Ежегодно в день 27 марта по всему миру разлетаются электронные и почтовые открытки, поздравления и пожелания в адрес служителей Мельпомены… это и режиссеры, и актеры, работники театров и театральные критики, а также все те, кто точно знает: «театр вечен, театр бесконечен»! Лучшим подарком и одновременно поздравлением, пожалуй, может быть если не час-два в зрительском кресле – «с глазу на глаз» с Большим искусством, то такое же живое и непосредственное общение с тем, кто его создает…
Одним из таких людей в Крыму является руководитель и создатель Международного центра театрального искусства «Золотой ключик» — Нина Петровна Пермякова, Заслуженный работник культуры Украины и Крыма, режиссер-постановщик, член СТД РФ.
Этот евпаторийский центр, известный во многих странах мира, сегодня продолжает оставаться в Крыму единственным театром, выполняющим функции детского. «Золотой ключик» является инициатором и организатором ряда ежегодных культурных проектов, благодаря которым Евпатория год за годом завоевывает звание культурной столицы Крыма: Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети,», Евпаторийская биеннале современного искусства «EvpArt», Международный конкурс молодежной фотографии «Ephoto», Международный фотопроект «Театральная фотография», молодежные литературные чтения «Eword», Евпаторийский твидовый ретро-круиз, ежегодный городской рейтинг «Дюжина лучших» и др.
Нина Петровна, минувший год «Золотого ключика» был насыщен событиями… расскажите о самых значимых из них.
— Последний год вообще для всех был насыщенным. В первую очередь, изменилось наше «имя» – теперь оно действительно соответствует тому, чем мы занимаемся. Загадочное «Международный детский центр-комплекс», воспринимавшееся чаще чем-то сродни дому пионеров, превратилось во вполне понятное «Международный центр театрального искусства» — теперь можно догадаться, что здесь не просто театр, а целый «комбинат индустрии искусства»!
В лучшую сторону произошли перемены и в коллективе «Золотого ключика». Крым и Россия уже не связаны границами и потому с этим театральным сезоном мы приняли в нашу большую семью семь специалистов из Самары, Оренбурга, Волгограда, Амурской области и Петрозаводска (Республика Карелия)… Раньше мы искали профессионалов для творческой работы с детьми, а теперь они сами пишут, звонят и приезжают. Так у нас появились новые актерские группы, коллективы художественно-изобразительных направлений и – давняя мечта – музыкальный театр! Пока во всем этом есть лишь одна проблема – жилье для «новых евпаторийцев».
— А как же выпускники самого «Ключика»? «Старые» евпаторийцы, так сказать…
— Безусловно, и выпускники центра у нас работают. Но для Евпатории, в общем, всегда была актуальна эта проблема: наши дети уезжают учиться в большие города и остаются там. Очень мало кто из них хочет вернуться после столиц и мегаполисов на небольшую зарплату и в довольно замкнутый мир провинциального городка…
— Кстати, все заметнее в последние годы «Ключик» становится сосредоточением, инициатором и организатором, пожалуй, большей половины всего происходящего в Евпатории – это и театральные события, премьеры, концерты, литературные вечера, выставки, конкурсы, даже городские рейтинги и биеннале современного искусства… Задумывали ли вы «Золотой ключик» именно таким – культурным центром города, каким он является сейчас?
— Нет, изначально мы задумывали его как театр – детский театр. Все получилось само собой – с увеличением числа наших воспитанников и выпускников, сотрудников, которые своей любовью к театру заразили огромное количество людей и зажгли не одну сотню «звезд», талант которых сегодня – гордость «Ключика» и города… А изначально мы создавали в нашем театре такую модель мира, атмосферу, в которой искусство бы объединяло людей – даже самых разных, делало бы этот мир лучше хотя бы в глазах и сердце тех мальчишек и девчонок, которые приходили к нам в поисках чего-то зачастую необъяснимо-важного для себя. Эти наши убеждения многие разделяли и потому постепенно в центре происходили такие преобразования… Так детский театральный коллектив вырос в интересное, экспериментальное, именно театральное учреждение. И за эти почти три десятка лет мы, кроме большого багажа опыта, собрали очень многогранный и интереснейший коллектив: кроме любви к театру, нас объединяет и любовь к нашему городу!
— Вот так незаметно и подросли… 28 лет отметит «Золотой ключик» в этом году! Заметно «взрослеет» и ваш зритель, судя по появлению взрослой актерской труппы «Студия 22»? Этот факт для города уникален.
— На самом деле в Евпатории давно уже слышны были разговоры о том, что у нас должна быть своя актерская труппа. Вместе с этим выросли и потребности нашего театра. «Студию 22» составили опытные артисты, среди которых есть и профессиональные актеры, и режиссеры. При этом все они – педагоги нашего центра. И поскольку у нас нет рамок (как в академических театрах, например), мы имеем возможность постоянно находиться в самом непосредственном и живом движении, искать и экспериментировать. Именно так в репертуаре театра стали появляться спектакли не только для детей, но и для молодежи, для взрослых, появилась молодежная труппа…
— Является ли своего рода признанием для вашего театра тот факт, что в октябре творческий коллектив «Золотого ключика» вступил в ряды одного из крупнейших театральных сообществ России – Союз театральных деятелей. Кроме того, Вы вошли в состав президиума крымского филиала СТД… Насколько значимы эти события для Евпатории и «Золотого ключика» в частности?
— Безусловно, значимо! Ведь мы вошли в большое театральное «братство», мы получаем возможность общаться с коллегами, работать вместе – в одном направлении с общими целями, а не по разные стороны… Мы очень по этому соскучились. Раньше такая возможность предоставлялась либо на нашем фестивале «Земля. Театр. Дети», куда съезжаются и режиссеры, и актеры, и руководители театров и творческих коллективов… либо если нам удавалось куда-то поехать на гастроли или творческие встречи. Появление в Крыму СТД имеет огромное значение и для всего полуострова. Уверена, многие наши идеи будут воплощаться в жизнь и благодаря этому расширившемуся профессиональному кругу не просто однодумцев, но уже коллег, мы будем выполнять свои обязанности перед обществом эффективнее и качественнее, обмениваясь накопленным опытом и поддерживая друг друга. И, наверное, какая-то помощь будет. Мы сможем принимать участие в семинарах, фестивалях, многих проектах СТД, которые однозначно расширят рамки нашей творческой и профессиональной деятельности.
— Близка к осуществлению и еще одна мечта «Золотого ключика» — завершение строительства театра?
— Да! Наш центр наконец ощутил должное внимание со стороны власти высшего уровня – руководства страны! Нас включили в федерально-целевую программу, поэтому в этом году пройдут все необходимые процедуры по выбору подрядчика, утверждению плана, доработке архитектурных чертежей и уже в 2016 году начнется строительство зала Дворца фестивалей и конгрессов! Строительство, которое мы начали больше 20 лет назад! Но, я уверена, скоро этот уголок станет самым красивым в городе, потому что тот проект, который задумывался, очень интересный…
— Самое интересное этого театрального сезона в «Золотом ключике» еще впереди… расскажите подробнее о том, что же ждет зрителей.
— Как всегда, в конце сезона ожидается много премьер: это и детские драматические спектакли («Цокотуха: 1812», «Незнайка учится», «Ежик в тумане», Волшебник Из города», «Кот в сапогах», «Голый король», «Поющий поросенок»), и постановка взрослой труппы «Студия 22» — «У ковчега в восемь», и хореографический спектакль – «Цветик-Семицветик». Кроме того, идет работа над восстановлением очень важного для нас спектакля, идея которого возникла много лет назад у педагога нашего центра Ирины Котелевич – «Русь белокаменная». Этот уникальнейший спектакль вошел в золотой фонд нашего театра заслуженно: произведя огромное впечатление на своих первых зрителей – участников фестиваля «Земля. Театр. Дети» в 1991 году, затронув за самое живое, вселив осознанную и светлую веру, он остался актуальным сейчас, как и тогда. Ну и, конечно, в этом году мы готовимся к XX – юбилейному! – фестивалю «Земля. Театр. Дети»! Для нас это огромное по значимости событие и не смотря на существующие сложности материального характера, будем стараться провести его на должном уровне…
— Нина Петровна, что Вы пожелаете в этот день своим коллегам?
— Счастья и удовлетворения от того, чем мы занимаемся. Ведь для людей, работающих в искусстве, все иначе: они не живут по привычной для большинства схеме «пятидневка с восьми до пяти»… Культура не может существовать по графику, так и мы не можем «отключаться» от своего дела с окончанием дня. Потому оно обязательно должно быть любимым и делать мир внутри и вокруг нас полнее! И, конечно, благодарных зрителей!
Подготовила Алина Мурашкина,
фото из архива театра