Итальянка Стефания Дзини твёрдо решила, что хочет жить в России. Приехала три десятка лет назад, осталась здесь, исколесила страну с юга на север, с запада на восток, пробовала оленину и моржовое мясо на Чукотке, любовалась красотами Алтая, изучала наскальные рисунки на древних стоянках… Про Стефанию теперь ещё можно говорить: «много раз побывавшая в Крыму». Она заглядывала на полуостров как турист — а теперь её связывает с полуостровом большая серьёзная работа. Она написала книгу про Крым и защитила диссертацию .«Возникновение и формирование итальянского населения Крыма ХIХ — ХХI веков и динамика его развития».
Я родилась в Милане. Когда я училась в Миланском университете, нужно было выбрать второй язык для изучения. Останавливаться на французском, испанском, немецком не хотелось, мне казалось, что все в Италии знают эти языки. Россия — тогда ещё Советский Союз был, заставила задуматься: такие просторы, столько разных народов там живёт. Пошла на ознакомительные курсы. Помню, вначале раздали нам бумажки с песней — «Катюша», стали разбирать каждое слово. За месяц я выучила алфавит и уже на втором курсе я поняла: хочу стать специалистом по русскому языку.
После университета надо было решать, что делать в России у меня уже были друзья, решила поехать в Москву. Никаких перспектив не было, но я рискнула. Находила себе работу — то преподавательскую, то переводчиком. Но мечтой моей всегда было путешествовать, писать.
Сначала отправлялась в маленькие путешествия по России, потом — в дальние. Например, на машине от Москвы до Пекина, или до Тегерана и обратно. Ездила в Казахстан, Туркменистан. После первого посещения Чукотки буквально влюбилась в русский север. Бывала там снова, ездила в Якутию. Конечно, как южный человек я страдаю, если мне не хватает солнца, но вроде бы морозы переношу нормально. Как-то в Оймяконе, на полюсе холода, при температуре -67 градусов ночевали в палатке. Когда остывает печка, температура на улицы и внутри примерно одинакова. Ничего, справились. И тем более приятно приезжать в Крым зимой, когда здесь солнце, плюсовая температура — а в Москве мороз и сугробы.
Первый раз я была в Крыму много-много лет назад, как турист. А зачастила, когда начался наш проект по изучению итальянской общины Крыма. В Керчи живёт большая итальянская община, Джулия Джакетте-Бойко — глава сообщества итальянцев Крыма, которая называется «Черчио» — «Круг». Познакомившись с Джулией, я сразу почувствовала себя… дома, такая мини-Италия в Керчи. От карты Италии на стене до поданных на стол итальянских спагетти, приготовленных именно по-итальянски, даже чашки для кофе были с итальянским флагом. Джулия говорит на очень хорошем итальянском. А потом, когда я посещала другие семьи, меня не оставляло чувство, что я среди своих.
Стефания Дзини защитила диссертацию «Возникновение и формирование итальянского населения Крыма ХIХ — ХХI веков и динамика его развития».
В целом работать по этой теме я начала в 2015 году, после поступления в аспирантуру. Я — стажер-исследователь Института этнологии и антропологии Российской академии наук — защитила эту работу на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
Само исследование заняло много времени — лет 5 мы изучали вопрос. Мы работали с архивами разных стран и представителями итальянской группы, проживающей в Крыму. Нашей исследовательской группой были проделаны антропологические, демографические, генетические исследования. Затем последние полтора года мы подводили итоги и оформляли полученные данные на бумаге.
Достаточно сложно было читать архивные материалы. В основном они все написаны от руки, не каллиграфическим почерком, конечно. К тому же часто встречались записи на латинском языке. Еще осложняли работу одинаковые фамилии — одна и та же итальянская фамилия могла встретиться нам в 10 разных вариантах написания. Чтобы определить идет ли речь об одном и том же человеке или о разных, надо было сопоставить большое количеством документов. Была проделана большая работа по анкетированию итальянцев, проживающих в Крыму, а затем это огромное количество информации было переработано.
Много ли итальянцев жило в Крыму?
— Цифры мы находили самые разные — и три тысячи, и тысяча, и пятьсот. С 30-х годов XIX века и до 1917 года на крымский полуостров прибывало примерно 200-300 итальянцев в год. И это были родственники тех примерно тридцати семей, которые уже находились в Крыму, и сейчас проживают здесь. Кстати, в Крыму никогда не было итальянских колоний. Немецкие были, еврейские, французские, бельгийские, а вот итальянцы их не создавали. Но когда мы взяли карту Керчи XIX века и нанесли на неё все дома, где жили итальянские семьи, выяснилось, что многие до сих пор проживают на тех же улицах!
В самой итальянской общине существовала легенда, что предки перебрались в Крым, спасаясь от бедности, они искали лучшей жизни. Однако, старшее поколение крымских итальянцев вспоминают, что их предки были не крестьянами, а мореплавателями. Это, кстати, и объясняет, почему они предпочли Керчь другим районам Крыма. На старых фотографиях эти итальянцы выглядят довольно обеспеченными людьми.
Крымские итальянцы были депортированы в 1942 году, сразу после того, как советская армия после десантной операции вытеснила немцев с Керченского полуострова. Судно, на котором везли первую партию итальянцев из Крыма, погибло во время шторма, 29 января 1942 года по сей день итальянская община отмечает как день памяти погибших соотечественников. Долгое время итальянцы не были официально признаны в России репрессированными. Только несколько лет назад, уже в российском Крыму, эта несправедливость была исправлена.
Часть итальянцев осталась в Казахстане, а остальные вернулись в Керчь.
Я уже много лет живу в России. Эта страна всякий раз давала мне возможность жить разнообразно и делать то, что мне было интересно. Когда я общаюсь со своими одноклассниками, друзьями, которые остались в Италии, советую съездить в Россию. И удалось кое-кого из них сюда привезти, и я рада, когда они начинают интересоваться Россией, как и я. Сейчас я приняла решение получить гражданство РФ
Стефания Дзини — журналист, исследователь Института этнологии и антропологии РАН и председатель Комиссии этнографии, антропологии и археологии МГО Русского географического общества. Изучает этнические и антропологические вопросы народов, живущих в России. В университете Милана изучала славистику, приехала в Россию в 1989 году, много путешествовала — проехала до посёлка Уэлен на Беринговом проливе, а потом – через всю Америку, двадцать три дня провела в открытом океане, участвуя в трансатлантической регате. Была на полярной базе «Борнео», совершила автопробег Москва-Пекин.