Как Британия хотела построить Крымский мост

00-керчь-пролив-тамань-

В Крымской войне 1853 – 1856 г.г. России противостояли четыре империи — Британская, Французская, Австрийская, Османская и два королевства Пруссия и Сардиния-Пьемонт. Их целью было ослабить  доминирующие позиции России в Центральной Европе, и на Балканах и Чёрном море. На Парижском конгрессе по итогам Крымской войны Россия отстояла своё право держать в Чёрном море несколько кораблей. 

Англичане попробовали поднять и экономический вопрос, требуя от России сделать Севастополь зоной беспошлинной торговли, но и здесь они ничего не добились…. 

шелковый путь

О создании Крымского моста задумались  британцы.

Конец XIX века — пик противостояния между Российской и Британской империями. Главными узлами противоречий между двумя империями в XIX веке стали Черноморские проливы и Средняя, или Центральная, Азия. Англия, крепко засев в Индии, пытается продвигаться в глубь Афганистана. Успешное продвижение России в Средней Азии, несмотря на все противодействия англичан, воспринималось британцами как извечное стремление русских завладеть Индией и отобрать у них «самую драгоценную жемчужину» в короне Британии.

В 1830-х годах Дэвид Уркварт писал о том, что «контроль России над Черноморскими проливами является величайшей опасностью для положения Британии на море.Получив проливы, Россия, как считал Уркварт, будет преобладать на Средиземноморье, усилит давление на Индию и, таким образом, станет не только господствовать в европейских делах, но и в корне подорвёт доселе незыблемое и никем не оспариваемое ведущее положение Великобритании в мире». 

Британское общественное мнение того времени продолжало страдать военными фобиями и кошмаром русского нашествия доходящим до психоза.  В ходе ложных тревог в британской Индии война с Россией десятилетиями держала в напряжении британскую колониальную администрацию, десятилетиями они укрепляли северную границу Индии с Афганистаном и Памиром.

Сами русские генералы, рассуждая о самой возможности проведения военной операции по вторжению в Индию, отмечали её авантюризм и практическую невыполнимость. Но главное, как признаёт немецкий исследователь Мартин Ауст завоевание Индии вообще никогда не появлялось в планах России.

В 1878 г., в самый разгар русско-турецкой войны, в российской прессе утверждалось: «Мы вовсе не желаем властвовать над миром или закабалить международную торговлю, предписать ей свои законы, свое направление. В этих притязаниях повинна покуда одна Англия. Она взяла Гельголанд и по желанию своему может угрожать Германии; она заняла Нормандские острова и с этой позиции угрожает Франции; она владеет Гибралтаром и держит в страхе и повиновении Испанию и Португалию; она сосредоточила свои войска и военные склады на острове Мальте и тяготеет над Италией и Грецией; она поставила флот у турецких берегов и добилась повиновения Турции и Египта; она заняла позиции у выхода из Суэцкого каналаи распоряжается судоходством по нему; она завладела южной оконечностьюАфрики и с этих двух последних станций распоряжается всемирной торговлей.Мы не говорим о других захватах Англии в Африке, Азии, Америке, Австралии, довольно и этих указаний, чтобы убедиться, что нет более хищной державы, как Англия» 

В 1884 году британский премьер Уильям Гладстон выделил 11 миллионов фунтов стерлингов на войну с Россией, на тот момент это были колоссальные деньги.  В 1887 годувице-король Индии, находясь в Калькутте, призвал «вести войну с Россией по всему миру»

1869 год 1869 год прокладка телефонного кабеля Лондон — Калькутта

Сохранить мир между Россией и Британией могло только чудо, и оно произошло — дипломаты договорились о строительстве.
В конце XIX англичане сумели проложить между Крымом и Кавказом по дну Керченского пролива двойную линию телефонного кабеля, соединяющего Лондон и Калькутту.Телефонный провод обеспечил надежную связь метрополии с её самой ценной колонией —Индией.

Проект был реализован за два года немецкой компанией «Сименс». Кабельная линияпролегла по городам Лондон — Берлин — Киев — Одесса — Керчь — Батуми — Тифлис — Тегеран — Карачи — Калькутта. Телеграфный кабель входил на территорию Крыма через Перекоп, заходил в Симферополь, затем направлялся в сторону Керчи и уходил на Кавказ по дну Керченского пролива.

Если можно проложить кабель через пролив, то почему нельзя построить самый короткий железнодорожный путь, соединивший бы Великобританию с Индией?

1856 год тоннель под Ла-Маншем1856 год тоннель под Ла-Маншем

Англичане давно мечтали создать свой великий «шёлковый путь», проложив туннель под Ла-Маншем, а затем построив мост через Керченский пролив, они тем самым крепко привязывали бы Индию к себе.
Военный бюджет Британии тут же перевели в строительный фонд и стали готовить документацию проекта железной дороги Лондон-Дели.

Однако, даже этих 11 миллионов фунтов стерлингов оказалось недостаточно для строительства моста через Керченский пролив.

0-запруда азова

Идея создания Азовской запруды

возникла у Владимира Дмитриевича Менделеева ещё в 1880 г., когда, будучи пятнадцатилетним кадетом Морского корпуса, он сопровождал Дмитрия Ивановича в поездке на Кавказ. Над этой идеей Владимир Менделеев работал около 20 лет, он предложил соорудить плотину в Керченском проливе и превратить Азовское море в глубокое внутреннее Русское море, доступное для плавания больших морских судов. С помощью плотины соорудить запруды от мыса Павловского до косы Тузла, а потом с нее — на Тамань, поднять  уровень Азовского моря на десять футов (3 метров), зона затопления должна была составить около 6 тысяч кв. верст, при общей поверхности Азовского моря равной 33 тысячам кв. верст.

  В большой плотине были предусмотрены два шлюза для больших морских судов. Проект предусматривал строительство вспомогательной плотины на Бугазском рукаве р. Кубани. Воды, сбрасываемые на Большой Керченской и Бугазской плотинах, предполагалось использовать «как источник силы». На сооружение плотин и дамбы были определены затраты в сумме 7 млн. рублей.

Владимир Менделеев обстоятельно разработал оборонное значение Керченской плотины.

0-запруда-плотина

Рис. 119. Разрезы плотин и дамбы в Керченском проливе для подъёма уровня Азовского моря. — Из книги В. Д. Менделеева: ‘Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива ‘, 1899 год

По расчётам Владимира Менделеева, подъём уровня Азовского моря за счёт Керченской плотины должен был открыть доступ морским судам непосредственно к причалам Ростова, Таганрога, Мариуполя, Бердянска, Керчи, а каботажным — к причалам Темрюка, Ейска, Геническа.

«Донецкий каменный уголь, нагружаясь прямо с вагонов в трюмы больших и экономично работающих пароходов, получит прямой и дешевый выход на мировые рынки,» — писал Менделеев.

 Мост из Европы в Азию создавал новые возможности для развития торговли — пути для перевозок хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, для транспорта чугуна, железа, самородной соли и иных продуктов с обширных площадей, прилегающих к Азовскому морю.

В 1897 г. Владимир Менделеев подал свой проект министру С. Ю. Витте, разрешившему напечатать ‘Проект поднятия уровня Азовского моря запрудою Керченского пролива ‘ Менделеева В.Д. , который был опубликован в 1899 году, но денег на строительство плотины не нашлось.

Мирная конференция 26 государств была созвана по инициативе императора России Николая II 29 августа 1898 года. О мирном решении международных столкновений

Мирная конференция 26 государств была созвана по инициативе императора России Николая II 29 августа 1898 года. О мирном решении международных столкновений.

Император Николай II оценил по достоинству разработки англичан, а когда британцы отказались от своего проекта строительства железной дороги Лондон-Делицарь Николай II в 1910 году повелел продолжить инженерные работы для технического обоснования строительства моста между Таманским и Крымским полуостровом.

Мост должен был стать частью железной дороги, которая позволит круглый год вывозить товары с Таманского полуострова. К сожалению, осуществить этот проект не удалось — помешала Первая Мировая война.

 Подготовка к подрыву льда толовыми шашкамиПодготовка к подрыву льда толовыми шашками

Почему разрушился первый Крымский мост в 1945 году?  Мало, кто помнит, что первый Крымский мост уже был построен в годы Великой Отечественной войны. Строить мост через Керченский пролив начала немецко-фашистские оккупанты в 1943 году.

Весной 1943 года Гитлер отдал приказ начать строительство автомобильного и железнодорожного моста через Керченский пролив. Переправа была нужна фашистам для осуществления планов по вторжению в Иран (Персию) через Кавказ. Немцы даже завезли материалы и успели соорудить временную канатную дорогу….

«Весной 1943 года Гитлер потребовал начать строительство пятикилометрового моста через Керченский пролив, – вспоминал министр вооружений 3-го рейха Альберт Шпеер. – Здесь мы построили подвесную дорогу,которая была пущена 14 июня 1943 года и доставляла каждый день тысячу тонн груза. Однако Гитлер не отказался от своего плана прорыва в Персию через Кавказ. Работы велись непрерывно, и относительно них, начиная с зимы 1943 года, одно за другим поступали указания».

1949-2

Проект моста через Керченский пролив 1949 года.   После Великой Отечественной войны советские инженеры спроектировали новый мост на полуостров Крым через Керченский пролив, с учётом всех предыдущих ошибок проектировщиков и применением смелых вариантов, и инженерных технологий, опережающих свое время. Перед вами эскизы малоизвестного проекта Керченского моста, созданного 16 ноября 1949 года…

00-мост-2

Наши с вами предшественники прекрасно понимали стратегическое значение этого мостового перехода между Крымом и Кавказом и давно стремились к реализации этого проекта.

Крымский мост через Керченский пролив протяженностью 19 км — самый длинный в России и Европе, соединил Крым и Таманский полуостров Краснодарского края

 Автомобильное движение по Крымскому мосту было открыто 15 мая 2018 года, строительство железнодорожной части моста и подходов к нёму будет закончено в декабре 2019 года.

01-крым-мост

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org