Из истории транспорта в Балаклаве

балаклава

В 1859 году Балаклаву с деревней Кады-кой перевели в разряд заштатного города Ялтинского уезда. Через несколько лет начинается возрождение  Балаклавы – развивается сельское хозяйство, в основном за счёт виноградников, появляются новые жилые и общественные здания, получает развитие курортная деятельность. К этому времени городское управление Балаклавы упразднили, сделав её 6 полицейским участком Севастопольского градоначальства. Но это понижение рангом не сильно повлияло на её дальнейшее развитие. Между старой частью городка Балаклавы и Кады-коем начинает расти Новый город.

Балаклава-бухта

В 1887 г. на Набережной Балаклавы открывается первая гостиница и ресторан-поплавок, в 1888 году начинается строительство грязелечебницы, в 1896 г. открывается городская библиотека. Вдоль Балаклавской бухты был разбит Пушкинский сквер, являвшийся продолжением лучшей улицы города – Набережной.

На утёс – излюбленное место прогулок балаклавцев и приезжих – провели дорогу, устроили там буфет и скамьи. В августе 1896 года организовали и телефонную связь, в Балаклаве установили 10 телефонных аппаратов.

мальпост , курс из Севастополя в Ялту.

Мальпосты (франц. malle-poste — почтовая карета) были основными средствами массовых пассажирских перевозок до появления рейсовых автобусов в пригородном и междугороднем сообщении. Мальпост представлял собой почтовую карету, перевозившую пассажиров и легкую почту по почтовым трактам по расписанию и с платой по таксе.

мальпостов, курсирующих из Севастополя в Ялту.

Места в мальпосте заказывались и оплачивали билеты на почтовой станции. мальпостДвижение 4- и 8-местных мальпостов из Севастополя в Ялту было открыто в 1886 году. Проезд в них стоил соответственно 6 и 5 рублей, а путь занимал от 10 до 12 часов.

Контора М.П. Окунева, владеющего экипажным сообщением Севастополь — Ялта, с 1888 по 1894 год размещалась в доме по Нахимовскому проспекту, 5. Конюшни он держал в доме Красильникова по Екатерининской улице.

А у помещения РОПиТ рядом с Графской пристанью стояли прогулочные линейки, отправлявшиеся с экскурсантами в Георгиевский монастырь и Балаклаву.Евпатория 1917 год

С 4 мая 1901 года между Севастополем и Балаклавой началось движение мальпостов (почтовых карет). Они отходили из Балаклавы в 6.30 утра и 8 часов вечера, из Севастополя – в 7 утра и 3 часа дня. Проезд в первом классе стоил 50 копеек, во втором – 40 копеек.

севастополь и балаклава

Попытка наладить приличное транспортное сообщение была предпринята, как ни странно, французами.

В марте 1900 г. французская компания, в лице своего представителя, французского вице-консула Ге предложила градоначальнику организовать автобусное сообщение между обоими городами, с 12 рейсами в день (6 рейсов туда и 6 обратно). Она просила концессию на 25 лет. Балаклавское городское управление в июне того же года дало согласие и установило плату за проезд по всей линии в один конец 30 копеек. Севастопольская дума, хоть и дала согласие на это, но потребовала отмены исключительного права на эксплуатацию этой линии французской компанией. Сделка не состоялась, французы от этой транспортной затеи отказались.

В 1910 году в Балаклаве были построены городской клуб, городское собрание, а также электростанция. Однако, больным местом для балаклавцев долгие годы оставалось дорожная связь с Севастополем.

автомобильi-Petr-Vedenisov_13

В июне 1912 года стал курсировать и первый автомобиль-такси балаклавца Корвин-Круковского. К услугам приезжающих имелись и линейки грека Пасхали. В церковные праздники из Севастополя в Георгиевский монастырь ходил паром “Бельбек”, а из Балаклавы к этой же обители – катер под номером 90.

В 1913 г. в “Крымских очерках” С.Елпатьевский написал:

“Балаклава – единственный город в Крыму, ни на кого не похожий, свой отдельный мир. Через Балаклаву нельзя проехать, как через Ялту, Алупку, Алушту, и ехать дальше. В Балаклаву можно только приехать. Впереди лишь море, а кругом каменные, не проездные громады, – дальше некуда ехать, здесь – конец мира.”  Сейчас это время уже в прошлом.

1балаклава-фиолент

В 1914 году у балаклавских яличников появился конкурент: небольшой пароходик, ходивший через каждые два часа до ближнего пляжа. Стоило это удовольствие 15 копеек. 17 июля 1914 года в газете “Крымский вестник” писали:

Беда у нас со способами передвижения: ноевы ковчеги – сиречь линейки – дешевы, что и говорить, но у кого же хватит мужества трястись в теперешнюю жару два с половиной часа в облаках пыли от Севастополя – это уже подвиг”.

С первых дней после окончания гражданской войны началось восстановление разрушенного хозяйства Балаклавы. 23 января 1921 года был создан Балаклавский район. Большое значение для его развития имели дороги. Как и до революции, поездка в Севастополь приравнивалась к подвигу. 30 ноября 1923 года газета “Маяк Коммуны” писала:

Дорога из Севастополя в Балаклаву – ужасная, вся разбитая. Её ни разу за последние 30 лет не ремонтировали. Здесь курсируют конные линейки. Все мучаются от этой дороги – лошади, пассажиры, кучеры”.

Только в 1926-1928 гг. построили Чоргуньское шоссе и мост через Чёрную речку, ставшие звеном большой дороги – Ялтинское шоссе – Чоргунь-Шули (Терновка) – Сюрень (Сирень) – и соединившие кратчайшим путём Балаклаву и Севастополь с Симферополем.

греческий монастырь Святого Георгия Победоносца в Балаклаве

греческий монастырь Святого Георгия Победоносца в Балаклаве

В мае 1927 года начались изыскания новой ветки к пляжам Георгиевского монастыря, в котором располагался дом отдыха для сотрудников ленинградских институтов. К пляжам хотели устроить подъёмник и организовать здесь модный курорт. Но землетрясение в ночь с 11 на 12 сентября 1927 года поставило на проекте крест. Деньги понадобились на восстановление объектов, пострадавших от землетрясения.

В 1930-1931 гг. шло строительство дороги Балаклава – Благодать (сейчас ул. Благодатная), провели шоссе в Кадыковку.

трамвай Балаклава-севастополь

К этому времени между Балаклавой и Севастополем проложили трамвайную линию. Впервые мысль о проведении трамвая между этими городами и до Георгиевского монастыря высказали ещё в июне 1896 года инженеры “Московского общества подъездных путей”, участвовавшие в конкурсе на устройство трамвая в самом Севастополе.

К постройке трамвайной линии приступили 15 апреля 1924 года. Деньги на строительство трамвайной линии решили получить от сдачи в аренду на девять лет 12 дач в Балаклаве и 10 десятин виноградников в Золотой балке. Строительство под руководством инженера П.П.Добронравова велось одновременно с двух сторон и обошлось в 316.185 рублей. Открытие трамвайной линии состоялось 14 ноября 1924 года. Полностью работы были завершены только в 1926 году. Балаклавская трамвайная линия длиною 15,2 километра шла от площади Ушакова, по улице 4-й Бастионной, мимо аэродрома на Куликовом поле, по Золотой балке, Кадыковке до центра Балаклавы (пл. 1 Мая). Вначале обслуживали линию четыре вагона, билет стоил в один конец 50 копеек, до разъезда у хутора Максимовича (7-й км Балаклавского шоссе) – 30 копеек. В период обороны Севастополя на трамваях перевозили военные грузы, затем рельсы разобрали, использовав их для строительства дотов.

Дополнительную энергию трамвайной линии давала первая в стране Балаклавская ветроэлектрическая станция, находившаяся на Караньских высотах. Московский центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) в 1930 году спроектировал в Балаклаве ВЭС мощностью 100 кВт, самую большую в Европе.

1931 год Балаклавская ветроэлектрическая станция

На металлических опорах высотой с восьмиэтажный дом установили кабину с генератором, лопасти диаметром 30 метров и систему регулирования. Весила вся конструкция около девяти тонн, в 1931 году Балаклавская ветроэлектрическая станция дала первый ток.

В период обороны Севастополя 1941-1942 гг. ветроэлектрическую станцию использовали как наблюдательный пункт 109-й СД. Уникальную ВЭС разрушили. Нижняя часть опор и ныне просматривается на возвышенности около высоты Горной.

В 30-х годах балаклавский известняк уже использовали на Керченском металлургическом заводе им. Войкова, других предприятиях Украины и России. Для его эффективной доставки в январе 1935 года закончили постройку промышленной железнодорожной ветки Балаклава-Инкерман и 25 января по ней прошёл первый состав с металлургическими флюсами, которые добавляют к руде при выплавке металлов, чтобы снизить температуру плавления и легче отделить металл от пустой породы.

Балаклавская бухта. Севастополь.

Также получил дальнейшее развитие курортный уголок в Батилимане. В конце 30-х годов катер “Максим Горький” осуществлял регулярную связь Батилимана с Балаклавой.

Такая возможность появилась после открытия автомобильной магистрали, образующей улицу Крестовского и выходящей на Ялтинское шоссе. А в июле 2002 года завершено строительство объездной дороги от поселка Сахарная Головка к шоссе Севастополь – Симферополь. Дорога, названная “президентской”, позволяет попасть в столицу Крыма из Севастополя, минуя серпантин Инкермана.

Что означает название — Балаклава?

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org