Мы стали есть меньше хлеба и картошки, зато больше фруктов и овощей, мяса и рыбы, яиц и молочных продуктов. Основной причиной изменения рациона россиян стало их желание питаться более правильно.
За последние 40 лет жители России сократили потребление картофеля в два раза, значительно уменьшилось потребление молока и молочных продуктов, а также стали есть меньше сахара. Об этом свидетельствует данные отчёта Росстата.
Согласно данным Росстата в 1980 году жители РСФСР потребляли 117 кг картофеля на человека в год, в 2018 году этот показатель снизился до 59 кг.
Снизилось также потребление молока и молочных продуктов — с 390 кг до 266 кг, а потребление сахара и конфет с 35 до 31 кг за тот же период. Зафиксировано снижение интереса россиян к хлебным продуктам — со 112 кг в 1980 году до 96 кг в 2018 году.
За последние 40 лет жители России стали есть больше овощей: потребление овощей возросло с 92 кг на человека в год (1980 год) до 104 кг в 2018 году, а потребление фруктов и ягод выросло с 35 до 74 кг.
Россияне стали больше есть мяса и мясопродуктов — рост потребления зафиксирован с 70 до 89 кг в год на человека за последние 40 лет, жители России стали больше потреблять в пищу рыбу — этот показатель возрос с 17 кг в 1980 году до 22 кг в 2018 году.
Ещё совсем недавно, каких-то 20-30 лет назад, в каждом доме на кухне хранилась книга с рецептами на множество разнообразных блюд. Именно с ней хозяйки учились готовить новые блюда и радовали свое семейство вкусными обедами. Сейчас кулинарной книгой больше не пользуются, её заменил персональный компьютер, который сейчас доступен фактически каждому и присутствует в любом жилище, он заменил книгу рецептов и превзошел её в тысячи раз. С помощью ПК и интернета можно за считанные секунды найти самые удивительные рецепты на любые блюда и отправиться на кухню воплощать их в реальные кулинарные творения.
По статистике поисковой системы Яндекс около 30 миллионов пользователей ежемесячно задают вопросы на тему кулинарии. Если сравнить этот показатель с другими источниками подобной информации, то можно увидеть, что он значительно превзошёл их все вместе взятые. К примеру, популярная в советское время «Книги о вкусной и здоровой пище» уступает в своем тираже за 1952-1999 годы количеству запросов в Яндекс более, чем в 3 раза. В целом же Яндекс способен ответить на более чем 91 миллион вопросов кулинарной тематики, касающихся обычно приготовления тех или иных блюд, рекомендаций по поводу обращения с разнообразными продуктами и прочими вещами из этой сферы.
Собранная поисковой системой информация по запросам граждан России по кулинарии может быть очень интересна для изучения продуктовых предпочтений россиян. Благодаря этой информации можно понять: каким продуктам россияне отдают наибольшее предпочтение, из чего им приходится готовить еду, как отличаются кулинарные вкусы в различных регионах Российской Федерации и многие другие.
Картошка, курица и кефир – лидеры российского потребления.
Интересно, что по количеству запросов в Яндексе лидирует курица. Именно о ней чаще всего спрашивают жители почти всех регионов России. Каждый неделю в поисковик Яндекс поступает 765 тысяч запросов, содержащих слова «курица», «куриный», «куриное». Народ интересуется, как лучше всего приготовить курятину в духовке, а также как из данного продукта сделать салат. Почему именно курица стала лидером ответить сложно. Скорее всего это предпочтение объясняется её стоимостью, быстротой приготовления, хорошим вкусом и полезными свойствами.
Сразу после вопросов о приготовлении блюд из курицы, по количеству запросов в Яндексе лидирует всеми любимая картошка. Правда, на неё отводится почти на 1,6 раза меньше запросов. Чаще всего ищутся ответы на вопросы, как готовить картошку, запеченную в духовке, совместно с мясом, той же курицей или другими вкусными продуктами. Конечно стоит понимать, что картошкой интересуются не так интенсивно потому, что большинству людей и так понятно, как её готовить. Жареная или вареная картошка не требуют большого кулинарного искусства.
Какими бы ни были запросы в Яндекс о различных кулинарных рецептах, в них фигурирует примерно один и тот же набор продуктов. Приблизительно 30% запросов включают в себя наименования из 20 самых популярных продуктов. 55% запросов в Яндексе приходится на довольно обычный продуктовый набор без экзотических элементов, используемый россиянами в повседневной жизни. Среди этих продуктов можно отметить целую сотню самых популярных продуктов питания по запросам в Яндексе.
В двадцатке самых популярных запросов видное место занимают салаты. Люди активно интересуются, как приготовить салат с курицей, крабовыми палочками, салат «Мимоза» и прочие варианты.
Сразу после салатов идут запросы о приготовлении тортов, печенья, кексов, пирожков и пирожных, блинов и другой выпечки.
Третье место в двадцатке популярных кулинарных запросов в Яндексе занимают супы.
По запросам в Яндексе можно довольно легко определить, какие блюда готовят россияне на какое время суток: завтрак, обед или ужин. Интересно, что именно с поиском хорошего блюда на обед получаются самые большие сложности.
Изменения в кулинарных запросах в зависимости от времени годы.
Кулинарные предпочтения россиян очень сильно изменяются в зависимости от времени года. По запросам в Яндексе можно отчетливо увидеть заметные перемены вкусов россиян буквально в каждом месяце года. Рецепты приготовления салатов чаще ищут осенью и весной. Зимой, во время Масленицы, большинство россиян берётся за выпечку блинов. Именно в это время в Яндексе лидирует количество запросов со словом «блинчик», «блины». Блинами интересуются самыми разными: от тонких и толстых, до ажурных, пышных, с дырочками и диетических.
Весенние кулинарные запросы не сильно отличается от зимних. Стоит отметить только, что во время Великого поста появляются вопросы о постных блюдах. В апреле-мае россияне интересуются приготовлением шашлыка. При приближении Пасхи учащаются запросы о приготовлении куличей и глазури для них, и вопросы о способах окраски пасхальных яиц.
В июне начинается активный сезон заготовки варенья, джемов, компотов, эти запросы остаются в двадцатке лидеров до самой осени. К ним присоединяются запросы о рецептах приготовления малосольных огурчиков, помидоров, кабачков, баклажанов, острых соусов и прочего. При наступлении осени акцент частых запросов смещается к грибам, разным фруктам и овощам.
Предпочтения россиян в различных регионах страны
Каждый регион России имеет свои особые вкусовые предпочтения, которые четко прослеживаются по статистике запросов в Яндекс. Здесь важную роль играет доступность тех или иных продуктов. К примеру, люди интересуются больше всего теми ягодами, грибами и овощами, которые распространены в их регионе более всего. В приморских регионах особой популярностью пользуются рыбные блюда, а также некоторые морепродукты. В Новосибирске популярна козлятина, в Астрахани — баранина, а в Омске частенько прослеживаются запросы про конину. Запросы о приготовлении национальных блюд занимают важное место в предпочтениях жителей разных регионов России.
Интересно, что некоторые регионы, например, Салехард, Мордовия, Крым интересуются большим количеством разнообразных продуктов, но меньшим количеством блюд. Такие же регионы, как Екатеринбург, Челябинск и Удмуртия наоборот – из меньшего количества продуктов делают большее количество блюд.