В десятый день месяца — тишрей, который является первым месяцем еврейского календаря, евреи всего мира отмечают Йом Кипур – День искупления и прощения (ивр. «кипур» – выкуп, искупление, прощение). Иногда его также называют «Судный день».
В 2024 году Йом Кипур начинается вечером 11 октября (за несколько минут до захода солнца) и заканчивается ночью 12 октября. Несмотря на приближающийся Судный день, этот день, целиком посвящён приготовлениям к Йом Кипуру, исполнению ряда праздничных обычаев.
В иудейской традиции Йом Кипур – самый важный из праздников, завершающий Десять дней покаяния, во время которых решается судьба человека на год вперёд. Эти дни отсчитываются от Рош а-Шана (Рош ха-Шана) – еврейского Нового года, который в 2024 году отмечался 2-4 октября.
Праздник Йом Кипур напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне (Египет). Тогда тяжко согрешили евреи, создав золотого идола и поклоняясь ему. Бог разгневался, хотел истребить еврейский народ и создать новый от пророка Моисея. Но Моисей поднялся на гору Синай и молитвой упросил Бога отменить приговор своему народу. В день Йом Кипура Моисей вернулся с горы Синай и принес новые каменные Скрижали Завета — две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей, и радостную весть от Бога: «Простил Я по слову твоему!» С тех пор Йом Кипур стал днём прощения: «И да будет сие для вас вечным постановлением…»
Йом Кипур – наиболее святой и возвышенный день. Евреи забывают о земных делах и полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов.
Чтобы прийти к Судному дню внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Богом. Празднование Йом Кипура проводится по определенным законам.
Утром принято окунаться в воды миквы. В канун Йом Кипура воздерживаются от работы и жертвуют больше обычного на цдаку (благотворительные цели), ибо сказано в молитве:
«Раскаяние, молитва и деньги на благотворительность (цдака) отменяют суровый приговор».
Прежде, чем самому получить прощение от Бога, каждый должен попросить прощения у друзей и знакомых, если обидели их словом или действием и простить всех. Тогда вы будете записаны в книгу жизни
Капарот («очищение») – это древний обряд, состоящий в следующем. В канун Йом Кипура глава семьи берёт петуха для мужчины и курицу для женщины, совершает ими несколько вращательных движений над головой каждого из членов семьи и говорит:
«Это замена мне, это вместо меня, это выкуп мой. Этот петух (эта курица) будет умерщвлён (умерщвлена), а я удостоюсь долгих и хороших лет жизни в мире!»
Сегодня принято символически отдавать беднякам петуха, используемого при обряде «капарот», в виде его стоимость.
В последнее время получает всё большее распространение обычай исполнять обряд «капарот»деньгами, которые отдают на благотворительные цели.
СЕУДА МАКСЕФЕТ
В канун Йом Кипура принято есть больше обычного, следуя указанию мудрецов:
«Тому, кто обильно ест и пьёт девятого (числа месяца тишрей), засчитывается, словно он постился два дня – девятого и десятого».
Пост начинается вечером 9 тишрея. Йом Кипур проводят в посте и молитве. Синагогу посещают даже светские евреи, которые не соблюдают других обычаев. В послеполуденные часы устраивают последнюю трапезу дня, которая называется «сеуда максефет» («прерывающая трапеза»), она отделяет будничный день от поста святого дня.
Молитву «Минха» принято в этот день принято произносить раньше обычного, чтобы завершить «сеуда максефет» до захода солнца. Во время этой трапезы не едят острого и солёного, чтобы легче было переносить пост. Трапезу эту следует завершить примерно за полчаса до захода солнца.
С заката солнца в канун Йом Кипура до появления звезд в следующий вечер евреи забывают о физических сторонах жизни. Девочки старше 11 лет и мальчики старше 12 лет соблюдают пост наравне со взрослыми. Тора предписывает «никакой работы не делать» и «изнурять душу», то есть соблюдать пять запретов: не принимать пищу и питье, не умываться, не умащивать тело, не носить кожаную обувь и не вступать в супружескую близость.
БЕЛАЯ ОДЕЖДА
В Йом Кипур принято одеваться во всё белое, ибо белый цвет – символ чистоты, как сказано у пророка:
«Даже если грехи ваши будут красны, как кармин, станут они, как снег, белы (Йешаягу 1:18).
Согласно обычаю, в некоторых общинах мужчины надевают белый халат – китл.
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ
После «сеуда максефет», прежде чем отправиться в синагогу, хозяйка дома зажигает свечи, как в любой канун субботы и праздника. Пятикнижие (Тора) называет Йом Кипур субботой суббот.
Кроме обычных свечей зажигают ещё и «свечу души» (нер нешама) – в память об умерших родственниках.
Десятый день еврейского нового года — Судный день (Йом Кипур) — день искупления грехов и Высшего суда.
После завершения Йом Кипура дома совершают краткую молитву – гавдала – разделяющую святое и будничное, и устраивают праздничную трапезу.