В июле в российских лесах зацветает удивительное растение, которое у древних славян почиталось как колдовское. По научному оно называется Марьянник дубравный (Melampýrum nemorósum), а в народе же его называют Иван-да-Марья, или иванова трава.
Одного взгляда на цветок достаточно, чтобы понять: перед вами необычный обитатель леса. Листья у него ланцетовидные, заостренные, словно нож, по краям которого торчат «зубчики». Кажется, только тронь его — порежешься. Цветы желтенькие, невзрачные, вытянутые, будто груша и собранные в нижней части в своеобразную огненно-жёлтую кисть, как Огонь. Их обнимают похожие на колючие листья синие, как вода, прицветники. Разглядывая их, невольно думаешь, что растение демонстрирует миру красоту, но в то же время ощетинилось, не желает подпускать к себе чужаков. И чем ближе к нему подходишь, тем сильнее ощущение, что вот-вот уколешься.
Недаром в далеком прошлом славяне считали марьянник колдовской травой. Они верили, что в цветке Ивана-да-Марьи объединены огонь и вода, мужское и женское начала.
Согласно одной из многочисленных легенд, жили на свете брат и сестра, звали их Кострома и Купала. Мать им наказывала не ходить ночами в лес, не слушать колдовские песни райской птицы Сирин с головой девы. Но ослушались её дети. Злая птица Сирин (греч. Σειρῆνες — сирена) унесла их в чужие края, разлучила. Спустя много лет Кострома и Купала встретились, полюбили друг друга, поженились и тем самым прогневали богов. Боги рассказали юноше и девушке о том, что на самом деле они брат и сестра. Не выдержав позора, Кострома прыгнул в огонь, а Купала утопилась в реке. Боги сжалились над несчастными и превратили их в причудливый цветок, и назвали его Иван-да-Марья.
По другой легенде, Марью забрал к себе водяной в подводное царство и стала она царицей русалок. Её брат Иван освободил Марью из водного плена, снял чары хозяина болота. Жили они после этого долго и счастливо, а потом превратились в цветок — навеки остались вместе. Эта история с теми или иными вариациями изложена в обрядовых купальских песнях.
В ночь на Ивана Купала девушки вплетали в венки цветы Ивана-да-Марьи, гадали на суженного, пели песни. Замужние женщины тоже собирали Марьянник дубравный — как оберег домашнего очага от зла. Мужчины прятали колдовской цветок под рубашку, полагая, что он прибавит силы им и их добрым коням.
В некоторых местностях в Купальскую ночь не только скатывали огненное колесо в воду, как символ поглощения огня водой, мужского начала женским, но и сжигали куклу в синем платье — символ Воды-Марены, в огне любви Сварожича. Цветы Иван-да-Марьи широко использовался как символ укрепления семейных уз, для упрочения любви и верности его клали под постель молодожёнам, для восстановления мира между супругами.
Люди наделяли цветы Ивана-да-Марьи не только магической, но и целительной силой. Считалось, что отвары, припарки, ванны на основе травы помогают избавиться от кожных заболеваний, головокружений, болезней сердца.
При этом современной наукой установлено, что отравление Марьянником дубравным чревато головными болями, замедлением сердечного ритма и тремором. Его семена весьма токсичны: попав в большом количестве в организм, они вызывают сонливость, вялость, рвоту, в крайних случаях могут спровоцировать даже остановку сердца. Известны случаи, когда домашние животные, случайно съев Марьянник, тяжело заболевали.
Так что, прежде чем употреблять средства из травы Марьянника дубравного, следует хорошо подумать, проконсультироваться с врачом, а лучше вообще не рисковать. Зато мёд, собранный пчёлами из колдовских цветов Марьянника, абсолютно безопасен. Пчелы и шмели с удовольствием опыляют их.
Начало цветения растения совпадает с началом массового появления грибов, по народной примете, расцвела трава Иван-да-марья – иди за грибами.
По современной классификации Марьянник дубравный включен в семейство заразиховых. Заразихи — растения-паразиты, живущие исключительно за счёт своих соседей. впрочем, Марьянник относят к полупаразитам, так как это растение способно поддерживать свою жизнедеятельность и самостоятельно, однако предпочитает питаться за счёт корневой системы соседних растений. Своими слабыми корнями Марьянник прикрепляется к корням соседних растений и питается, используя его корневую систему.
Выходит, что в биологии этого растения есть нечто необычное, почти колдовское. Только колдовство природы состоит не в магии и сверхъестественном, а поразительной силе жизни, способности растений находить потрясающие возможности приспособиться к условиям среды.