К 100-летию со дня рождения евпаторийского скульптора Виталия Зайкова

зайков

19 мая исполняется 100 лет со дня рождения Виталия Семёновича Зайкова, известного евпаторийского скульптора, Заслуженного художника РСФСР, почётного гражданина Евпатории с 2018 года. Виталий Зайков (19.05.1924 – 14.03.2020) – член Союза художников России, участник Великой Отечественной войны.

зайков

Виталий Зайков родился в селе Боровая Свердловской области. Виталий Семенович окончил  в 1948 году факультет живописи Свердловского художественного училища (ныне Екатеринбург) как живописец, но в Российскую Академию художеств им. И. Е. Репина в Ленинграде поступил на скульптурный факультет.  После окончания Академии художеств в 1955 году был приглашён в Кремлевский дворец выполнить портрет первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру.

В 1954-1965 и 1972-1982 годах скульптор жил и работал в Челябинске. Скульптор-монументалист Виталий Зайков всю свою жизнь самозабвенно служил искусству, он принимал участие в создании Мамаева Кургана в творческой группе Народного художника СССР Е.В. Вучетича. За свои неполные 96 лет он создал несколько сотен работ, вошедших в культурное наследие советской эпохи, а затем украинской и российской истории, в их числе духовный символ Челябинска и всего региона, объект культурного наследия РФ — памятник «Сказ об Урале».

Идея создать образ Урала пришла Виталию Семеновичу ещё в детстве. Он любил со старшим братом Сергеем бродить по лесам в окрестностях родной деревни, где жила вся семья. Его дедушка был пимокатом, делал валенки, и каждую пару отмечал по-особому: где поставит веточку с ягодой земляники, где вплетёт иной узор. Люди узнавали его работы среди прочих мастеров. И гуляя с братом по лесу Виталий Семенович как-то сказал брату:

«Серега, вот бы про наш Урал картину написать… Про то, как лес шумит, как царевна с золотой косой у озера своего Айлыпа ждёт, про нашего деда-пимоката, про нас с тобой…»

Так и родилась эта мечта, воплощённая позже в монументе, которому суждено будет стать символом целого Челябинского края.

После окончания Академии художеств в Ленинграде, Виталий Семенович вернулся на Урал, в Челябинск чтобы воплотить в жизнь свою детскую мечту. На протяжении многих лет он искал образ, задавал себе вопросы, как выразить дух Урала в одном монументе, что именно это должно быть? Виталий Семенович много путешествовал по родному краю, собирал и изучал уральские легенды и предания. Рудники Карабаша, снежные вершины Таганая, жаркая от мартенов Магнитка, дремучие Ильменские леса, — всё говорило с ним, а он слушал. Постепенно, в напряженных творческих поисках родился образ богатыря-труженика Урала.

дух урала

С момента создания скульптурной композиции в гипсе в 1957 году до воплощения ее в 12-метровом гранитном монументе на Привокзальной площади Челябинска пройдет еще долгих десять лет. Именно за эту работу Виталий Семенович удостоился звания Заслуженного художника РСФСР.

Памятник Сказ об Урале

В 1957 году, вдохновленный духом уральского народа, сказаниями Павла Бажова и русской природой Виталий Зайков создал в 1967 году скульптурную композицию, установленную на Привокзальной площади Челябинска «Сказ об Урале» – 12-метровый монумент сурового челябинского богатыря, с надписью «Урал! Опорный край державы, её добытчик и кузнец».

Памятник «Сказ об Урале» в 2023 году изображён на обновленной купюре Банка России номиналом 5 тысяч рублей.

Памятник Сказ об Урале 1997 году

В центральной части оборотной стороны банкноты изображены челябинский памятник «Сказ об Урале», стела «66 параллель» в Салехарде и элементы промышленности. Уральский богатырь символизирует мощь трудового Урала. На втором плане изображение объектов, отображающих промышленный потенциал Урала.

Уральский период творчества Виталия Семеновича был неразрывно связан с невероятным послевоенным подъёмом страны. Это было удивительное время рассвета искусства, возрождения страны после Великой Отечественной воны. На Урале были реализованы настолько масштабные скульптурные проекты, создание которых в наши дни, к сожалению, кажется не возможным.

пямятник лелину

За годы творческой деятельности Виталий Зайков создал около 300 графических работ, 150 скульптур в малой форме, 30 портретов современников. Из монументальных композиций – 17 памятников установлены на территории материковой части России.

Переехать в Крым в 1982 году побудило Виталия Семеновича ухудшение здоровья дочери. Его жена, Людмила Юрьевна Зайкова работала преподавателем в Евпаторийской детской школы искусств, руководила детским вокальным ансамблем «Весёлые нотки».

Начало Крымского периода творчества скульптора выпало на 90-е годы, закат Советского Союза. Заказов у Виталия Семеновича не было около 10 лет. Однако он каждый день ходил в мастерскую и работал в надежде, что когда-нибудь всё наладится. Поразительна его выдержка и стойкость, особая преданность, чистая любовь к искусству.

Крымский период творчества стал для Виталия Семеновича гораздо более личным, у него было много времени для того, чтобы обратиться к себе и по-новому переосмыслить своё творчество, пересоздать себя заново. Темы войны и героики трудового подвига остались в его творчестве и были реализованы во многих крымских памятниках, но также пришли и новые темы творчества, обращение к русским былинам и преданиям в графических работах, к античному наследию в скульптуре малых форм, к теме Божественного.

В Крыму Виталий Семенович создал шестнадцать монументальных памятников, среди которых все основные памятники Евпатории.

фрунзе
Работы Виталия Зайкова украшают наш город, в Евпатории установлены бюст Михаила Васильевича Фрунзе (1985 г.),
бюст Николая Васильевича Гоголя (2003 г.);

Зайков- памятник депортации-
памятник «Жертвам депортации Крыма» (2004 г.),

зайков-красная горка

триптих барельефов «Красная Горка.Стена памяти» (2010 г.),

зайков- маршал СССР Соколов

многофигурная композиция «Герою Советского Союза, Маршалу Советского Союза Сергею Соколову» (2010 г.).

Скульптура «Десантник» Виталия Зайкова в настоящее время представлена на выставке «Война в объективе фотокорреспондентов и изобразительном искусстве».

скульптура виталия Зайкова

Крым, безусловно, влияет на творчество художника. Крым – удивительное место с богатейшей историей и античным прошлым. Почти ровесник Рима древний город Евпатория, основан древними греками более 2500 лет назад. Искусство Древней Греции всегда занимало особое место в сердце Виталия Семеновича ещё со времён учёбы в Академии художеств. Скульптурные работы, созданные на античные сюжеты в Крыму, — жемчужины Крымского периода творчества Виталия Семёновича.

На сегодняшний день работы Виталия Семеновича хранятся во многих музеях и фондах на территории СНГ, среди которых ФГБУК «Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» (г. Москва), Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств (г. Санкт-Петербург), Музейный фонд Украины (г. Киев , Музейный фонд Российской Федерации (г. Москва), Музеи изобразительных искусств в Волгограде, Ростове-на-Дону, Калуге, Тюмени, Симферопольский художественный музей и др. В Челябинске – в Государственном историческом музее Южного Урала и Челябинском государственном музее изобразительных искусств.

Остаётся только восхищался феноменальным трудолюбием Виталия Семеновича, его жизненной мудростью, невероятной стойкостью и блестящей эрудицией. Но большего всего – его добротой, умением видеть свет в каждом, показать этот свет человеку и окружающим — это одна из главных задач художника – нести свет.

внук Виталия зайкова

«Я занимаюсь продвижением идеи создания Мемориальной мастерской моего дедушки в  Евпатории, где он жил и работал на протяжении последних 37 лет, и очень надеюсь, что мне удастся воплотить в жизнь этот проект. Виталий Семенович оставил значительное наследие, среди которого собрание скульптуры малых форм в гипсе, и сейчас я нахожусь в поиске тех людей, кто мог бы помочь с переводом скульптурной коллекции в бронзу для её дальнейшего сохранения.» — говорит Фёдор Бирючёв, внук Виталия Семёновича Зайкова.

скульптор зайков

Всё будет здесь: Адмиралтейство
И утром тронутый Проспект,
И голос твой, и шепот детства,
Тобой дарованный мне свет.

И Академия, и Зимний
В дожде встречают новый март,
«Исхода нет» — Нева и льдины,
Вокзал — и нет пути назад.

Всё будет здесь, и город помнит
О том, кто в нём когда-то был,
Кто глину судеб на ладонях
Своих горячих оживил.

Прощальный взгляд — и вдруг, в тумане
В берете тает силуэт,
Мне удалось увидеть память,
И твой найти последний след.

Фёдор Бирючёв, посвящение деду.

В Евпаторийском краеведческом музее хранятся документы, личные вещи, фотографии, переданные семьей скульптура.
Скульптор Виталий Зайков по праву обрёл всероссийское признание и внёс в мировую культуру свой значимый и весомый вклад.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org