вспыхивали эпидемии, в 1833 и 1837 годах унёсшие жизни тысяч строителей.
К сожалению, очень мало имен строителей дошло до нас. Известно, что здесь работали крепостные из Владимирской губернии: каменотес Дмитрий Боровков, садовод Максим Иванов, камнерез Ермолай Иванов, выполнивший фонтан «Трильби» и один из каскадных фонтанов у южного входа во дворец.
После смерти графа Воронцова дворец принадлежал его сыну, затем дальним родственникам Воронцовых — Воронцовым-Дашковым, богатым русским дворянам. После событий 1917 года Воронцовский дворец стал «народным» достоянием и был национализирован. В 1921 году в Воронцовском дворце был открыт историко-бытовой музей дополненный предметами искусства и быта из других дворцов и аристократических имений Южного берега Крыма.
Во времена Великой Отечественной войны Крым мог лишится своей главной достопримечательности Алупкинского дворца. Оккупационные войска немецко-фашистской армии хотели взорвать Воронцовский дворец, но не успели.
Весной 1945 года во дворце разместилась английская делегация приглашённая для участия в Ялтинской конференции.
В 1956 году в Воронцовском дворце был открыт музей изобразительных искусств, ставший спустя два года архитектурно-художественным Дворцом-музеем действующий по сей день.
Сегодня Воронцовский Дворец-музей занимает центральный корпус, Шуваловский, столовый, хозяйственный и библиотечный корпус. Вы можете посетить следующие выставки и экспозиции: парадные залы и Южные террасы, выставки «Дар профессора В.Н. Голубева», «Парижский архив», «Кабинет графа И.И. Воронцова-Дашкова», «Кабинет коменданта государственной дачи, «Украинская живопись», «Дом графа А.П. Шувалова» «Цветы в живописи» и «Воронцовская кухня».