Появление эстонцев в Крыму, связано с окончанием Крымской войны 1853—1856 гг. и решением Российской империи заселить пустующие земли Крыма.
Массовая эмиграция крымских татар в Турцию началась после ослабления Турции, которая уже не поддерживала их в Крыму. Кроме того в Турции, в феврале 1856 года вышел указ султана, в котором провозглашалось равенство граждан независимо от национальности и свобода религии. По этому указу султана Абдул-Меджид I Турция превращалась в светское государство. После окончания Крымской войны крымские татары массово эмигрировали в Турцию, к 1860 году опустело и крымское татарское село Замрук (Береговое).
В 1860 году среди эстонских крестьян прошёл слух, что далёком Крыму раздают бесплатно земли.
Льготы переселенцам действительно были большие: на каждую мужскую душу выделялось 12—15 десятин государственной земли и 100 рублей, которые не нужно было возвращать. 100 рублей — сумма не маленькая, если её сравнить с зарплатой севастопольского рабочего равной 10 рублям в месяц.
Российская империя гарантировала переселенцам помощь зерном и хлебом в течении трех лет, если случится неурожай. Эстонские переселенцы освобождались от обязательной воинской повинности на три года.
Несколько тысяч крестьянских семей из Эстляндии выразили желание выехать в Крым.
Как писал в 1904 году классик эстонской литературы, писатель Эдуард Вильде «эстонский крестьянин покинул свои березовые рощи, поля и сменил их на унылые, засушливые степи восточной и южной России. К этому его вынудил крепостной гнёт…»
В ноябре 1861 года эстонцам предоставили на выбор четыре уезда для поселения: Евпаторийский, Симферопольский, Перекопский и Феодосийский и выделили для них 36000 десятин земли в сорока опустевших деревнях. Эстонцы поселились во всех четырех предложенных уездах. С 1861г. по 1863 год в Крым приехали более тысячи эстонцев, а к 1865 году здесь было уже четыре моноэтнических эстонских деревни.
В ноябре 1861 года большая группа эстонцев поселилась в Евпаторийском уезде. Недалеко от Евпатории сформировалось моноэтническое эстонское поселение на месте заброшенной татарской деревни Курулу-Кипчак (нынешнее Самсоново).
Большая группа Аабраама поселилась севернее Симферополя на берегу Салгира в опустевшей татарской деревне Ак-тачи-Кияти, но эстонцам не могли произнести это название, его переделали в Абрамовку.
Несколько десятков эстонских семей поселилось в Бурлуке (Бурлюке) на землях помещицы Беловодской, сейчас это село называется Вилино .
1 ноября 1861 года первые эстонские переселенцы прибыли в Самрук (ныне село Береговое). В Камеральном описании Крыма 1784 года на территории современного села Береговое обозначена деревня Замрук (Семрюк), которая с 1784 года числится приписанной к Симферопольскому уезду, Таврической волости (с 8 (20) октября 1802 г. волость стала Таврической губернией) Российской империи.
В 1805 году в Замруке проживало 103 человека (крымские татары) в 34 дворах. С 1817 по 1842 год число жилых домов уменьшилось до 25. Во время Крымской войны (1853—1856 г.г.) в районе деревни Замрук в 1854 году, располагались турецкие войска, готовясь к Альминскому сражению.
Неприветливо встретила крымская земля эстонских переселенцев. Деревня Самрук (Береговое) выглядела удручающе, пугая переселенцев, сиротливо стоящими, брошенными, полуразвалившимися саманными лачугами. Угрюмое ноябрьское море, высохшая трава, жалкие, низкорослые деревца — всё было ново, непривычно и даже страшно. В родной земле Эстляндии они привыкли к зелёным заливным лугам, белым березам и соснам. Первое лето на крымском берегу выдалось необычайно жарким, расплодилась зловещая саранча, о нашествиях которой эстонцы знали только из Библии, и уничтожила многие посевы. Но эстонские переселенцы верили, что им удастся вырастить хлеб на своей земле, а рядом было море, в котором водилось много рыбы.
Отличались ли эстонцы от других переселенцев и жителей Крыма, живущих в соседних деревнях? Да, отличались коллективным мышлением, так характерным для многих славянских народов, в традициях которого коллективное строительство бревенчатых домов. Деревянный дом невозможно построить в одиночку, в отличие от каменного дома.
Эстонцы всем миром стали строить общественные здания. В первые же месяцы была построена школа из Эстонии был приглашен учитель Андрес Туйске, чтобы дети, родившиеся уже в Крыму, не забывали родной язык. Затем коллективно взялись за строительство молельного дома и танцплощадки, ведь эстонцы любят танцевать.
Да, эстонцы показали, что умеют работать, они часто выезжали на заработки в Симферополь и Севастополь, Феодосию и Ялту. Рабочие умелые руки эстонцев принесли им добрую славу, их с удовольствием брали на малые промышленные предприятия.
В Севастополе среди волн, на Приморском бульваре, стоит известный всему миру Памятник затопленным кораблям, давно ставший символом Севастополя, автор этого памятника эстонец Амандус Адамсон.
В селе Береговое, до недавнего времени, жил правнук одного из первых эстонских переселенцев — Оскар Иванович Торбек, который много рассказал о жизни эстонцев в прошлом веке.
В столице Эстонии Таллине есть Музей Эдуарда Вильде, писателя и того самого исследователя жизни эстонских переселенцев в Крыму, который собрал материалы для своего большого исторического романа «Пророк Малтсвет».
«Пророк Малтсвет», он же Юхан Лейнберг, родился в 1812 году в Эстляндии в местечке Ярвамаа и прожил там до 1885 года. Долгое время он занимался миссионерской религиозно-просветительской деятельностью и находился в оппозиции царским властям, за что его очень любили в народе.
Историк Роберт Нерман рассказывает о религиозно-просветительской деятельности Юхана Лейнберга и о фантастическом «белом корабле», который ждали эстонские крестьяне, который отвезёт их на далёкие берега, где живёт счастье.
В 60-е годы XIX века на высоком берегу Ласнамяэ собиралось большое количество крестьян из окрестных деревень, которые ждали, обещанного «пророком» Юханом Лейнбергом, прибытия белого корабля.
Местные немецкие газеты иронизировали, а любопытные сограждане сами ходили смотреть на крестьян, ожидающих у моря прибытия белого корабля.
Юхан Лейнберг, как духовный отец, отправился на юг России вместе с эстонскими переселенцами.
Пока Лейнберг отсутствовал, в мае 1861 года среди крестьян распространились слухи, что ему удалось достать белый корабль и он отправится в путь 25 мая 1861 года от ласнамяэского берега. Уже задолго до этого дня народ начал собираться на склоне Ласнамяэ, в надежде увидеть белый корабль.
Это религиозное движение эстонских крестьян стало превращаться в эмиграционное.
Вот так на «белом корабле» своей мечты эстонские крестьяне отправились в Крым к южному Чёрному морю.
Не лёгкой была их жизнь.
В 1917 году эстонские переселенцы зарегистрировали в Симферопольском окружном суде Евпаторийское эстонское общество. В 1919-1920 годах в Евпатории проживало 105 эстонцев.
В 1926 году из села Береговое было депортировано 210 эстонцев, 39 русских, 10 немцев.
Сейчас село Береговое (Самрук или Замрук) нельзя назвать только эстонским селом, здесь живут русские, украинцы, белорусы… По переписи населения 2001 года в селе проживало всего 870 человек.
Если в Севастополе или Симферополе, в Евпатории или Красноперекопске, или в Сибири,
встретятся фамилии: Торбек, Рейнштейн, Крук, Юхкум, Туйске, Адамсон — знайте, это уже четвертое-пятое поколение эстонцев. Все они хорошо помнят о трудной судьбе, выпавшей на долю предков, эстонских переселенцев, так талантливо описанных в романе Эдуарда Вильде «Пророк Малтсвет».
По данным переписи населения 2001 года в Евпатории проживало 28 эстонцев.